Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

История советской игрушки

.docx
Скачиваний:
64
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
659.82 Кб
Скачать

Игрушки – это важная часть детского мира, которая во многом является уменьшенной копией культурной системы с ее социальными отношениями и ожиданиями. Игрушки также выступают в качестве поставщика информации об окружающей действительности. Воссоздаваемые уменьшенные «двойники» из различных сфер «взрослого» мира (трудовой деятельности, природы и техники, семьи) в дальнейшем помогают ребенку «включиться» в экономическую и политическую реальность. Именно этим, по мнению известного психолога Э. Эриксона, отличаются игры детей от игр взрослых: «Играющий взрослый уходит в сторону от действительности и входит в другую реальность. Играющий ребенок продвигается к новым ступеням мастерства в овладении этим миром и собой»1. Игрушки являются конкретным изображением предмета или объекта, чаще всего в упрощенной форме. Но не каждая игрушка имеет своего «двойника» из окружающей действительности. Принцип отбора предметов, «достойных» снятия с них игрушечных копий, уже сам по себе позволяет сделать выводы о некой идеальной картине мира2.

Кратко охарактеризуем историю советской игрушки. Отметим, что именно в период существования СССР государство тратило множество сил и средств на воспитание нового поколения, так как именно в ребенке власть видела строителя будущего социалистического государства. Отсюда пристальное внимание к повседневности детей, которое выражалась, в том числе, в определенном заказе на детские игрушки и настольные игры.

В 1920-е гг. в СССР производство игрушек было ограничено. По мнению исследователя М. С. Костюхиной, политика государства была ориентирована на то, чтобы игрушками для ребенка были настоящие инструменты в целях прививания навыков коллективного труда и воспитания «нового социалистического отношения» к трудовой деятельности. Советская литература послереволюционного периода, выполняя социальный заказ, превозносила идею детского труда. Поэтому «ближайшими спутниками детей оказываются реальные рубанок, молоток, пила» вместо «прежних зверюшек и игрушек»3. Подобное направление политики было вызвано как идеологическими причинами, так и малой доступностью игрушек для большей части населения (в особенности, сельского) из-за ограниченности производства и высокой цены. В результате большинство детских игрушек были самодельными.

Несомненный интерес для анализа воспитательной политики нового государства представляют настольные игры, являющиеся приложениями к детским журналам и получившие более широкое распространение в силу доступности для массового читателя. Не вызывает сомнений идеологическая направленность этих игр, выраженная даже в названиях: «Химическая война», «Революция», «Красные и белые», «Путешествия по богатствам СССР», «Электрификация», «Дадим сырье заводам», «Путешествие на аэроплане по СССР» и пр.1 (рис. 56–58).

Рис. 56. Настольная игра «Красные и белые». 1920-е гг.

Рис. 57. Настольная игра «Революция». 1920-е гг.

Рис. 58. Настольная игра «Дадим сырье заводам». 1930 г.

С 1930-х гг. детским игрушкам уделяется особое внимание со стороны власти. Транслятором этого интереса стала периодическая печать, в частности, журнал «Советская игрушка» (с 1937 г. – «Игрушка») – орган Комитета по игрушке при Наркомпросе РСФСР, Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки и Всекопромсовета. В одном из номеров журнала прямо указывается на то, что детская игрушка – это «мощное оружие коммунистического воспитания наших детей, чувствительный идеологический инструмент, воздействующий на детей», производство ее должно находиться «под неослабным политико-идеологическим и педагогическим контролем»1. В роли же контролера выступали правящая партия и советское государство в лице партийных и советских функционеров.

В своем исследовании А. А. Сальникова отмечает, что требования к елочным игрушкам были прописаны в правительственных директивах. При производстве елочных игрушек должны были соблюдаться следующие критерии: доступность, массовость, эстетичность, разнообразие, эмоциональная насыщенность, идеологическая наполненность. Можно предположить, что подобные требования предъявлялись и к другим видам выпускаемых в производство детских игрушек.

Планируемые к производству и уже изготовляемые игрушки были четко систематизированы по функциональному назначению, сырьевому материалу и содержанию. Пример классификации по последнему признаку приводит в своей монографии А. А. Сальникова. Так, на ленинградских предприятиях и в артелях во второй половине 1930-х гг. предполагалось выпустить игрушки следующего содержания: 1) Красная Армия (пехотинцы, кавалеристы, летчики, пограничники, танкисты, связисты, краснофлотцы, подводники, милиционеры, военное оснащение в масштабе фигурок, корабли «Аврора», «Марат», «Октябрьская революция», крейсеры и подводные лодки); 2) физкультура и спорт (спортсмены – представители различных видов спорта); 3) дети (в школе, лагере, отряде, дома); 4) улица (новые дома, трамваи, троллейбусы); 5) этнографические игрушки, жилища, национальные орнаменты; 6) игрушки, изображающие быт и труд колхозной деревни; 7) комплексные наборы игрушек (парад Красной Армии, парад физкультурников, лыжный переход, канал Москва-Волга и др.)2.

