- •Министерство здравоохранения
- •Критерии диагностики при хмл
- •Определение фазы акселерации и бластного криза хронического миелолейкоза у взрослых больных
- •А. Фаза акселерации хмл
- •В. Бластный криз хмл
- •Прогностические критерии при хмл у взрослых больных
- •Определение прогностического индекса у больных с хроническим миелолейкозом
- •Критерии эффективности терапии при хмл
- •Критерии ответа на терапию хмл
- •Лечение хмл
- •Он используется в режиме монотерапии - в сочетании с гидроксимочевиной и в режиме комбинированной терапии - с гидроксимочевиной и Аrа-с
- •Начальная доза 400 мг
- •Отмена Гливека
- •Возобновить прием Гливека
- •Начальная доза 600 мг
- •Особенности хмл у детей
- •Оценка состояния больного по шкале «ecog»
- •Побочные эффекты терапии препаратом интрон-а и коррекция его дозы
- •Рекомендации воз и Международного противоракового Комитета по учету токсичности лечения
Лечение хмл
До начала XX в. мышьяк оставался единственным средством лечения ХМЛ.
Исторически важным событием в терапии ХМЛ стал синтез производного дисульфоновой кислоты — 1,4-диметансульфонилоксибутана и внедрение его в клиническую практику. Препарат известен под различными названиями: в Англии — милеран, во Франции — мизульфан, в США — бусульфан, в нашей стране — миелосан. Миелосан относится к алкилирующим препаратам. Цитостатическое действие препаратов этой группы основано на реакции алкилирования, т.е. на замещении атома водорода в молекуле белка или нуклеиновой кислоты клетки алкильным радикалом (одновалентный остаток молекулы углеводородов), отщепляемым от молекулы препарата. Соединение алкильной группы с молекулой нуклеиновой кислоты препятствует построению ДНК.
В случае выявления заболевания при невысоком лейкоцитозе (15,0—30,0·109/л) и не увеличенной или пальпируемой лишь в подреберье селезенке доза 2 мг препарата 2—3 раза в неделю в большинстве случаев оказывается достаточной для снижения количества лейкоцитов до 8,0—10,0·109/л. При первичном обращении больного с высоким лейкоцитозом (100,0—500,0·109/л и выше), выраженных изменениях лейкоцитарной формулы, больших размерах селезенки назначают 6—8 мг препарата ежедневно. В начале лечения, как правило, наблюдается некоторое, а иногда значительное увеличение количества лейкоцитов, что не должно вести к увеличению дозы препарата, так как вслед за увеличением начинается быстрое снижение лейкоцитоза. При уменьшении количества лейкоцитов вдвое дозу миелосана также снижают наполовину. При снижении количества лейкоцитов до 7,0—15,0—20,0·109/л больного переводят на поддерживащее лечение с дозами миелосана 2 мг 1—3 раза в неделю в зависимости от количества лейкоцитов. При назначении миелосана больным с высоким лейкоцитозом обязательно одновременное применение аллопуринола в дозах 600—800 мг в сутки во избежание гиперурикемии и обусловленного ею поражения почек. Помимо самого опасного из возможных последствий миелосанотерапии — развития аплазии костного мозга — наблюдаются свойственные препарату нежелательные явления. Наиболее частым осложнением является аменорея у женщин и аспермия у мужчин. При длительном приеме миелосана у части больных появляется темная пигментация кожи, обусловленная отложением меланина, а иногда, помимо пигментации, развивается синдром, напоминающий болезнь Аддисона, обусловленный фиброзом надпочечников.
Лечение миелосаном, удлиняя хроническую стадию болезни, тем не менее, не предотвращает перехода заболевания в стадию акселерации и развитие бластного криза, не позволяет добиться цитогенетического ответа.
У большинства больных, длительно леченных миелосаном, описан фиброз щитовидной и поджелудочной железы, но наиболее опасным является развитие нарастающего фиброза легочной ткани с развитием синдрома, получившего в литературе название бусульфанового легкого. Также отмечается прогрессивно увеличивающийся фиброз костного мозга, в связи с чем, на сегодняшний день применять миелосан у больных с вновь установленным диагнозом не рекомендуется.
В 1966 г. появилось первое сообщение о применении при лечении ХМЛ гидроксимочевины. Эффект препарата основан на том, что гидроксимочевина является ингибитором рибонуклеотидазы — фермента, необходимого для синтеза ДНК. В то время как миелосан действует на ранние гемопоэтические предшественники, что обусловливает длительность его эффекта, гидроксимочевина влияет на более зрелые клетки, обеспечивая быстрое, но кратковременное снижение количества лейкоцитов. Накопленный опыт показал высокую эффективность гидроксимочевины в терапии ХМЛ. Одновременно с уменьшением количества лейкоцитов улучшается и при достижении их нормального количества нормализуется лейкоцитарная формула, параллельно уменьшается селезенка. Даже при назначении больших доз препарата нейтропения никогда не бывает длительной и опасной для жизни. Гидроксимочевина выпускается в капсулах по 500 мг под названием Hydrea(литалир) илиGidroxyurea.
Однако, как бы рано ни начиналось лечение и как бы интенсивно оно ни проводилось, цитогенетической ремиссии, являющейся единственным шагом к возможному излечению заболевания или хотя бы к получению длительной стойкой полной ремиссии, при лечении гидроксимочевиной, достигнуть невозможно. Лечение гидроксимочевиной позволяет удлинить хроническую фазу заболевания, но практически не влияет на продолжительность заболевания в целом. Сегодня терапию гидроксимочевиной применяют для быстрого снижения объема опухолевой массы перед применением других, более современных методов терапии.
