- •Введение
- •Раздел первый
- •1.1. Русская геополитическая мысль XIX века
- •I.2. Зарождение и развитие идей евразийства
- •I.3. Современные школы и концепции в российской геополитике
- •Раздел второй
- •II.1. Общая оценка геополитического положения и геополитические интересы России
- •II.2. Экономическая безопасность России
- •II.3. Отношения федерального центра и регионов
- •Раздел третий
- •III.1. Украина и Белоруссия – составные части
- •«славянского треугольника»
- •III.2. Балтийская политика России
- •III.3. Геополитическое положение стран Закавказья и Центральной Азии. Геостратегические интересы России в этом регионе
- •III.4. СНГ. Проблема возможной интеграции постсоветских
- •государств.
- •Раздел четвертый
- •Геостратегия России в основных регионах мира
- •IV.1. Европейский Союз как новая геополитическая реальность.
- •Отношения России и ЕС
- •IV. 2. Геополитика и геостратегия США.
- •Россия и Соединенные Штаты
- •IV.3. Геостратегические интересы России
- •Раздел пятый
- •Заключение
- •Литература
- •Оглавление
канцев, будет преодолен монопольный контроль нашей страны над потоками топлива на Запад.
Важная часть подобной политики – вовлечение Закавказских государств в региональное сотрудничество и взаимодействие с международными институтами, а также постепенная интеграция в мировую экономику. Учитывая сырьевой характер стран этого региона, можно с уверенностью предположить, что определяющую экономическую и политическую роль здесь будут играть, безусловно, Соединенные штаты.
На пути к достижению поставленных ими целей существуют препятствия не только в виде этнических конфликтов, сепаратизма и пограничные споры авторитарных политических режимов, но и отсутствие в этих странах разумной экономической политики и принявшая огромные размеры коррупция в государственном аппарате.
В целом же Соединенные Штаты продолжают извлекать выгоду из положения «одинокой» сверхдержавы. Их действия в современном мире характеризуются двойственностью, и в перспективе могут либо способствовать объединению стран мира в их стремлении к обеспечению реальных свобод и повышению уровня жизни населения, либо они превратятся в разрушительную силу, угрожающую остальному миру.
IV.3. Геостратегические интересы России
вАзиатско-Тихоокеанском регионе
Внастоящее время поэтапно идет формирование нового экономического региона – Северо-Восточной Азии (СВА). К нему относят Японию, обе Кореи, Россию, представленную своими дальневосточными и восточносибирскими областями и краями, Монголию и Китай.
Япония.
Япония сегодня – это страна с огромными и уникальными ресурсами, которых ни у кого более в Восточной Азии нет. И сам ход событий выдвигает Японию на первые позиции в тихоокеанской (или вообще азиатской) политике России.
Продолжающийся спор о принадлежности четырех островов ЮжноКурильской гряды оказывает угнетающее воздействие на весь комплекс двусторонних связей. Приемлемую для обеих сторон развязку давно и упорно ищут. Предлагаемая формула «Режима совместного управления» спорными островами неосуществима, поскольку может стать источником бесконечных конфликтов из-за существенных различий традиций, технологий принятия и реализации решений, экономических возможностей.
Существенное различие наблюдается и в подходах к решению этой проблемы. Япония рассматривает урегулирование территориального вопроса как обязательную предпосылку расширения экономических связей.
74
Российское руководство наоборот предлагает сначала осуществить прорыв в области экономических отношений, а лишь потом можно будет переходить к территориальному вопросу.
Содействовать более успешному сближению России и Японии может процесс экономической глобализации. Дело в том, что в глобализирующемся мире взаимодействуют не только государства, но все больше территории и регионы, не говоря уже об отрывающихся от национальной почвы трансграничных корпорациях. Сегодня очевидно, что на торговоэкономические связи соседей территориальный вопрос влияет в гораздо меньшей степени, чем инвестиционный климат. Поэтому экономическая ситуация в Японии может подталкивать ее к сотрудничеству с Россией, на неопределенный срок отодвинув территориальный спор.