В конце 30-х гг. ХХ в. популярными становятся военные игры. В монографии М. С. Костюхиной, в которой одна из глав посвящена играм и игрушкам в детской довоенной литературе, показано, что милитаризм становится привычной темой для детских книжек 1930-х гг. Война перестала быть мальчишеской игрой и превратилась в занятие для всех и каждого3. Диапазон военных игрушек в литературе довоенных лет значительно расширился. Дети играют не только солдатиками и ружьями. В ход идут пистолеты, гранаты, парашюты, противогазы, каски, плащ-палатки. Появляются новые рода войск: танки, самолеты. А новые игрушки отображают все виды современного вооружения1. В настольных играх также отразилась популярность военной тематики, появляются следующие названия: «Морской бой», «Современный бой», «Бой танков» и пр.

Во время Великой Отечественной войны, несмотря на переориентацию всей промышленности на военные рельсы, отдельные фабрики и мастерские из производственных отходов делали детские игрушки. В основном, они были на военную тему: солдаты, матросы, летчики, винтовки, автоматы, пистолеты, самолеты, танки и пр. Эти игрушки делали и в первые годы после войны2.

Со временем стратегия воспитания в послевоенный период меняется и ориентируется на практические цели, что предполагало выбор «полезных занятий» для ребенка школьного возраста. В первую очередь в круг таких занятий входили настольные игры и наборы для опытов: «Юный техник», «Аэронавтика», «Полный набор по физике» и другие, призванные стимулировать детскую любознательность. Одновременно, эти игры отражали успехи государства в сфере освоения космоса, в развитии техники. С помощью настольных игр школьники должны были постигать правила городской жизни. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятый Верховным советом в декабре 1958 г., не замедлил сказаться на ассортименте игрушек. Фабрики активно начали выпускать детские лейки, лопаты, утюги и прочий игрушечный инвентарь, призванный как можно достовернее отражать реалии советской жизни. Наряду с уменьшенными копиями «настоящих инструментов труда», советская индустрия предлагала продукты, отражавшие оптимистическое видение будущего, атмосферу обороны, большой стройки или ремонта: тракторы и подъемные краны, самолеты и лодки, корабли и ракеты, куклы, одетые в униформы представителей разных профессий (рис. 59–61)3.

Рис. 59. Кукла-кондуктор. 1950-е гг.

Рис. 60. Детская швейная машинка. 1970–1980-е гг.

Рис. 61. Машинка аварийной газовой службы. 1970–1980-е гг.

Из-за дефицита широкую популярность приобрела самодельная игрушка, предлагаемая различными детскими периодическими изданиями – «Пионерской правдой», «Мурзилкой», «Пионером», «Веселыми картинками»: от настольных игр с карточками («Ленин идет в Смольный», «Беглые, или Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» и пр.) или бумажных моделей объектов советской авиации и флота до инструкции по изготовлению елочных игрушек из ваты или яичной скорлупы. В дальнейшие годы ассортимент игрушек увеличивается, но выпуск детской продукции осуществляется в рамках политики прежних лет вплоть до 1980-х гг.

Итак, советские игрушки находились в центре переплетенных взаимодействий, охватывавших властные практики, экономическую, социальную и частную сферы. При этом государственная стратегия воспитания, чрезмерно сосредоточенная на практических задачах, стремилась направлять интересы детей при помощи тематически строго ограниченного предложения товаров для детских игр. Детская игрушка являлась не только инструментом идеологического воздействия, но и оказывала влияние на формирование идентичностей – гендерной: в игрушках и играх транслировались «роли» мужчин (сына и защитника отечества) и женщин (матери и хозяйки); мировоззренческой: в игрушках и играх часто встречаются образы коммуниста, красноармейца, пионера, Мальчиша-Кибальчиша и пр.; профессиональной: пропагандируются образы врача, космонавта, инженера, ученого и др.; этнической: фигурировали образы русской, украинки/украинца, цыганки, представителя северных народов и пр. (рис. 62)1.

Рис. 62. Кукла в русском национальном костюме. 1950–1970-е гг.

Таким образом, советские детские игры и игрушки представляют собой интересные малоисследованные исторические источники, которые можно использовать для изучения истории вещей, истории повседневности советского ребенка на протяжении нескольких десятилетий, а также – в рамках направления «история детства» – для выявления образов советского детства.

Для характеристики методов исследования детских игрушек необходимым элементом является их классификация. Существует множество параметров, по которым можно систематизировать сведения о всем многообразии игрушек: по возрастному назначению, материалу изготовления, величине, функциональным свойствам и пр. Наиболее продуктивной нам представляется классификация, предложенная этнографами, выделившими универсальные, первичные игрушки, характерные для всех народов2: звуковые (сенсорные) – трещотки, погремушки, бубенцы, музыкальные игрушки; двигательные (моторные) – мяч, волчок и пр.; оружие; образные игрушки – куклы и игрушки, изображающие животных; орудия труда и предметы быта; конструктивные – природные материалы, кубики, конструкторы, настольные игры.

