Пенитенциарная криминология
.pdf–ни одно задержанное или находящеесяв заключении лицо не должно подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения;
–к лицам, заключенным под стражу, применяется режим, со- ответствующий их статусу неосужденных лиц, в связи с чем они содержатся отдельно от осужденных;
–лицо не может находиться в задержании без предоставления возможности быть заслушанным судебным или иным органом;
–задержанным и находящимся в заключении лицам предос-
тавляется возможность обжалования неправомерных действий властей;
–в целях контроля за соблюдением соответствующих законов
иправил места задержания и заключения регулярно посещаются представителями компетентныхорганов, отличными от органов, в непосредственном ведении которых находятся эти места.
Европейские правила тюремного заключения (принимались Комитетомминистров Европейскогосовета в 1973 г., обновлялись в 1987 г., утратили силу в 2006 г.). По структуре и содержанию
Европейские пенитенциарные правила были схожи с Правилами ООН, однако имели некоторые особенности. В них нашли даль-
нейшее развитие основополагающие принципы обращения с заключенными. В частности, подчеркивалось, что лишение свобо- ды должно исполняться в таких условиях и моральной атмосфере, которые обеспечивают уважение человеческогодостоинства; цели исправительного воздействия на заключенных состоят в сохране- нии их здоровья и достоинства, формировании у них чувства ответ- ственности и навыков, способствующих их интеграции в обще- ство; защита личных прав заключенных обеспечивается посред- ством контроля, осуществляемого судебными или иными органа- ми, не принадлежащими к пенитенциарной администрации.
Правила предусматривали подробную процедуру приема зак- люченных в места лишения свободы вплоть до разработки инди- видуальных программ исправительного воздействия.
Несколькопо-иному трактовались вопросы содержания в пени- тенциарных учреждениях различных категорий заключенных. Так,
401
мужчины и женщины должны были содержаться, как правило, раздельно, хотя и могли совместно участвовать в организованной деятельности в рамках утвержденной для них программы исправ- ления. Заключенных под стражу (подследственных) следовало содержать отдельно от осужденных, за исключением случаев их
согласия на совместное пребывание или участие в полезной для них организованной деятельности. Молодые заключенные долж- ны были содержаться в условиях, максимально защищающих их от вредных влияний и учитывающих потребности их возраста.
Изменения, произошедшие за период с 1987 г. в европейском пенитенциарном законодательстве, практике обращения с заклю- ченными (осужденными), уголовной политике, обусловили необхо-
димость принятия новых Европейских пенитенциарных правил. 11 января 2006 г. Комитетом министров Совета Европы была утверждена новая редакция Европейских пенитенциарных правил.
Формально они имеют статус рекомендаций для админист- раций мест лишения свободы, но в то же время возлагают мо- ральные и политические обязательства на принявшие их европей- ские государства.
Новая редакция Европейских пенитенциарных правил содер- жит положения, обеспечивающиебезопасность заключенных, пер- сонала пенитенциарного учреждения и всех посетителей и снижа- ющие до минимума риск насилия и других событий, которыемогут поставить под угрозу безопасность.
Меры безопасности, принимаемые в отношении отдельных заключенных, должны быть минимально необходимымидля обес- печения их надежного содержания.
В текст Европейских пенитенциарных правил впервые было введено пр. 53 «Специальные меры строгого режима или безопас- ности». Эти меры могут быть введены только при исключитель- ных обстоятельствах; они должны определяться национальным законодательством; применяться в отношении отдельных заклю- ченных (осужденных), а не групп; заключенные (осужденные)
имеют право обжаловать применение этих мер администрации учреждения или иным компетентным органам.
402
Нормы Европейских пенитенциарных правил, касающиеся под- держания дисциплины среди осужденных, запрещают применение в качестве дисциплинарных мер коллективное и телесное наказа- ние и все иные виды негуманного или унизительного наказания.
Правила регламентируют применение режима для осужденных (заключенных). В частности, ими определено, что режим для осуж- денных (заключенных) должен быть направлен на то, чтобы они вели ответственный образ жизни, без совершения преступлений. Лишение свободы само по себе является наказанием, и поэтому режим для осужденных (заключенных) не должен усугублятьстра- дания, связанные с заключением.
