
О. В. Горбачёв / Российская модернизация / Модернизация (материалы)
.docИтак, в течение последних двух десятилетий российские обществоведы активно осваивали мо-дернизационную проблематику. До начала 1990-х годов обращение к этим концепциям совершалось без осмысления философских, социально-философских основ этих теорий, их методологического содержания. На втором этапе (1994—1998 гг.) освоения российскими обществоведами теоретического и методологического арсенала западноевропейских концепций модернизаций началась разработка теоретических моделей российской модернизации. Исследователей объединяло признание догоняющего, неорганичного характера российской модернизации, важной роли государства как инициатора модернизации и традиционализма народа. Концептуальное содержание теоретических конструкций российских обществоведов варьировалось от отрицания способности России осуществить цивилиза-ционный переход от традиционного общества к обществу современного типа до доказательства успешного характера общественной трансформации XVIII—XX вв., обусловленной не только экзогенными (внешними — «вызов Запада»), но и эндогенными (внутренними) факторами.
Поскольку главную роль на этом этапе теоретического освоения модернизационной парадигмы играли философы, культурологи, специалисты различных дисциплин всеобщей истории, идентификация модели российской модернизации долгое время носила чисто умозрительный характер и была ориентирована на стереотипы, «сложившиеся» в западном россиеведении.
Современный качественно новый этап модернизационных исследований связан с практическим освоением этой парадигмы специалистами по российской истории. Историки большое внимание стали уделять теоретическим вопросам и разработке конкретно-проблемной методологии модернизационных исследований. Ученые многих научных центров (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Уфа) приступили к изучению проблематики, связанной с особенностями пространственно-временных проявлений субпроцессов российской модернизации48.
В фундаментальных исторических исследованиях Б Н Миронова и В В Керова были сформулированы две разные концепции российской модернизации Условно их можно определить как «европейскую» (Миронов), и «дуалистическую» (Керов) Модернизация в России, по мнению Миронова, шла путем утверждения в России институтов и ценностей европейской цивилизации, и ее опыт «в течение трех столетий с начала XVIII до конца XX вв, несмотря на все издержки, следует признать успешным» В рамках «дуалистической концепции» Керова господствующей формой модернизации признается «этатистская», основанная на «механическом переносе» европейского опыта в Россию, а гонимой — «национальная» («нонэтатистская»), имевшая прочные социокультурные основания, сформировавшаяся вследствие эволюции православных ценностей в старообрядчестве Нельзя не заметить «налет» умозрительности в итоговых концептуальных построениях талантливых исследователей
Как показывает опыт мировой историографии, в крупных обобщающих исторических исследованиях (имеющих фундированную источниковую базу), редко удается избежать историософских построений, которые определяются мировоззренческими пристрастиями авторов.