Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 ЧАСТЬ .doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
182.78 Кб
Скачать

66

Глава II. Ход и характер войны

§ 1. Первый период гражданской войны

12 апреля 1861 года войска рабовладельческой конфедерации подвергли бомбардировке занятый федеральными войсками форт Самтер в Южной Каролине и 14 апреля овладели им. Так была начата гражданская война с плантаторами-рабовладельцами и демократами между Севером и Югом. «…Обогнув вершину Русского холма, он снова увидел проснувшийся город и был поражён пёстрым зрелищем вьющихся по всюду флагов. На каждом общественном здании, на каждой гостинице, на крышах частных домов и даже в окнах отдельных квартир хлопали и развевались звёзды и полосы. Морской ветерок играл ими на мачтах и реях кораблей, ставших у причалов, на зубцах фортов Алькартес и Иербабуэно. Кларенс вспомнил, что накануне переводчик рассказывал, как весть об осаде форта Самтер всколыхнула патриотические чувства во всём городе, и теперь уже нет сомнений, что штат Калифорния останется в Союзе…»1.

Рабовладельцы, развязывая войну, были вполне уверены в своей победе над Югом. Военный министр Уопер «…через две недели её знамя будет развиваться в Вашингтоне над знаменем Капиталя, где заседает Конгресс…»2. Долгая подготовка Южан к выступлению дало военное превосходство над Северянами. В арсеналах сосредоточилось большое количество оружия. Была возможность южан мобилизовать на войну большую часть белого населения, способного носить оружие, так производительным трудом занимались рабы. Имелось много кадровых офицеров, которые видели успех в решительной и быстрой тактике. В планах мятежников был расчет на помощь со стороны Англии. (… Английская буржуазия была заинтересована в расколе и ослаблении США … главный поставщик хлопка для английской промышленности … большой спрос на английские товары … противниками высоких пошлин на эти товары…»1. Имеются в виде северные штаты, так как их промышленная продукция легко доступна конфедератам из-за соседней близости.

Но слабым местом Южан явился её тыл. Негры-рабы ожидали моменты, чтобы подняться на борьбу за свою свободу. Численность населения была меньше, чем у Северян. «…Проживало 12 млн. в южных штатах, у Северян насчитывалось 20 млн.…»2. Не было на Юге промышленников, господство в экономике хлопка не давало даже производить в достаточном количестве продуктов питания, в том числе и хлеба.

Президент А. Линкольн, являющийся по Конституции Северян главнокомандующим армией и флотом, призвал 75 тыс. волонтёров в федеральную армию для подавления мятежа в южных штатах. В это время армия северных штатов была слабой и малочисленной; часть командных кадров оказалась на стороне мятежников (выходцы из семей плантаторов и крупных капиталистов, связанных с Югом), много было шпионов и предателей. «…Посвящённый в планы южан военный министр США Флойд, расположил армию Союза к западу от реки Миссисипи, открыв, таким образом, южанам путь на север…»3. Северянам приходилось в ходе войны создавать армию, заменить негровый состав офицеров. Северные штаты, кроме того, имели огромный перевес над южанами на море. Они установили морскую блокаду на побережье южных штатов, препятствуя ввозу продуктов и товаров с метрополий, в которых остро нуждался Юг, так вооружение и провиант для армии конфедерации могли поступать из-за границы лишь морским путём. На стороне Северян было преимущество затягивания военных действий. Север производил три четверти промышленной продукции страны США и имел широкую сеть железных дорог и судоходных каналов, тогда как на Юге почти совсем не была развита индустрия.

Кроме того, конфедераты надеялись на поддержку Англии и Франции. Английский капиталисты стремились к уничтожению опасного соперника – промышленников северо-восточных штатов Америки. В случае победы Юга над Севером США в экономическом смысле опять превратились бы колонию Великобритании. У Франции были свои интересы в США – возращение бывших колоний, территории от Луизианы до Небраски.

Есть факты, что южане рассчитывали на помощь со стороны европейских стран. Политический лидер Юга сенатор Джон Хаммонда в 1858 г. ещё до начала гражданской войны: «…Без единого пушечного выстрела и не обнажав меча, мы можем поставить на колени весь мир, если они посмеют начать с нами войну … если в течение 3-х летнее будет доставки хлопка … Англия сделает всё возможное и мобилизует весь мир, чтобы спасти Юг … хлопок правит миром…»1.

