Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Sartakova_Metodologia_nauchnykh_issledovaniy

.pdf
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
717.71 Кб
Скачать

ланного открытия. Именно в этой своей части проблем ответственности из индивидуально-этической совершенно чётко переходит в социальную. Традиционная ориентация нацеливает учёного на достижение истины и опубликования всех полученных результатов. Но теперь результаты науки могут быть использованы немедленно и не всегда так, как предполагалось автором. Что должен делать учёный, если он предвидит возможность применения своего открытия во вред человечеству? Ответствен ли он за такое использование добытого им знания?

Остро и болезненно встали эти вопросы в конце второй мировой войны, когда вызванные военной необходимостью ядерные бомбардировки Японии уничтожили сразу около 100 000 мирных жителей. Ядерные взрывы потрясли научную общественность и всколыхнули в учёных чувство вины за социальное использование их открытий, Р. Оппенгеймер даже назвал эту ситуацию «третьим кризисом в физике». Но тут следует скорее говорить о кризисе физиков, чем физики, ибо он был порождён проблемой не гносеологической, а социально-этической. Горький опыт показал учёным, что в условиях капиталистического общества достижения естественных наук могут принести безмерные бедствия человечеству. Чувство ответственности за свои открытия, осознанное наиболее дальновидными естествоиспытателями (Пьер и Мари Кюри, Ф. Содди и др.) ещё в начале прошлого века после второй мировой войны широко охватило научную общественность. «Третий кризис» потребовал выработки новых представлений относительно роли учёного в современном обществе, и потому нередко принято считать, что сама проблема социальной ответственности учёных возникла в 1945 г.

Прошедшие с тех пор годы не сняли угрозу термоядерной катастрофы – цену, которую заплатило человечество за применение достижений новейшей физики американскими политиками и бизнесменами. Более того, ныне эта опасность стала возрастать в результате активизации агрессивных империалистических сил. В настоящее же время существует много направлений исследований и даже уже сформировавшихся отраслей науки, в которых

71

получены результаты, потенциально содержащие в себе не меньшую, а может быть и большую опасность, чем последствия ядерного взрыва.

Наряду с другими науками на передний план этических проблем выходит биология, которая всё чаще начинает дарить человечеству завоевания, властно требующие к себе особо ответственного отношения. Возможности и соответственно опасности, связанные с современным развитием биологии и особенно таких её новейших направлений, как генная инженерия, неисчислимы и во многом ещё трудно представимы, например, клонирование человека. Очень важно отметить, однако, что социально-этический характер проблем, связанных с генной инженерией, для самих учёных стал очевиден очень быстро и без стимуляции какимилибо трагическими общественными событиями.

В последнее время для западной литературы характерны опасения, связанные с развитием социальных и так называемых «поведенческих» наук (психология, антропология и др.), ибо сведения о конкретных людях или группах, накапливаемые в результате социологических, психологических и других исследований, попадая в руки соответствующих заинтересованных органов, могут быть использованы в социально опасных целях. Вспомним, опыты Кашпировского, Алана и других.

Не продолжая перечисления тех областей знания, от которых «исходят опасности», следует подчеркнуть, как это отмечали и многие крупные учёные, что сегодня просто немыслимо крупное научное открытие, которое в принципе не могло бы найти ка- кого-либо антигуманного применения.

6.5 Гражданская позиция учёных

Если в первой половине прошлого столетия царила уверенность, что всё создаваемое наукой есть благо и будет употреблено на пользу человечеству, то в 60-х годах произошло переосмысление роли науки и соответственно учёного в обществе. Причём эта оценка шла «изнутри» науки, от её деятелей, и «извне».

72

Изменение позиций учёных выразилось в различных формах усиления социальной ответственности за свою деятельность. В 50-х годах представители учёного мира более романтичные верили в действенность призывов к личной ответственности естествоиспытателя за результаты применения его открытия. В 1946 году была создана Всемирная федерация научных работников (ВФНР), провозгласившая своей целью «стать совестью всех учёных мира»; с 1957 г. началось знаменитое Пагуошское движение учёных мира за мир и разоружение. Показателем прогресса в изменении их социального сознания являлось и возникновение таких до сих пор действующих организаций, как FAS – Федерация учёных-атомщиков или CNI – Комитет по ядерной информации и др., с их органами печати – «Бюллетень учёных атомников», «Учёные и граждане», которые заставляли читателей продумывать свою роль и позицию в обществе. Все эти организации, движения, специальные союзы, безусловно, сыграли и продолжают играть свою позитивную роль в развитии самосознания представителей научного мира и их чувства ответственности.