Не отменяя принципов суверенитета и национальной юрисдикции, спорные территории можно рассматривать не как яблоко раздора, а как часть определенного региона, некой трансграничной зоны, общности. Тем более, что и для России, и для Японии речь идет о периферийном и отдаленном от центра районе.
На практике Южные Курилы и северная часть острова Хоккайдо уже давно установили между собой многообразные и главное – прямые связи и контакты. Жители приграничных территорий во многих отношениях ближе друг к другу, чем к своим столицам. После «приоткрытия» Южных Курил в конце 90-х гг. наблюдался бурный расцвет народной дипломатии – наплыв японских туристов в доселе чрезвычайно закрытую (в том числе и для российских граждан) зону. Вместе с расширением сотрудничества создается и поддерживающая его транспортная и иная инфраструктура.
Одним из направлений такого регионального сотрудничества стали коллективные совещания глав администраций районов российского Дальнего Востока и префектур Японии, имеющих выход в Японское море. После 1993 г. состоялось не менее трех таких мероприятий, на которых обсуждались конкретные проблемы. Регулярно проводятся заседания постоянной смешанной Комиссии по экономическому сотрудничеству Дальнего Востока России и Хоккайдо.
Со времени подписания межрегионального Соглашения о дружбе и сотрудничестве (декабрь 1998 г.) значительно возросли объемы пассажирских и грузовых перевозок на морских линиях Корсаков – Вакканай и Холмск – Отару, начались регулярные авиарейсы по маршруту ЮжноСахалинск – Саппоро.
В последнее время на обсуждение выносятся вопросы совместного участия дальневосточных и хоккайдских компаний в тендерах на строительство объектов инфраструктуры на сахалинских нефтегазовых проек-
75
тах, вопросы добычи и поставки в Японию угля, переработки лесоматериалов, экспорта морепродуктов.
Россия достаточно динамично развивается. Теперь уже больше никто не ставит вопрос об отделении от нее Дальневосточного региона. Трудность заключается в необходимости восстановить доверие японских предпринимателей, которые потеряли свои капиталы и вложения в совместных предприятиях по вине российской стороны.
Китай.
За 2003 г. BВП в Китае вырос за год на 9,1 % до 1,4 трлн.долл., или 1090 долл. в среднедушевом исчислении. Главными факторами экономического роста стали экспорт, увеличившийся на 32 % и давший около 40 % прироста ВВП, и внутренние капиталовложения, которые возросли почти на 27 %, обеспечив около половины прироста ВВП. Более 50 % экспорта приходятся на предприятия с участием иностранного капитала. Прямые иностранные капиталовложения в китайскую экономику составили 50 млрд долл., оставшись на уровне 2002 г. Золотовалютные резервы увеличились за год более чем на 40 % и достигли 160 млрд долл., а вместе с Гонконгом около 270 млрд долл.
Хозяйственные перемены в Китае происходят при сохранении политической власти в руках КПК. Это в настоящее время обеспечивает внутреннюю социальную и политическую стабильность. Поддержание этого процесса в решающей мере зависит от интеграции страны в мировую экономику и обеспечения гарантий безопасности частному бизнесу, все более превращающемуся в главный двигатель ее экономического развития. Знаковым в этом отношении явилось решение последнего съезда КПК о снятии ограничений для вступления в компартию представителей национального бизнеса.
Но монополия КПК на власть несет в себе серьезный и негативный заряд. Интеграция в мировую экономику требует постепенной политической либерализации, выработки новых подходов в отношениях с мировым сообществом и, прежде всего, с США и ЕС. Поэтому политическая организация Китая в западном сообществе по-прежнему сохраняет образ если уже не врага, то по крайней мере противника демократии.
За успехами экономического развития Китая последних лет скрывается целый ряд серьезнейших внутренних проблем, которые при неблагоприятном развитии могут оказать существенное воздействие на его отношения со своими соседями.
Сельское хозяйство, несмотря на продвижение к рынку, проявляет тревожные признаки слабости. Оно продолжает во многом сохранять полунатуральный тип производства. Мелкие крестьянские хозяйства к настоящему времени выработали свой ресурс и пока не в состоянии поднять-
76
ся на новую ступень, перейти к интенсивному типу производства, использовать современные достижения техники и организации производства.