Другой факт, подтверждающий, что Юг рассчитывал на иностранную помощь, служит заявление перед самой войной. 26 марта 1861 г. посол Юга лорд Лабонс произнёс при свидании с государственным секретарём США Стюардом: «…Если США решаются силой приостановить столь важную для Великобритании торговлю с производящими хлопок штатами … что может произойти…»2. Так конфедераты, чувствуя явную неподготовленность Севера к войне, рассчитывали на тесную помощь Британии и Франции, учитывая, что против них не будет выступать белое население, составляющее большинство в США. Имея молниеносным ударом быстро захватить столицу США – Вашингтон, надежда на успех только в кратковременной войне. Слабым местом Южан было то, что 35 % всего населения составляли опасные негры-рабы, ожидавшие момента подняться на борьбу за своё освобождение. Ослабило Южан отсутствие поддержки со стороны западных районов Виргинии, население, в котором осталось верным правительству Линкольна.

Английское правительство, в свою очередь, с первого дня войны взяло курс на поддержку Юга, искала причину для вмешательства в гражданскую войну в США. Скоро нашёлся такой предлог. « 1861 г. осенью капитан флота северян Уолне задержал в море английский корабль «Трент» и снял с него 2-х агентов Конфедерации, направлявшихся СС дипломатическим поручением в Европу … оскорблением английского флота … английская печать призывала к войне с США…»1. И в Англии началась тщательная подготовка к вооружённому выступлению.

Маркс считал причинами первых неудач Севера на войне не способность придать войне характер последовательной борьбы против рабства. Правительственные войска использовали больше всего для поимки беглых рабов. Когда генерал Фремонт издал приказ об освобождении рабов восставших против рабовладельцев в штате Миссури, то правительство Линкольна отменило его. «Даже один только полк, состоящий из негров … окажет поразительное действие на нервы южан…»2. Маркс указывал, если Линкольн не изменит способа ведения войны, то в США может вспыхнуть народная революция против него.

К лету 1861 г. южане создали 120-тысячную армию. Они сразу хотели быстрым размахом разбить силы Севера в первом е лобовом столкновении и занять Вашингтон. «21 июля 1861 г. у городка Манассае, в 40 км южнее Вашингтона, 35-тысячная армия Севера была рассеяна и обращена в бегство войсками мятежников в числе 30 тыс. человек»3. После этого Вашингтон остался под угрозой, но мятежники не решились наступать немедленно на столицу из-за недостатка людских ресурсов. Расчеты на быструю победу оказались ошибочными – война затянулась.

Правительство Севера провело новый набор в армию в 500 тыс. человек, уволил многих офицеров, неспособных вести войну. К концу декабря 1861 г. армия Севера превысила 660 тыс. человек, но эти войска были плохо обучены и недисциплинированны. Во главе армии был поставлен генерал Мак-Клеллан, крупный капиталист, опасавшийся революционного подъёма народных масс. Действия Мак-Клеллана отличались нерешительностью и медлительностью. Он поставил план наступления на территорию Конфедерации со всех сторон, с целью её постепенного окружения. Этот план, названный «анаконда планом» или «планом удава» был несостоятелен в своей основе, оно привело к распылению сил Севера по разным направлениям и не могло привести к скорому окончанию войны. Так как оно сводило к окружению противника и постепенному кольца. Это привело северянам в ходе военных действий заново создавать армию, призывая новых призывников, в том числе и иммигрантов, прибывавших в США.

Главной причиной первых неудач правительственных войск в начале войны была политика Линкольна: «…Чтобы не раздражать сторонников рабовладения в северных штатах – текстильных промышленников и торговцев, которые с отменой рабства теряли некоторую часть капитала за хлопок … беднейшее городское население, считавшие, получив свободу, чёрные создадут конкуренцию на рынке труда…». Все эти взгляды Линкольна не сумели придать войне характер последовательной борьбы против рабства.