Конвенция против пыток и других жестоких, бес-
человечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984). Запрещение пыток и жестокого, бесчеловечно- го или унижающего достоинство обращения является абсолют- ным по международному праву. Ни одно государство не имеет права подвергать людей подобному обращению, независимо от нехватки ресурсов, негибкости его правовой системы и времени, которое требуется для создания новых условий, – гласят между- народные правозащитные документы.
В Конвенции дано определение пытки – любое действие дол- жностного лица, которымкому-либо умышленно причиняется силь- ная боль или страдание, физическое или нравственное, для полу- чения от него необходимых сведений или признания. В это опре- деление не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результатезаконных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно (ст. 1).
Кодекс о поведении должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят резолюцией 34/169 от 17 декабря 1979 г. 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Данный международ- ный документ в обязанность сотрудникам ИУ вменяет:
– при выполнении своих обязанностей должностные лица по
поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство, поддерживают и защищают права человека по отно- шению ко всем лицам (ст. 2);
403
–должностные лица могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей. Сила является разумно необходи- мой в целях предупреждения преступления, при правомерном за- держании правонарушителей или подозреваемых в правонаруше- нии. Применение огнестрельного оружия считается крайней мерой
иоправдано только тогда, когда указанные лица оказывают воору-
женное сопротивление или иным образом ставят под угрозу жизнь других и когда иные меры, имеющие менее исключительный ха- рактер, недостаточны для его обуздания или задержания (ст. 3);
–ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не должно терпимо относиться к любому действию, представляю- щему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечныеили уни- жающие достоинство виды обращения и наказания (ст. 5).
Минимальные стандартные правила Организации Объе- диненных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), носят рекомендательный характер и применяются государствами – членами ООН с учетомэкономических, социальных и культурных условий, существующих в каждом из них.
Правила провозглашают следующиеосновные принципы и цели:
–система правосудия в отношении несовершеннолетнихдолжна защищать их права и безопасность, содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию. Тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера и в течение мини- мально необходимого срока;
–цель Правил – установление минимальных стандартов, при- нятых ООН для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в любой форме, в соответствии с правами человека и основными свободами, чтобы противодействовать неблагоприятным послед-
ствиям всех видов заключения и способствовать вовлечению осужденных в жизнь общества;
–забота о несовершеннолетних, содержащихся в исправитель- ных учреждениях, и их подготовка к возвращению в общество представляют собой социальную деятельность большой важности.
404
Меры, гарантирующие защиту тех, кто приговорен к смер-
тной казни (одобреныЭкономическими социальным советомООН 1984 г.), содержат положение о том, что лица, приговоренные к смертной казни, имеют право на защиту своей безопасности. Од-
нако с учетом специфики отбывания наказания этой категорией осужденных (до приведения в исполнение смертной казни) необхо- димо отметить, что они содержатся, как правило, в одиночных камерах, изолированно от других категорий осужденных.
Основные принципы применения силы и огнестрельного ору-
жия должностными лицами по поддержанию правопорядка
(1990). Международные принципы применения оружия пред- писывают, что сотрудники правоохранительных органов вправе
применять силу исключительно для поддержания безопасности в учреждении или когда налицо угроза для личной безопасности (ст. 15); предлагают расширять сферу применения средств, не при- водящих к смерти, а лишь нейтрализующих лицо, против которого они применяются (ст. 2).
Основные принципы обращения с заключенными (1990). Со-
гласно этим принципам, выработанным мировым сообществом, государствам предписывается обязанность обеспечивать благо- приятные условия для реинтеграции бывших осужденных в обще- ство (принцип 4). По смыслу положений анализируемого докумен- та на исправительные учреждения государств возлагается ответ- ственность за содержание заключенных и защиту общества.
Конституционные основы безопасности осужденных от криминальных угроз. Прежде всего необходимо выделять поло- жения Конституции РФ: а) закрепляющие основные права челове- ка (ст. 20–23); б) систему гарантий прав и свобод человека (ст. 2, 45, 46, 52).
Само по себе право человека на безопасность в Конституции РФ не закрепляется, но оно подразумевается в содержании отдельных норм. В то же время при отсутствии декларирования права на безо-
пасность законодатель закрепляет положение об ответственности должностных лиц в случае сокрытия ими фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).
405
Конституция РФ устанавливает прямое действие и применение конституционных норм и общепризнанных международно-право- вых стандартов (ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17) в области прав человека. Из этого следует, что безопасность осужденных от криминаль-
ных угроз необходиморассматривать как единое целое правового положения личности в системе общественных отношений. Дости- гается это усилиями всей правовой системы, безусловно, с уче-
том особенностей мест лишения свободы и правового положения осужденного.