Однако уже тогда трезвый анализ не позволял слишком высоко оценивать ни социальную сознательность западных ученых, ни, главное, их реальные возможности. Между социальной и профессиональной деятельностью работников науки на Западе существует глубокое противоречие. Даже те из них, кто на досуге активно выступает по этическим вопросам науки, в рабочее время с полной самоотдачей занимаются своей профессиональной деятельностью, отнюдь не всегда совместимой не только с требованиями этики, но и с простой гражданской ответственностью. Взволнованно и прочувствованно писал известный американский биолог Б. Коммонер о долге учёных обезопасить жизнь человека, на службе же в это время доктор Коммонер руководил научным центром по разработке бактериологического оружия.

В 60 – 70-е годы ХХ века во многих странах (США, Англии, Франции, Италии и др.) возникает новая волна усиления гражданской активности и создаётся большое количество новых организаций с чётко выраженной политической ориентацией:

73

«Организация учёных для информирования общественности», «Общество социальной ответственности в науке», «Союз заинтересованных учёных», «Научный комитет координации действий», «Учёные и инженеры за социальное и политическое действие», «Комитет учёных по химическому и биологическому оружию» и др. Даже по названиям можно судить о тех целях, которыми задаются эти общества и их члены. Нужно отметить, что теперь в отличие от настроений 50-х годов учёные, выступающие на арену социальной активности, не обольщаются перспективами легкого успеха. Исходя из трезвой реалии современной науки, наибольшие надежды они возлагают на молодых членов научного сообщества, не столь прочно включенных в социальную структуру науки, достаточно откровенно зависимую от субсидий.

Для этих лет характерна также борьба внутри профессиональных ассоциаций. На примере дебатов по генетическим и другим исследованиям учёные увидели, что многие из них, уважаемые и маститые, готовы покривить душой ради возможности продолжать своё исследование, заведомо преуменьшая его потенциальную опасность для человека. Возникло мнение, что профессиональные ассоциации, поддерживающие прежде всего профессиональные интересы работников науки, в настоящий момент, когда эти интересы должны быть подчинены общечеловеческим, могут играть только реакционную роль. Однако большая часть учёных считает, что профессиональные ассоциации вполне могут быть вовлечены в сферу политической борьбы и оказать там прогрессивное воздействие.

Характерной чертой развития самосознания представителей науки в последние годы стало стремление научных сообществ к выработке и фиксации профессиональных этических кодексов. В обстановке всё возрастающего влияния науки на жизнь общества учёный постоянно оказывается в ситуации этического выбора: что допустимо в его деятельности, а что предосудительно, должно ли научное познание развиваться без ограничений или беспредельная любознательность может оказаться опасной, можно ли экспериментировать на людях – взрослых и детях, больных

74

издоровых, и т.д., и т.п. Учёным хочется раз и навсегда решить эти вопросы, иметь свод указаний, как они должны поступать в каждом конкретном случае, не мучаясь нравственным выбором, но и не нарушая этических норм своей профессии.

Внастоящее время уровень развития этики науки позволяет только ставить, а не решать эту задачу, но острая потребность в этическом регулировании научно-исследовательской деятельности (совместно с осознанием угрозы, что инициатором такой регуляции могут стать и научные учреждения), толкает западных (в основном) работников науки к формулированию, обсуждению

ипринятию хотя бы узких, частных профессиональных этических кодексов. Сами создатели кодексов прекрасно отдают себе отчёт в том, что отсутствие исходного критерия этического отчёта, неопределённость санкций к нарушителям кодексов и целый ряд других причин лишают каждый обсуждаемый и принимаемый кодекс практической функциональности, но, тем не менее, потребность в этической регуляции научной деятельности или хотя бы обсуждении этих проблем настолько велики, что такие попытки делаются непрерывно.

Авторы кодексов и их сторонники понимают, что главные этические проблемы науки лежат в социальной сфере: ради каких целей будут использоваться достижения науки и кто будет это контролировать? Фактически все вопросы сводятся к одному: кому служат наука и учёный – народу или враждебной ему политической элите? Западные учёные в своём большинстве искренне провозглашают демократические варианты, однако механизмы бюрократического и социального воздействия, система ассигнований жёстко определяют основные направления научноисследовательской деятельности в интересах правящего класса.