В связи с тем, что детские игрушки нечасто становились специальным предметом изучения, в качестве основного метода работы с данным видом источника можно использовать метод «культурной биографии вещей» (он предложен социологом И. Копытовым)1, совмещенный с традиционным внешним и внутренним анализом исторического источника.

Задания и вопросы для внешнего анализа детских игрушек и настольных игр могут быть такими.

  1. Установить создателя/производителя (заводское, кустарное или самодельное изготовление). В данном случае подспорьем может служить как инструкция к игрушке/игре, так и описание, воспоминание самого «создателя» (ребенка).

  2. Из какого материала выполнена игрушка/игра, т. е. насколько она «долговечна»?

  3. К какому времени относится изготовление игрушки/игры? Что послужило подсказкой для определения времени создания (указан год на самой игрушке, прописано в инструкции и пр.)?

  4. На какой возраст и пол игрушка/игра рассчитана?

Вопросы для внутреннего анализа детских игрушек и настольных игр.

  1. Назначение игрушки/игры (для групповой игры, для коллекционирования и пр.). Изменилось ли назначение игрушки/игры со временем?

  2. Символика игрушки/игры (например, внешность и одежда куклы, государственная символика на военных игрушках, надписи в настольных играх и пр.).

  3. Насколько игрушка/игра была популярной, «модной», «престижной» для своего времени? С чем это было связано?

  4. Какие исторические факты получили отражение в игрушке/игре как историческом источнике?

  5. В чем ценность и ограниченность игрушки/игры как исторического источника (на какие вопросы помогает ответить, а на какие нет)?

По нашему мнению, детские игрушки и настольные игры советского периода можно использовать как в ученических, так и в профессиональных исследованиях. В рамках курсов, посвященных советской повседневности, целесообразно будет предложить следующие темы для работ с игрушками/ играми.

  1. Детские игрушки довоенного и военного времени как источник изучения советского детства.

  2. Детские игрушки в визуальных источниках советского периода (в открытках, фильмах, фотографиях).

  3. История игрушек и игр в воспоминаниях моих близких.

  4. Ассортимент детских игрушек как государственная стратегия воспитания.

  5. Детские игрушки и настольные игры как исторический источник.

  6. История советских детских игрушек и настольных игр.

  7. Игрушки как инструмент формирования мировоззренческой, профессиональной и этнической идентичности.

  8. Детские игрушки как инструмент наделения «советскостью».

Рекомендуемая литература

  1. Асташев А. Б., Гордеева И. А. Библиография по теме «Детский досуг (чтение, сказка, игрушки, музыка, праздники, кинематограф, театр)» (1918–1945 гг.) // Какорея: из истории детства в России и других странах. М.; Тверь, 2008.

  2. Костюхина М. С. Игрушка в детской литературе. СПб., 2008.

  3. Лёйтнер Л. «Совсем как настоящие…» – игры и игрушки в СССР в 1950–1960-е гг. [Электронный ресурс] // НЗ. 2011. № 3. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2011/3/ (дата обращения: 10.10.2011).

  4. Ромашова М. В. Вещи и слова советского детства 1940–1950-х гг.: провинциальное измерение // Какорея. С. 207–216.

  5. Салова Ю.Г. Игровое пространство советского ребенка-дошкольника в 1920-е гг. // Какорея. С. 114–123.

  6. Сальникова А. А. История елочной игрушки, или Как наряжали советскую елку. М., 2011. (Культура повседневности).

  7. Смирнова Т. М. Дети лихолетья: повседневная жизнь советских детдомовцев, 1917 – начало 1920-х гг. // Материнство и детство в России в XVIII–XXI вв. М., 2006. Ч. 1. С. 255–299.

  8. Шипулина Н. Б. Игра и игрушка в сфере повседневной культуры // Studia culturae: альманах. СПб., 2002. Вып. 2.

1 Цит. по: Лёйтнер Л. Указ. соч.

2 Там же.

3 Костюхина М. С. Указ. соч. С. 80.

1 Настольные игры СССР 20–30-х гг. прошлого века [Электронный ресурс] / Блог Кристины Потупчик. URL: http://krispotupchik.livejournal.com/124249.html (дата обращения: 16.10.2011).

1 Цит. по: Сальникова А. А. История елочной игрушки... С. 97.

2 Там же. С. 98.

3 Костюхина М. С. Указ. соч. С. 123.

1 Там же.

2 Беленький А. Мои сверстники рассказывают о своих игрушках (конец XIX – XX в.) // ПИШ. 2002. № 2. С. 65.

3 Советские игрушки [Электронный ресурс]. URL: http://www.liveinternet.ru/tags/%F1%EE%E2%E5%F2%F1%EA%E8%E5+%E8%E3%F0%F3%F8%EA%E8/ (дата обращения: 10.10.2011).

1 Там же.

2 Мусаева М. К. Указ. соч.

1 Капытов И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология вещей. М., 2006. С. 134–166.