СХЕМА ПРИМЕНЕНИЯ ГИДРОКСИМОЧЕВИНЫ
Доза гидреа определяется с учетом веса больного.
При лейкоцитозе > 100х109/л гидроксимочевина назначается в дозе 50 мг/кг ежедневно.
Поддерживающая терапия:
|
Количество лейкоцитов |
Доза препарата |
|
40 – 100 х 109/л |
40 мг/кг ежедневно |
|
20 – 40 х 109/л |
30 мг/кг ежедневно |
|
15 – 20 х 109/л |
20 мг/кг ежедневно |
|
5 – 15 х 109/л |
10 мг/кг ежедневно |
|
< 5 х 109/л |
Отменяется |
Примечание:
Контроль количества лейкоцитов и других показателей гемограммы (гемоглобин + тромбоциты + формула крови) во время приема гидроксимочевины необходимо осуществлять ежедневно.
Прием гидроксимочевины должен быть регулярным, так как при её отмене уровень лейкоцитов вновь быстро увеличивается.
Новая эра в терапии хронического миелолейкоза началась в 80-х годах XX века с появлением в арсенале лечебных средств -интерферона (IFN-). IFN- является уникальным препаратом в терапии ХМЛ, так как позволяет не только получить гематологическую ремиссию, но и снизить уровень лактатдегидрогеназы и витамина В12, чего никогда не удавалось добиться при лечении ХМЛ цитостатическими препаратами.
Лечение интерфероном впервые привело к получению большого числа не только клинико-гематологических, но и цитогенетических ответов.
Применение IFN- позволяет добиться полных гематологических ремиссий у 70—80% ранее не леченных больных и почти у такого же числа ранее получавших лечение цито- статическими препаратами. Большой цитогенетический ответ достигается у 20—40% больных, частота полных цитогенетических ремиссий составляет 13—32%.
При использовании IFN- в дозе 5 MU/м2 ежедневно у подавляющего числа больных гематологическая ремиссия достигается в течение 3— 6 мес., а цитогенетический ответ в тех случаях, когда его удается получить, — в течение 12 мес. Лечебное действие IFN- при ХМЛ обусловлено не элиминацией Ph-позитивных клеток, а восстановлением нормальных взаимоотношений между клетками-предшественниками и микроокружением, что обеспечивает подавление роста чрезмерно пролиферирующего клона, каковым является Ph-позитивный клон при ХМЛ. Может иметь значение и обнаруженное при воздействии IFN- увеличение активности натуральных киллеров (NK-клеток).
Интерферон вводят подкожно или внутримышечно. Применение IFN- в большинстве случаев сопровождается рядом побочных явлений. После первой инъекции практически всегда развивается гриппоподобный синдром с повышением температуры тела, ознобом, тахикардией, общим недомоганием, миалгиями, иногда артралгиями. Этот синдром не представляет реальной опасности и быстро снимается приемом жаропонижающих средств. К редким побочным явлениям относятся повышение или падение артериального давления, появление цианоза конечностей, повышение уровня трансаминаз, протеинурия. У большинства больных все побочные явления при каждой следующей инъекции выражены все слабее и постепенно стихают на протяжении первых 1—2 нед. лечения.
К поздним побочным эффектам, развивающимся у 10—20% больных в результате длительного приема препарата, относятся снижение массы тела, изредка выпадение волос, периферические неврологические расстройства, чувство постоянной усталости, бессонница, депрессия, которая чаще возникает у пожилых пациентов, редко — явления паркинсонизма.
По данным H.Kantarjian и соавт., общая медиана выживаемости при лечении интерфероном составила 89 мес., а в группе с благоприятным прогнозом — 104 мес.
У части больных не удается получить цитогенетического ответа даже при длительной интерферонотерапии. В связи с этим были предприняты попытки улучшить результаты с помощью комбинации IFN- с цитостатическими препаратами. Поскольку цитозин-арабинозид (Ага-С) подавляет рост Ph-позитивных клеток в большей степени, чем нормальных гемопоэтических клеток, в поздней хронической стадии и в стадии акселерации ХМЛ было предпринято лечение больных комбинацией малых доз Ага-С и IFN-. Трехлетняя выживаемость от начала указанной терапии при комбинированном лечении составила 75%, в то время как среди леченных только IFN- — 48%.
В 1993 г. F. Guilhot и соавт. впервые сообщили о лечении комбинацией Ага-С и IFN- ранее не леченных больных ХМЛ.
Указанная комбинация препаратов оказалась наиболее эффективной в терапии хронической стадии ХМЛ. F. Guilhot и соавт. опубликовали результаты рандомизированного исследования, включившего 646 больных. В течение первых 12 мес. лечения полная гематологическая ремиссия была достигнута у 67% больных при комбинированной терапии и у 54% получавших только IFN- (p=0,002), большой цитогенетический ответ за это время отмечен у 39 % больных первой и 22 % второй группы (р=0,001). Трехлетняя выживаемость составила соответственно 88 и 76 % (р=0,006), медиана выживаемости при лечении только IFN- — 65 мес, при комбинированной терапии — 83 мес.
СХЕМА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРФЕРОНА-α