Труд в сельском хозяйстве остается тяжелым, ручным и самым низкооплачиваемым, и в то же время сельское хозяйство по-прежнему является основой жизни населения. В деревне сохраняется традиционный жизненный уклад. В ней отсутствует всеобщее начальное образование и преобладает неграмотное и малограмотное население. Одновременно деревня продолжает поставлять рабочую силу на рынок в таком количестве, которое тот уже не может поглотить.
Огромные диспропорции наблюдаются в жизненном уровне городского и сельского населения. В крупных городах (Пекин, Шанхай) относительное благополучие, а в провинции бедность и неустроенность. Сянган (Гонконг) и Макао – богатейшие, так называемые специальные административные районы, бывшие колонии Британии и Португалии, въезд китайцам с континента практически запрещен.
В ближайшем будущем Китай может столкнуться с такими пробле-
мами, как:
•необходимость перестройки средних и крупных государственных предприятий, свыше двух третей которых до сих пор остаются убыточными. Острой остается проблема растущей доли низкокачественной продукции и брака (до половины объема выпуска). Грядущая модернизация промышленности и приватизация госпредприятий грозит ростом безработицы. К имеющимся сегодня примерно 250 млн (включая и скрытую безработицу в деревне) могут добавиться еще несколько сот миллионов безработных;
•углубление разрыва между городом и деревней, в которой продолжает проживать 2/3 населения, и усиление социального расслоения между «новыми» богатыми и остальной беднейшей частью населения. Сегодня в Китае проживает около 800 млн человек, из которых пока не более 5 % относятся к категории зажиточных, а остальная часть живет менее чем на один доллар в день на человека;
•неблагоприятная экология, трудности обеспечения населения водой, перенаселенность. Перенасыщение рынка труда в свое время вызвало хаотичное массовое строительство мелких и технически отсталых предприятий со средней численностью занятых не более 10 человек. Это привело к растрате земельных и водных ресурсов, к разрушению среды обитания и т.п.;
•рост дефицита электроэнергии, уже приводивший к остановке работы предприятий и перебоям в подаче электроэнергии в ряде провинций.
Как достижения в экономике, так и нарастающий груз проблем неизбежно найдут свое отражение в геополитических установках китайского
77
политического руководства. В мировой политике Китай становится силой, все настоятельнее требующей учета своих региональных и глобальных интересов.
Пока же Китай воспринимается как неопределившийся региональный центр силы. Это означает, что сегодня четко не очерчены геополитические устремления Пекина. Вместе с тем объявление XXI в. веком «китайской цивилизации» следует рассматривать как начало подготовки формулирования направлений китайской экспансии. Это будет принимать все более выраженные черты по мере наращивания экономического потенциала (к середине этого века предполагается превратить Китай в развитое государство постиндустриального типа) и обострения указанных выше проблем.
Современные внешнеполитические установки Китая:
•выстраивание новой линии в отношениях с США, которые нынеш-
нее китайское руководство рассматривает в качестве главного партнера на мировой арене. Это обусловлено военно-политическим дисбалансом сил в Восточной Азии. Китаю нечего противопоставить здесь военнополитическим договорам США с Японией и Южной Кореей. Китай, хотя и выступил против американской военной акции в Ираке, но поддержал позицию Вашингтона по борьбе с международным терроризмом – главной опасностью, грозящей современному миру.
•Китай заявил о готовности присоединиться и к инициированным США мерам по нераспространению оружия массового уничтожения.
•Китайское руководство делает шаги в сторону диалога с США и НАТО по проблемам стратегической стабильности и региональным конфликтам. Речь идет, в первую очередь, о ситуации в Центральной Азии и о превращении шестисторонней встречи по Корее в постоянно действующий орган по вопросам безопасности Восточной Азии.
•Китай все больше проявляет активность в деятельности региональных политических форумов (региональный форум АСЕАН по проблемам безопасности (АРФ) и Форум Азия – Европа (АСЕМ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др.) При этом Китай пока отказывается от претензий на лидерство в этих организациях.