А у Южан к осени 1861 г. стало ясно, что не смогут победить северян из-за ощущения нехватки вооружения. Для подъёма в короткий срок промышленности региона было невозможно из-за индустриальной отсталости. Надо было обратиться за помощью к Англии. Великобританское правительство во главе с Темплом Пальмерстоком направило британские войска в Канаду. Правительство Линкольна выбрало лучший путь устранить мирным путём, и выпустила эмиссаров Южан Мэзона и Слабдея, задержанных в торговом судне «Трент». Тем самым был устранён предлог для втягивания Великобритании в войну. Но ни конфедераты, ни правительство Великобритании и Франции ещё не теряли надежды на совместное участие в войне.

На первоначальном этапе войны в 1861 г. армия федеральных войск одно за другим терпела поражения. «Поражение федеральных войск 21 июля 1861 г. на реке Булл Пан у Манассаса едва не повлекло за собой падение Вашингтона»1.

Наступление армий Севера началось только в январе 1862 г. «по долине реки Миссисипи успешно продвигалась на юг армия генерала Гранта … морским десантом был взят Новый Орлеан»2. Этим одновременным ударом с юга и с севера с помощью войск генерала Фаррагута «федеральные войска хотели отделить самые западные рабовладельческие штаты Арканзас, Луизиану и Техас от более промышленной части Конфедерации»3. Однако основные силы войск Юга в это время были сосредоточены на центральном участке фронта у Лигмонда и это привело к серьёзным неудачам на этом участке фроста армию под командованием Мак-Клеллана. В марте Мак-Клеллан был смещён. «Вашингтон вновь оказался под угрозой…»4. Этому способствовало и дважды формированию по реке Потопан войск южан под командованием генерала Ли. В битве за штат Мерилец обе стороны несли тяжёлые потери. Под влиянием крупной буржуазии правительство Линкольна продолжало свою деятельность в ходе войны, «решение вопроса о заселении западных земель, отмену рабства … разорить плантаторов…»5. Но он боялся, что плантаторы, лишившись рабов, оказались бы не в состоянии уплатить свои долги банкирам и купцам Севера. Поэтому всё ещё действовала нерешительно, затягивало решение проблем путём демократического характера. Но решающей силой, склонившей к Линкольну и революционным методам ведения войны, был народ. Армию северян составляли представители разных сословий и классов, добровольно сражавшие против рабовладельцев. Они были за борьбу, «за свободную раздачу земель на Западе»1. 2Так же народные массы были заинтересованы быстрой и решительной победой над рабовладельцами – мятежниками. «…Война вызвала расстройство торговли, отвлекла трудящихся от работы в промышленности и сельском хозяйстве…».

Правительство Линкольна, когда видело назревание революционной ситуации под напором народных масс, выходившей за рамки Конституции США, в 1862 г. приняло закон о гометедах «… право всякому гражданину США, внёсшему 10 долларов, получить на Западе участок земли в 160 акров … по истечении пятилетнего срока … держатель становился его полным собственником…»3.

22 сентября 1862 г. Линкольн опубликовал Прокламацию об освобождении рабов. Президент заявлял, что с 1 января 1863 г. рабство в США отменяется, «… все те, кто содержался в качестве раба в каком-либо штате или части штата, население которого участвует в мятеже против Соединённых Штатов, отныне и навсегда будут свободны … просьбой к конгрессу принять закон о предоставлении компенсации всем рабовладельцам, не участвующим в мятеже и согласившимся освободить рабов…»4.