Гражданско-правовые основы безопасности осужденных.
Предоставление права на защиту (право лица на иск) оказывает- ся сдерживающим фактором по отношению к лицам, способным совершать преступления против личности, а также государствен- ным органам и должностным лицам, допускающим нарушения безопасности личности (в том числе осужденных). Не секрет, что в большинстве случаев действие гражданско-правовых норм в пределах исправительных учреждений ограничено. Однако такое ограничение обусловлено не столько законодательством, сколько сложившимися стереотипами правового регулирования возникаю- щих там отношений.
Уголовно-правовые основы криминологической безопасности осужденных. Все уголовное законодательство ориентировано на обеспечениебезопасности личности, общества и государстваот кри- минальных угроз. Однако не все его нормы с одинаковой интенсив- ностью способствуюткриминологическойбезопасности граждан. Не- посредственную роль играют лишь нормы, устанавливающие уго- ловную ответственность за насильственные, корыстные и корыстно- насильственные преступления против личности. Центральным зве- ном уголовно-правового аспекта личной безопасности осужденных являются нормы, устанавливающие уголовную ответственность за посягательства на жизнь и здоровье человека (ст. 105–118 УК РФ).
В уголовном законодательстве, кроме приведенных, имеются группы специальных норм, ориентированных на регулирование вопросов безопасности осужденных в исправительных учрежде- ниях. Закрепив в УК РФ уголовную ответственность за такие
406
деяния, как захват заложника (ст. 206), массовые беспорядки (ст. 212), дезорганизация деятельности учреждений, обеспечива- ющих изоляцию от общества (ст. 321), законодатель тем самым
укрепил правовые основы не только порядка и безопасности в учреждении, но и безопасности осужденных.
Устанавливая уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), халатность (ст. 293) и другие должностные преступления, законодатель в пределах компетенции уголовного права обеспечивает безопасность осужденных от произвола со- трудниковисправительных учреждений.
Уголовно-исполнительные основы безопасности осужден-
ных в настоящее время во многом отражают требования меж- дународных стандартов в этой области, которыеполучили закреп- ление в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федера- ции, ориентированном: а) на приоритет общечеловеческихценно- стей, обеспечение системы гарантий; б) исключение фактов уни- жения человеческого достоинства осужденных; в) максимальное приближение условий порядка отбывания наказания к существу- ющим в обществе.
Приведенный перечень отраслей, составляющих основу кри- минологической безопасности осужденного, разумеется, не явля- ется исчерпывающим. Правовую основу обеспечения криминоло- гической безопасности осужденных формирует также уголовно- процессуальное законодательство, в том числе если речь идет о безопасности осужденных, являющихся свидетелями по уголов- ным делам. Можно указать и другие отрасли права (финансовое, экологическое), в той или иной степени расширяющие правовую основу изучаемого явления.
Рассмотренные правовые блоки являются системой юридичес-
ких гарантий безопасности осужденных от криминальных угроз в условиях лишения свободы.
407
§ 6. Обеспечение безопасности |
Безопасность осужден- |
|
ных стала выступать пред- |
||
осужденных от криминальных |
||
метом правового регулиро- |
||
угроз уголовно-исполнительными |
||
мерами |
вания недавно. В 1970 г. |
|
Исправительно-трудовой |
||
|
||
|
кодекс РСФСР в ст. 35 |
предоставил возможность персоналу ИУ использовать наручники и смирительную рубашку, если поведение осужденного угрожало его безопасности или безопасности других осужденных. Право осужденныхна личную безопасность государствопризнало в 1992 г. (ст. 8 ИТК РСФСР). Как следствие, на должностных лиц была воз- ложена обязанность применения мер безопасности в случае сообще- ния осужденного об угрозе его жизни, здоровью либо совершения иного преступления против него со стороны других осужденных. Введение ст. 231 («Режим особых условий в исправительно-трудо- вых учреждениях») позволяло руководителюИУ приостановить фун- кционирование производственных, культурных и других объектов в случае возникновения в местах лишения свободы массовых беспо- рядков, угрожающих общественной безопасности, а также жизни и здоровью осужденных, занятых на таких объектах. Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемыхи обвиняемых в совершении преступлений» право на личную безопасность было признано за подозреваемыми и обвиня- емыми, находящимися в местах содержания под стражей.
