
- •Глава III Социальная демография
- •Коэффициенты брачности, рождаемости, смертности и естественного прироста православного населения Европейской России в XVIII-начале XX в. (на тыс. Человек)
- •III. 1. Демографическое поведение православного населения
- •Распределение вступления в брак но месяцам в Европейской России в конце XVIII-начале XX в. (в %)
- •Семейное состояние населения Европейской России в 1850-е гг. И в 1897 г. (в %)
- •Демографические процессы среди разных сословий в 1840-1850-с гг. (на тыс. Человек населения)
- •Количество детей в возрасте до 7 лет в Европейской России по сословиям, 1796-1903 гг. (в % от общей численности населения)
- •Демографические процессы в среде помещичьих и государственных крестьян и городского населения в первой половине XIX в. (на тыс. Человек)
- •Смертность среди разных сословий в 1840-1870-е гг. (на тыс. Человек населения)
- •Уровень здоровья и смертности крестьян Воронежской губернии в зависимости от их благосостояния в 1898-1902 гг. (на тыс. Человек)
- •Семейная структура населения различных конфессий в 1897 г. В Европейской России (без Польши и Финляндии) (в %)
- •Некоторые демографические характеристики населения различных конфессий в 1896-1904 гг. В Европейской России
- •Число рождений, приходящееся на брак, и соотношение родившихся и умерших по конфессиям в 1848-1852 гг.
- •Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении 11 народностей Европейской России в 1896-1897 гг. (лет)
Глава III Социальная демография
Ключевые понятия: брутто-коэффициепт воспроизводства населения, демографическое поведение, естественный прирост населения, коэффициент брачности, коэффициент разводимости, коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, модель брачности, нетто-коэффициент воспроизводства населения, современный тип воспроизводства населения, традиционный тип воспроизводства населения, цена простого воспроизводства населения.
Изучение демографических процессов с социологической точки зрения позволяет наполнить сухие цифры о браках, рождениях и смертях большим социальным смыслом. От того, сколько детей рожает женщина за свою жизнь, зависит ее социальное положение, участие или неучастие в общественных делах — не может женщина, обремененная многочисленным семейством, быть активной общественницей. Естественный прирост населения влияет на уровень благосостояния — не бывает богатых стран, в которых население быстро растет. Но, с другой стороны, увеличение населения служит стимулом социальных изменений. Принципиальным событием нового времени был демографический переход (демографическая революция), в ходе которого рождаемость и смертность попали под контроль человека. Поскольку демографический переход начался со снижения смертности вследствие улучшения гигиены, медицины и т. п., то он должен был начаться с того, что человеку захотелось жить дольше, что ему стало интересно и радостно быть на Земле. Следовательно, должно было измениться отношение и к жизни, и к смерти — от индифферентно-животного к страху перед смертью. Если рост атеизма способствует желанию жить дольше, а глубокая религиозность такое желание ограничивает, значит, демографический переход должен был сопровождаться секуляризацией общественного сознания. Эти и другие проблемы обсуждает социальная демография.
В этой главе мы выясним, какая модель демографического поведения действовала в России в XVIII-начале XX в., когда начался переход от традиционной к современной модели воспроизводства населения, кто был пионером в регулировании рождаемости, какие социальные последствия имели длительное существование традиционной модели воспроизводства и ее изменение. Анализ будет из-за недостатка сведений ограничен главным образом православным населением, доля которого во всем населении страны составляла в 1858 г. 85 %, в 1897 г. — 84 %.
Источниками служат данные переписей-ревизий, проводившихся 10 раз в течение 1719-1857 гг., церковного метрического (регистрация браков, рождений и смертей) и исповедного учета (регистрация посещения исповеди), начавшегося в 1720-е гг., административно-полицейской демографической статистики и первой настоящей переписи населения, произведенной в 1897 г. Каждый из видов учета рисовал иногда весьма далекую от действительности картину. Но комбинация сведений всех источников создает достаточно адекватное представление о ситуации и позволяет выявить основные тенденции в демографическом развитии страны.
В табл. III. 1 приведены общие коэффициенты брачности, рождаемости, смертности и естественного прироста по Европейской России в XVIII- начале XX в., которые обнаруживают легкую тенденцию к снижению.
Таблица III. 1