Вконечном счёте, решение проблемы гуманного применения научных достижений связано с социальным переустройством общества, для своего нормального развития наука должна существовать в такой социальной системе, «которая в принципе не может использовать достижения науки, величайшего создания человеческого разума, против самого человека». Но в современ-

75

ном сложном, антагонистическом мире возможности такого радикального решения этой проблемы пока нет. Сохраняются капиталистические отношения, а вместе с ним сохраняются условия и угроза антигуманного применения любых, самых блистательных достижений науки. И здесь, в реальных условиях следует искать реальные пути ослабления опасности.

Историко-материалистическая точка зрения не позволяет тешиться иллюзиями, что решение сегодняшних социальноэтических проблем науки возможно за счёт усиления личной ответственности учёных: создания этических кодексов, расширения работы общественно-профессиональных организаций и т.п. Однако это не означает, что в условиях капитализма гражданская позиция учёных не играет никакой роли. Хотя давление финансовых, административных и корпоративных сил на американских и западных учёных огромно, возможность противостоять этому давлению (хотя бы в определённых пределах) существует. Активная социальная деятельность работников науки, этой относительно немногочисленной, но достаточно влиятельной группы общества, не может не воздействовать на ход событий.

Входя в жизнь, люди оказываются в определённых, до них возникших условиях и обстоятельствах. Обстоятельства, в которых находится современная наука на Западе, не дают возможности учёным распоряжаться применением добытых ими знаниями или хотя бы держать их под контролем. В то же время нельзя забывать, что «обстоятельства изменяются именно людьми», что люди сами делают свою историю, или только создают и изменяют объективные условия, которые решающим образом определяют облик общества на каждом этапе его развития.

Идеология «технологического пессимизма» и связанная с нею позиция пассивно обезоруживают всех людей, в том числе и учёных, перед лицом действительно существующей опасности катастрофических последствий научно-технического прогресса. Сознательная же общественная деятельность учёных может повлиять на ход событий.

76

7 НАУЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ИЗДАНИЯ

7.1 Оформление результатов научной работы

Для того чтобы результаты научной деятельности могли быть использованы на практике, важно не только грамотно организовать и провести изучение объекта, но и правильно оформить результаты научных изысканий. Объектом, содержащим научнотехническую информацию и предназначенным для ее хранения и использования, является научный документ. Он может представлять собой отчет, доклад, статью и т. д.

При подготовке научной рукописи наряду с ясностью изложения, системностью и последовательностью в подаче материала необходимо соблюдать определенные требования к оформлению. Текст рукописи следует делить на абзацы. Критерием такого деления является смысл. Правильная разбивка облегчает чтение и усвоение содержания. В рукописи следует избегать повторений, не допускается переход к новой мысли, пока первая не получила законченного выражения. Цитаты в рукописи должны иметь точные ссылки на источники. Весь вспомогательный материал лучше

привести в виде приложения.

Любая научная работа включает ряд составных элементов. Перечислим основные требования, предъявляемые к ним.

Название работы должно быть кратким, определенным, отвечающим содержанию исследования, так как по нему научная работа будет классифицирована в библиотечном каталоге.

Оглавление призвано раскрыть перед читателем в краткой форме содержание работы путем обозначения основных разделов, частей, глав и других составных элементов рукописи.

Иногда при оформлении научной работы возникает необходимость дать предисловие. В нем излагаются внешние предпосылки создания научного труда: чем вызвано его появление, когда и где была выполнена работа, перечисляются организации и лица, оказывавшие содействие при выполнении данной работы.

Во введении автор должен ввести читателя в круг рассматри-

77

ваемых проблем, чтобы подготовить к лучшему усвоению изложенного материала. В нем определяются: значение проблемы, ее актуальность, цели и задачи, поставленные автором при написании научной работы, состояние проблемы на данный момент.

Вслед за введением дается краткий обзор литературы по рассматриваемому вопросу, который должен описывать развитие исследований по рассматриваемой проблеме и определить положение оформляемой работы в общей структуре научных документов по данной теме.