Несмотря на недостатки, прокламация имела огромное прогрессивное значение. Линкольн официально изменил цели гражданской войны, которая велась не только за восстановление Союза, но и к уничтожению рабства. Однако для решения проблемы в США мешали главной силой круги буржуазии, их определённая историческая инерция. «…Соединённые штаты с самого начала возникли как рабовладельческое государство, было неотъемлемой частью американского образа жизни…»1. Также в условиях гражданской войны особенно важное место имела позиция генералитета и офицерского корпуса, так как судьба войны решалась главным образом на фронте, в ходе вооружённой борьбы между двумя противоборствующими сторонами. Беседа Линкольна с Чарльзом Самнером 4 июня 1862 года: «… Я освободил бы рабов, если бы не боялся, что половина офицеров побросает оружие и восстанут ещё четыре штата…»2, свидетельствует, какие были опасения Линкольна. Освобождение рабов и призыв их в федеральные вооружённые силы вызывались военной необходимостью, после первых поражений северян, в начале войны. Поэтому Линкольн поднял этот вопрос о реализации рабства только в критический период гражданской войны. Линкольн опирался на поддержку масс и радикалов. Число радикальных республиканцев в конгрессе было невелико, всего 25 членов представителей и около 10 в сенате имелось. «Главные комиссии палаты, сената и объединённые комиссии конгресса находились под контролем радикальных республиканцев … председатели комиссий были известными лидерами радикальных республиканцев…»3. И в конце концов, в 1862 г. радикалы установили полный контроль над федеральным правительством. Упорная борьба пониманием того, что без участия рабов – негров наряду с армией федералов, без ликвидации рабства и призыва негров в армию нельзя выиграть войну – всё это создавало необходимые условия для реализации курса на освобождение рабов. «…Если бы не было рабства, … никогда бы не начался мятеж. После освобождения рабов мятеж не сможет продолжаться…»4. Негры, хотя поддерживали прокламацию Линкольна, но на переселение в Африку или другие страны Латинской Америки не были согласны. Линкольну пришлось подчеркнуть в своём послании к конгрессу 1 декабря 1862 г., что переселение негров будет осуществляться только с их согласия. Линкольн боялся, что такая масса рабов может передумать идти на борьбу против рабовладельцев. Также для поддержки прав освобождённых рабов предписывал местным властям о защите их прав, исключением одного важнейшего требования от негров: «…Освобождённые рабы … будут приниматься в вооружённые силы Соединённых Штатов … и в качестве матросов на все военно-морские суда…»1.

Таким образом, можно сказать, что Прокламация об освобождении была самым главным документом гражданской войны. Уничтожению рабства стали предвидеть революционный путь, а не конституционный. В этом огромную роль имеются личные заслуги Линкольна в принятии этого документа, который прислушивался к голосу масс, сумел преодолеть колебания и сомнения, игнорировал мнения и давления мощных прорабовладельческих кругов Севера, во время отказался от своих первоначальных планов постепенного освобождения рабов с выплатой компенсации рабовладельцам и осуществил революционное уничтожение рабства на основе конфискации. Маркс ещё в своё время писал: «У Линкольна не было никакого позирования, никаких исторических драпировок … нерешительно, против воли, нехотя исполняют он бравурную арию своей роли, как будто прося извинения за то, что обстоятельства принуждают его «быть героем…»2. Так пишет современник о нерешительности в политической деятельности Линкольна. Также отметил «важнейший документ, разорвавший старую американскую Конституцию … в истории США и в истории человечества Линкольн займёт место рядом с Вашингтоном…»3. В ответ на Прокламацию Линкольна, южные конфедераты, принимающие ярость, решили выносить смертные приговоры пленным офицерам-северянам. Президент Конфедерации Дэвис опубликовал в своём послании «…Прокламация Линкольна призывает рабов к восстанию и является грубейшим нарушением всех законов цивилизованной войны…», также изложил программу репрессивных действий с целью занизить негров и сорвать начавшееся формирование негритянских полков.

Прокламация об освобождении влияла на Английскую и Французскую печать. Они проявили враждебные отклики, обрушили мутный поток брани и клеветы на Прокламацию. Но противоположную реакцию имели трудящиеся массы Англии. Решительная поддержка английскими рабочими антирабовладельческой позиции правительства Линкольна имела большое значение, «… героическое сопротивление рабочего класса Англии их преступному безумию спасло Западную Европу от авантюры позорного крестового похода в целях увековечения и распространения рабства по ту сторону Атлантического океана…»1.

Опубликование Прокламации, таким образом, обозначило переход к новому этапу войны. Новые цели привели к появлению новых методов ведения войны, начался коренной перелом в ходе войны в пользу Северян. В Федеральную армию вступило около 200 тыс. негров. Вскоре армия Севера насчитывала в своих рядах более полутора миллиона человек. Введение войны с революционным подъёмом народа ухудшило положение Конфедерации, рухнули надежды её руководителей на помощь со стороны Англии и Франции.