Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Статья вариант6.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
310.78 Кб
Скачать

3. Западная Европа: факторы этноконфессиональной конфликтности

Этноконфессиональная карта Европы на современном этапе существенно усложнилась, что оттенило проблему сосуществования разных религиозно-культурных сообществ в рамках одного общества, по традиции называемого «светским». В результате исторических трансформаций, мощных миграционных волн, разнонаправленных процессов интеграции и дезинтеграции, которые привели к стиранию одних границ и появлению новых, Европа стала регионом в высшей степени поликультурным.

Полиэтноконфессиональная структура стран ЕС является результатом исторически длительного и сложного процесса, который все еще не завершен.10

Конфликты этнического и конфессионального характера есть ключевая особенность данного процесса. Большинство их них, за исключением, пожалуй, противостояния между католиками и протестантами в Северной Ирландии, так или иначе связано с исламской проблематикой, тесно переплетающейся с фактором этничности.

Как отмечалось выше, концепция конфликта цивилизаций далеко небесспорна. В то же время нельзя не признать стремительное распространение нового типа конфликтности по всему западному миру.

«Дело Рушди» в Британии, «дело косынок» убийства, совершенные во имя ислама Мохаммедом Мера в марте 2012 года, во Франции, волнения в населенных иммигрантами пригородах Парижа и ряда других французских городов 2005 г., погромы с поджогом автомобилей, бросанием бутылок с зажигательной смесью и боями с полицией в шведском Мальмё, убийство исламским фанатиком голландского режиссера Тео Ван Гога, снявшего фильм «Покорность» раскрывающего и осуждающего насилие над женщинами в исламском мире, превращение молодых британских граждан пакистанского происхождения в живые бомбы в лондонском метро, так называемый карикатурный скандал зимы-весны 2005-2006 гг., его продолжение, связанное с событиями вокруг журнала «Charlie Hebdo» в 2008 и 2015 гг., - вот неполный перечень событий, которые вызвали шок не только в европейском обществе, но и во всем мире. Побудив общественно-политические силы говорить уже о панъевропейско-арабском (или христианско-исламском) противостоянии, они не только подтвердили актуальность, но вдохнули новую жизнь в концепцию конфликта принципиально непримиримых и готовых вступить на защиту своих ценностей цивилизаций. Совместимость этноконфессиональных групп, культур и ценностных систем, влияние демографической динамики на облик западного мира, возможности и ограничения мультикультуралистской политики - эти вопросы напрямую затрагивают перспективы западной цивилизации. Новый для нее тип разрушительных внутренних конфликтов, по некоторым алармистским прогнозам, способен поставить под угрозу само ее существование. Такой угрозой становятся религиозные конфликты: конфликты в Европе между западным христианством, с одной стороны, и православием, с другой; конфликты западной и исламской цивилизаций, православных и мусульман в Европе и Евразии.

По утверждению российского историка В.Д.Соловья, речь идет о возможности определения социального пространства «других». Требования разрешить ношение хиджаба в школах и госучреждениях, ограничить свободу слова в пользу ислама, предоставить преференции в трудовых практиках по этническому признаку и т.д. – «суть стремления переформатировать социокультурную матрицу современного Запада, изменить его цивилизационную идентичность»11.

Это обстоятельство радикально отличает конфликт между автохтонными европейцами и иммигрантами от этнических и конфессиональных конфликтов внутри Европы. Националистические, сепаратистские и сецессионистские движения европейских народов, в общем, остаются в рамках базового европейского ценностно-культурного консенсуса, в то время как иммигрантский активизм, не выдвигая формально политических требований, решительно пересматривает этот консенсус. Судя по введенному ЕС «запрету на слова» (на употребление терминов «исламский терроризм», «джихад» и т.п.) и ревизии европейского культурного наследия (например, из «Божественной комедии» Данте предполагается изъять сцену, где «лжепророк» Мухаммед помещен в один из кругов ада), иммигранты, по образному выражению того же исследователя, «постепенно выигрывают битву за дискурс»12.