•Предпринимаются энергичные шаги по углублению регионального экономического сотрудничества как двусторонних с США, Японией и Южной Кореей, так и трехстороннего сотрудничества в северо-восточной Азии (СВА) – с Японией и Южной Кореей.
Выстраивая новые отношения с Западом, Китай стремится к тому, чтобы его воспринимали как равноправного не только экономического, но
ивоенно-политического партнера. При этом китайское руководство не собирается отказываться от своих традиционных политических и идеологи-
78
ческих ценностей. А Запад, как это отмечено выше, не считает необходимой конфронтацию с Китаем из-за расхождений по этому поводу.
Происходящее в Китае и с Китаем имеет непосредственное значение для России. Несмотря на официальные заявления сторон о прекрасном состоянии нашего стратегического партнерства, между нами не просто существует, но накапливается немало проблем. Россия и Китай достаточно успешно решают проблемы, доставшиеся от прошлого. Были в целом успешно разрешены вопросы прохождения государственной границы между бывшими республиками СССР и Китаем, подписаны соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы 1996 г. и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы 1997 г.
А вот с перспективами отношений между нашими государствами много вопросов, которые порождаются меняющейся геополитической ситуацией в мире под воздействием процесса глобализации. Осложняется эта ситуация и в связи с полулегальным и нелегальным оседанием на российской территории значительного числа китайцев, которые в недалеком будущем способны создать компактное большинство населения в этом регионе России.
Содействовать разрешению экономических проблем между Китаем, Россией и другими постсоветскими азиатскими государствами призвана так называемая Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Эта новая региональная организация, включающая Китай, Россию, Таджикистан, Казахстан, Киргизию и Узбекистан постепенно расширяет круг рассматриваемых вопросов, включая проблемы безопасности и культурного сотрудничества.
Основными принципами ШОС являются взаимное уважение суверенитета, равноправие всех государств-членов, открытость и ненаправленность ШОС против других государств и международных организаций. Все решения в ШОС принимаются консенсусом, за исключением вопросов приостановления или прекращения членства в Организации. На заседании глав государств – членов ШОС 29 мая 2003 г. в Москве было фактически завершено формирование Организации: утверждены документы, регламентирующие деятельность ее уставных органов, символика (эмблема и флаг). Четкая позиция ШОС, выступающей за многополярный мир, за сохранение решающей роли в международных делах ООН и ее Совета Безопасности, вызывает интерес и уважение во многих частях света. Официальное желание подключиться к «Шанхайской пятерке» высказывал Пакистан. Проявляют интерес к деятельности ШОС такие страны, как Индия, Иран, Израиль, Монголия. США выразили заинтересованность в статусе наблюдателя.
79
Из-за концентрации в 90-е гг. усилий, направленных на развитие внешнеэкономических связей со странами западноевропейского региона, Россия оказалась в стороне от интеграционных процессов в Азии и от процесса взаимодействия Европейского союза и Восточной Азии, который начался во второй половине 90-х гг. с созданием в 1996 г. АСЕМ – организации регулярных встреч между руководителями стран двух регионов.
Россия не использует возможность сыграть уникальную роль в АСЕМ, поскольку является единственной «азиатской» страной, имеющей договор о сотрудничестве с ЕС, и в то же время единственной «европейской» страной – членом ГЭС и регионального форума АСЕАН. Как великая евразийская держава, Россия может претендовать на присоединение к этому форуму, сыграв роль ключевого звена в развитии экономических и политических связей между Европой и Азией.
У нашей страны имеется все необходимое, чтобы реализовать свой экономический потенциал, став транспорто-коммуникационным мостом между регионами. Полномасштабное включение России в АСЕМ позволит в несколько раз ускорить и удешевить торгово-экономические связи между ЕС и Восточной Азией. Использование уникальных российских наземных, морских и воздушных путей сообщения позволит стране не только занять одну из центральных позиций в глобальных торгово-экономических отношениях, но и получить доступ к значительным финансовым и технологическим ресурсам.
80