Восновное содержание работы включаются материалы, методы, экспериментальные данные, обобщения и выводы самого исследования. Для облегчения восприятия текст может сопровождаться иллюстрациями. В частности, цифровой материал целесообразно представлять в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Выводы должны располагаться в конце работы как итоговый материал в виде кратко сформулированных отдельных тезисов либо в связном, но предельно сжатом изложении. В них надо соблюдать принцип: от частных к наиболее общим и важным положениям. Выводы должны отвечать только тому материалу, который изложен в работе, причем акцент должен быть сделан на новых результатах, полученных автором.

Взаключении дается обобщение наиболее существенных положений научной работы. Человек, знакомый с исследованиями по данному направлению, прочитав заключение, должен ясно представить качественную сущность данной работы (без ее методических и конкретных количественных аспектов), сделать определенные выводы о возможных направлениях дальнейших исследований.

Вконце работы приводится перечень литературных источ-

ников на основе порядковых номеров, указанных в тексте. Нумерация должна соответствовать порядку упоминания литературных источников в тексте либо располагаться в алфавитном порядке по фамилиям авторов (если количество авторов более трех, то расположение в списке определяется названием). Описание каждого литературного источника (книги, журналы, статьи и др.),

78

как правило, должно включать фамилии и инициалы авторов, название, место и год издания, объем в страницах.

При необходимости в конце работы дается приложение, куда входят вспомогательные таблицы, графики, дополнительные тексты и прочие материалы. При этом каждому материалу, таблице, графику присваивается самостоятельный порядковый номер, который указывается в тексте при ссылке на материалы приложения.

Часто на основании текста работы приходится готовить аннотацию или реферат, основные требования к которым содержит ГОСТ 7.9–95.

Аннотация – это краткая характеристика научной работы, которая включает тип произведения, основную тему, проблему, объект, цель работы и ее результаты. Основная функция аннотации – сигнальная. В ней очерчивается круг вопросов, рассмотренных в данном произведении, и указывается категория читателей, для которой оно предназначено. При написании аннотации употребляются фразы с глаголами в возвратной форме («рассматривается», «обсуждается», «исследуется» и т.п.) или пассивной («рассмотрен», «исследован», «доказан» и т.п.). Средний ее объем

– 500 печатных знаков. Аннотации помещаются в книгах, брошюрах, тематических планах издательств и т. д. (в книгах они располагаются, как правило, на обратной стороне титульного листа).

Реферат представляет собой сокращенное изложение содержания научной работы с основными сведениями и выводами. Согласно ГОСТ 7.9–95 реферат должен включать заглавие реферата (как правило, совпадающее с заглавием первичного документа) и его текст. Текст реферата включает тему, предмет, характер, цель работы, методы проведения работы, конкретные ее результаты (теоретические, экспериментальные, описательные), при этом предпочтение отдают новым и проверенным фактам, результатам долгосрочного значения, открытиям, важным для решения практических вопросов, а также выводы, характеристику области применения работы. Средний объем реферата в зависимости от

79

объема реферируемых документов не должен превышать печатных знаков: 500 – для заметок и кратких сообщений; 1000 – для большинства статей, патентов; 2500 – для документов большого объема. Основная функция реферата в отличие от аннотации – познавательная, поэтому он может включать в себя фразы, выраженные любой грамматической формой. Рефераты помещаются в реферативных журналах и сборниках, информационных картах и др.

Основным документом, который оформляется по результатам научно-исследовательских работ, является научно-технический отчет. Согласно ГОСТ 7.32–2001 он должен включать аннотацию и реферат с кратким изложением задач исследования и полученных результатов, введение с характеристикой отечественных и зарубежных достижений по исследуемой проблеме и текст отчета. В текст отчета входят: постановка задачи, формулировка технического задания, анализ известных способов решения задачи, обоснование выбора метода решения задачи, расчеты и результаты экспериментов, выводы с сопоставлением и анализом полученных в процессе исследования теоретических и экспериментальных данных, заключение с оценкой результатов и указанием путей их использования.

7.2 Первичные и вторичные научные документы

Все научные документы подразделяются на первичные (содержащие непосредственные результаты научных исследований и разработок, новые научные сведения или новое осмысление известных идей и фактов) и вторичные (содержащие результаты аналитико-синтетической и логической переработки одного или нескольких первичных документов или сведения о них). Как первичные, так и вторичные документы подразделяются на опубликованные (издания) и непубликуемые. С развитием информационных технологий это разграничение становится все менее существенным.

В числе первичных опубликованных научных документов

книги (непериодические текстовые издания объемом свыше 48 80

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]