Основополагающим документом в блоке нормативного регу- лирования мер безопасности является Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Он ориентирован на приоритет общечеловеческих ценностей, обеспечение системы гарантий, исключающих униже- ние человеческого достоинства осужденных, а также на макси-
мальное приближение условий и порядка отбывания наказания и обращения с осужденными к существующим международным стандартам. Статья 13 УИК РФ в качестве одного из прав осуж- денных провозглашает право на личную безопасность. Гаранти- ровать соблюдение этого права призваны должностные лица уч- реждения, исполняющего наказание.
408
Основание применения мер безопасности, предусмотренное рассматриваемым законом, имеет общую формулировку: «угроза личной безопасности».
Меры, устраняющие подобные угрозы, рассредоточены по всему УИК РФ. К ним относятся: применение физической силы, специальных средств, оружия (ст. 86); цензура корреспонден- ции (ч. 2 ст. 91); досмотр посылок, бандеролей и передач (ч. 4 ст. 90); контроль телефонных разговоров (ч. 5 ст. 92); перевод осужденного в безопасное место (ч. 3 ст. 13); направление
осужденных для отбывания наказания в целях обеспечения их личной безопасности в соответствующее ИУ, расположенное на территории другого субъекта РФ (ч. 1 ст. 73); перевод осуж- денного для дальнейшего отбывания наказания из одной коло-
нии в другую того же вида в целях обеспечения его личной безопасности (ч. 2 ст. 81); обеспечение личной безопасности осужденных – одна из задач оперативно-розыскной деятельно- сти в ИУ (ч. 1 ст. 84).
Список мер по обеспечению безопасности осужденных в ме- стах лишения свободы не ограничивается УИК РФ, поскольку в ч. 3 ст. 13 УИК РФ законодатель указывает на возможность применения к данным осужденным «иных мер, устраняющих уг- розу личной безопасности осужденного».
Важным в рассматриваемом блоке документом является За-
кон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В обязанности этих учреждений входит обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных (п. 2 ч. 1 ст. 13). Сотрудники ИУ наделены правом производства обыска осужден- ных, досмотра их вещей (п. 6 ч. 1 ст. 14), применения и использо- вания физической силы, специальных средств и оружия (ст. 29–31). Данное право можно расценить как проведение необходимых ме- роприятий по обеспечению безопасности.
Специфические условия содержания подозреваемых, обвиняе- мых и осужденных учитывает Федеральный закон от 15 июля
1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозревае-
409
мых и обвиняемых в совершении преступлений». К правам лиц, содержащихся в следственных изоляторах, данный Федераль- ный закон относит право на личную безопасность в местах содер- жания под стражей (п. 2 ч. 1 ст. 17). В свою очередь, гарантом этого права выступают сотрудники учреждения, которые обязаны
при возникновении угрозы жизни и здоровью подозреваемогоили обвиняемого незамедлительно принять меры по обеспечению его личной безопасности (ст. 19).
Указанный правовой акт закрепляет конкретные меры, направ- ленные на противодействие преступным посягательствам. Закон предусматривает общие и частные меры (правила). К общим ме- рам, применяемым во всех учреждениях УИС, относятся: 1) цен- зура корреспонденции (ч. 2 ст. 20); 2) досмотр посылок и передач (ст. 25); 3) применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия (ст. 43–47). Среди частных пра- вил, применяемых в целях обеспечения безопасности конкретного лица, Федеральный закон предусматривает: возможность размеще- ния защищаемого лица в одиночной камере (ст. 32); водворение
правонарушителя в одиночную камеру или карцер за притеснение и оскорбление других содержащихся с ним лиц (ст. 40).
Все приведенные меры сходны с мерами, предусмотренными в УИК РФ, посколькуони, помимо своей непосредственной цели – наказания нарушителя, в течение определенного времени обеспе- чивают защиту лиц от опасного воздействия.
Ведомственные нормативные акты уголовно-исполнительной
системы также регулируют вопросы обеспечения безопасности осужденных.
Правила внутреннего распорядка исправительных учреж-
дений (ПВР ИУ), утвержденные приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205, регламентируют и конкретизируют от- дельные вопросы деятельности ИК и других учреждений УИС. Так же как и УИК РФ, ПВР ИУ среди прав осужденных назы- вают их право на личную безопасность. В гл. ХХV закреплены поводы, основания и порядок помещения лица в безопасное место (для этого используются штрафные изоляторы, помещения ка-
410
