Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Статья вариант6.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
310.78 Кб
Скачать

Глава 4 особенности этноконфессиональных конфликтов в западной европе

«Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга»

Джонатан Свифт

  1. Место и роль этноконфессиональных конфликтов.

Этноконфессиональный фактор во многих социальных конфликтах часто играл определяющую роль. Большинство войн на европейском континенте носило религиозную и (или) этническую окраску. В одних случаях религия становилась эффективным инструментом интеграции, а в других – дезинтеграции в социально-политических процессах, проявление которых фиксируется на пути исторической эволюции Европы.

Конец ХХ века, стал, по мнению известного американского политолога С.Хантингтона, свидетелем повсеместного возрождения религии.1 Это возрождение заключается в усилении религиозного сознания и подъеме фундаменталистских движений.

В рамках конфликтологических теорий за отправной момент берется тот факт, что религия может действовать как фактор, несущий не интеграцию, а конфликт. По мнению В.Гараджа, религиозные группы - одно из звеньев системы, в которой противостоят и сталкиваются интересы враждующих сторон2. Это выражается в конфликтах приверженцев различных вероисповеданий, интенсивном распространении в конфессиональной среде новых религиозных движений.

Глобализация в настоящее время создает немало рисков – размывает национальную и религиозную идентичность. В связи с этим влияние религиозного фактора многократно увеличивается, параллельно с нарастанием конфликтогенности и противоречий между разными мировыми религиями и этносами.

Современные этноконфессиональные конфликты имеют более мощный деструктивный потенциал, грозящий спокойному благополучию объединенной Европы. Конфликтная направленность политизированной этничности в Европе бросает серьезный вызов безопасности в геостратегическом, региональном и локальном измерениях.

Общепризнанным является тот факт, что Россия является значимой частью европейской цивилизации. В связи с этим обмен опытом между странами Евросоюза и Россией в такой острой политической сфере, как конфликты на этнорелигиозной почве, неизбежен и необходим. В условиях кризиса национальной идентичности и отсутствия целенаправленной политики по формированию гражданской идентичности, в российском обществе начался активный поиск внерациональных оснований «религиозно-цивилизационой» идентичности. Эти поиски, во многом, обусловлены объективными процессами десекуляризации религии и секуляризации политики, существенным образом изменившими характер религиозных отношений во всем мире3.

По мнению многих как западных, так и отечественных исследователей, этноконфессиональный конфликт, часто определяемый ими как «межцивилизационный», или «идентичностный», стал модельным конфликтом современности4. С его помощью этнические, религиозные, племенные или лингвистические группы реализуют свои социокультурные ценности, идентифицируют себя и транслируют собственный образ мира.

Нередко этноконфессиональные конфликты трансформируются в масштабные катастрофические явления, выходящие за границы одного государства и религиозной общности и существенно меняющие характеристики политической системы. Так, например, скандал в Дании 2005-2006 гг., спровоцированный серией карикатур на пророка Мухаммеда, привел к тому, что Министерства иностранных дел одиннадцати исламских государств потребовали от датского правительства извинений за публикацию, а некоторые из них даже закрыли свои посольства в Дании в знак протеста, когда они не получили этих извинений. За дипломатическими протестами последовал бойкот датских товаров.

Международный общественно-политический резонанс также получило январское 2015 года нападение исламистов на редакцию журнала «Шарли Эбдо», публиковавшего карикатуры на того же пророка.

Таким образом, сказываясь на принимаемых государственной властью политических решениях, конфессиональный фактор продолжает оставаться и сегодня одним из важнейших системообразующих схем общественной жизни. Он оказывает заметное влияние на формирование мировоззренческой ориентации сотен миллионов людей, а через нее на их политическое сознание и политическое поведение. В силу этого изучение и понимание характера взаимоотношений политики с религией, научный анализ этой сложной проблемы поможет установлению доверия между представителями различных конфессий и разрешению этноконфессиональных конфликтов.

Этноконфессиональный конфликт представляет собой масштабный комплекс социально-экономических, политических и ментальных противоречий между носителями различных религиозных и этносных ценностей и интересов. Часто политическая сфера становится определяющим, а иногда и единственным фактором данного типа конфликтности. Так, этноконфессиональные группы стремятся реализовать эти интересы и ценности, определенным образом воздействуя на политическую власть. Это выражается в возможности ее достижения, перераспределения, определении ее символов, а так же группового политического статуса и приоритетов государственной политики, в которой этноконфессиональные различия становятся принципом политической мобилизации.

Какую же роль в системе этноконфессиональных проблем Западной Европы играет религиозный фактор?

По мнению ряда исследователей, в своем историческом развитии, реализуясь в форме духовно-нравственных убеждений и ценностей индивидов, принадлежность к той или иной конфессии определяла мировоззренческие установки общества и его культурный код5.

Кроме того, согласно трактовке Р. Белла, религия есть символическая система для восприятия целостности мира, в котором именно она, в конечном счете, обеспечивает его контакт с индивидом.6

Характер доминантного начала в системе этноконфессиональных противоречий религиозный фактор приобретает в период социально-экономических и политических кризисов, обострения полемики по социально значимым вопросам, так как апеллирует не к социально-практическим функциям индивида, а напрямую к его ценностно-мировоззренческим установкам.

После длительного и драматичного периода вытеснения религии на периферию общественной и политической жизни, наблюдается своеобразный религиозный ренессанс. Конфессиональная идентичность, становиться одной из самых востребованных на сегодняшний день форм ценностного сознания. Отличительной чертой конфессиональной идентичности является то, что она строится на иррациональных основаниях, в отличие от политических идеологий ХХ века, обосновывавших политические проекты, базирующиеся на тех или иных теоретических основаниях.

Немаловажен и мобилизационный потенциал религии. По своим мобилизационным возможностям ни одна идеология не может соперничать с религией, базирующейся на архетипических структурах человеческого бессознательного. К тому же любая религия содержит в и социальный компонент, ориентированный на социальные потребности в справедливости, равенстве. В условиях глобального экономического кризиса, падения общего уровня жизни и невозможности политической власти обеспечить социальные потребности населения, рождается потребность в новой социальной утопии, построенной на религиозных основаниях. Предлагаются альтернативные светским религиозные социальные проекты.

Именно по причине высокой эффективности и, следовательно, активной включенности в политический дискурс, религиозный фактор становится одновременно разменной монетой и козырной картой различных гражданско-политических групп, повышая градус конфликтности в социально-политическом пространстве. Не являясь сама по себе исключительно конфликтогенным фактором, религия играет в современных этнополитических, социально-экономических и иных конфликтах роль идеологического наполнения. Она широко используется различными политическими силами для обоснования территориальных и иных претензий, для оправдания насильственных методов политической борьбы. Именно политизация религии в конфликтном контексте может представлять наиболее серьезную угрозу стабильности и затруднять поиски оптимальных решений в урегулировании конфликтов.