Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУРСОВАЯ.docx
Скачиваний:
27
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
173.26 Кб
Скачать

Глава III Применение технологий антикризисного pr на предприятиях нефтегазового комплекса.

Значение нефтегазового комплекса для России невозможно переоценить. Он был и остается фундаментом благосостояния нашей страны, а повышенный интерес к нему иностранных компаний обусловил необходимость продвижения торговых марок на внешнем рынке.

Особенности PR, брендинга и рекламы нефтегазовых компаний определяются самой спецификой отрасли. Как правило, это крупнейшие российские бизнес-структуры, для которых в некоторой степени свойственна бюрократизация процесса принятия решений.

Кроме того, информационная и PR-работа с компаниями нефтегазового сектора подразумевает работу с брендами, которые в сегодняшних условиях олицетворяют нашу страну.

И наконец, взаимодействие с такими структурами предполагает оперативность запросов, которые зачастую выходят за рамки согласованного формального объема работ – ведь редко когда проект бывает чисто аналитическим или требует исключительно организации мероприятий.

В этой главе рассмотрим реальные кризисные ситуации и конкретные технологии антикризисного PR которые были применены нефтегазовыми предприятиями.

Сообщение о возбуждении антимонопольного дела в отношении ТНК-ВР и «Башнефти» из-за высоких цен на бензин летом 2011 года любой участник рынка воспримет как неудачную шутку или решит, что он оказался в ночном кошмаре [12]

«ТНК-ВР Холдинг» рассмотрение дела продолжается. Ознакомившись на заседании комиссии ФАС России с результатами анализа состояния конкуренции на рынках нефтепродуктов, компания высказала позицию о необходимости подготовить замечания. ФАС России предоставила компании такую возможность.

Как отмечает Голомолзин, «результаты анализа рынка уже дважды были предметом рассмотрения в Высшем арбитражном суде и ранее нефтяные компании, в том числе ОАО «ТНК-ВР Холдинг», соглашались с выводами ФАС России.

«В заседании комиссии ФАС России также не были получены ответы на целый ряд вопросов по фактам нарушений антимонопольного законодательства, в связи с чем, дело было отложено на декабрь», – добавил он.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) прекратила рассмотрение дела в отношении ОАО «АНК «Башнефть» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении и поддержании монопольно высоких цен на оптовом рынке автомобильных бензинов в период с апреля по сентябрь 2011 года. Как сообщила пресс-служба ведомства, теперь компанию ждет штраф.

«Башнефть» представила в ФАС России информацию о снижении цен на бензин неэтилированный Премиум Евро-95 на 18,3% и на бензин неэтилированный Регуляр Евро-92 на 15,5%. Снижение произошло в два этапа в октябре и в ноябре 2011 года. Кроме этого компания добровольно снизила цены на автомобильные бензины на мелкооптовом рынке. При этом, как отмечает ведомство, компания не создаёт дискриминационных условий для своих контрагентов.[13] Другими словами «Башнефть» сделала правильных ход с точки зрения антикризисного PR, признав свою вину. Аудитория увидела, что организация несет ответственность за случившийся инцидент, принимает соответствующие меры и ищет поддержки у общественности.

Это позволило «Башнефти» завоевать доверие к себе как к источнику объективной информации, а открытость компании вызвала в свою очередь симпатию общественности.

Здесь видно, что «ТНК-ВР Холдинг» не стало принимать никаких мер по выходу из данной кризисной ситуации. Какая-либо информация, которая могла бы как-то объяснить данное событие, не предоставлялась, комментарии по поводу обвинений так же отсутствовали. «ТНК-ВР Холдинг» ушла в тень. Хотя закрытость и нежелание идти на контакт – довольно-таки серьезные ошибки при урегулировании кризисных ситуаций. Собственно, подобное поведение (полная изолированность компании от контактов со СМИ и общественностью) характерно для нефтегазовых компаний. Они закрыты для третьих лиц.

Но нельзя сказать, что отделы по связям с общественностью таких предприятий не занимаются вопросами кризисов вообще, но технологии антикризисного PR несколько отличаются от общепринятых.

Главным принципом работы в данном направлении на нефтегазовых предприятиях является предотвращение кризисных ситуаций. Тщательная диагностика и антикризисное моделирование ситуаций. Здесь главным инструментом является не коммуникация, а тщательный анализ.

Отдел по связям с общественностью ООО «Газпром трансгаз Чайковский» тесно сотрудничает с отделом, который занимается математическим моделированием и анализом чрезвычайных ситуации на предприятии. [6]. Аналитики консультируют отдел по СО по вопросам неконтролируемых событий, которые могут возникнуть, например, в результате транспортировки газа. Те в свою очередь разрабатывают план действий по предотвращению вытекания информации с предприятия, в случае чрезвычайной ситуации. Благодаря этому в газетах города Чайковского никогда не встретится информация о прорывах, протечках или взрывах газопровода. Более того статьи опережают вопросы, которые могут возникнуть. «Большая протяжённость магистральных газопроводов и газопроводов-отводов Чайковского ЛПУМГ (в однониточном исполнении более 860 км) требует от коллектива линейно-эксплуатационной службы постоянной напряжённой работы по обслуживанию трассы. Круглогодично, независимо от погодных условий, ведутся работы по текущему ремонту запорно-регулирующей арматуры, запуску и приёму внутритрубных снарядов, капитальному ремонту магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, а в прошедшее экстремально засушливое лето пришлось бороться ещё и с лесными пожарами. Кроме того, линейно-эксплуатационная служба эксплуатирует девятиниточный подводный переход, к которому в последние годы обращено особое внимание. Методом протаскивания диагностического поршня уже обследованы две нитки. В 2011 году планируется обследовать ещё одну.»[7]. «Газпром трансгаз Чайковский» информирует общественность о своей деятельности по предотвращению чрезвычайных ситуаций, даёт максимум информации, что правильно с точки зрения антикризисного PR.

Но нельзя говорить, что на предприятиях нефтегазового комплекса совсем отказываются от инструментов антикризисного PR. В некоторых случаях имеет место информирование СМИ с целью успокоить общественность и избежать ненужных слухов и домыслов. Данное суждение подтверждает реакция «Лукойл» на разразившийся в конце апреля бензиновый кризис. «Топливный кризис, который возник в России в апреле-мае текущего года и резко поднял цены на автомобильное топливо в стране, миновал»такое мнение высказал президент ОАО «Лукойл» Вагит Алекперов, пояснив, что сейчас цены на бензин в России стабилизировались. «Сегодня нефтяные компании и независимые продавцы в состоянии стабилизировать рынок. И сегодня мы уже наблюдаем, что рынок насыщен нефтепродуктами, очередей на заправочных станциях нет, отсутствие бензина не чувствуется во всех регионах», – цитируют СМИ слова Алекперова.

По словам руководителя одной из крупнейших нефтяных компаний России, сейчас цены на топливо находятся «на той объективной ставке, которая позволяет покрыть убытки, которые были накоплены в период стабилизации цены за первый квартал». По его мнению, российские компании занимают взвешенную позицию, то есть сложившиеся на данный момент цены на топливо они рассматривают, как стабильные. В дальнейшем, по мнению эксперта, цены будут расти только за счет инфляции и колебаний международного рынка.

Что же касается причин топливного кризиса в нашей стране, то Вагит Алекперов высказал мнение, что главной причиной проблем стало введение нового техрегламента с 1 января 2011 года. Напомним, что с начала года были изменены отчисления акцизных платежей со стороны нефтяных компаний за продажу бензина. [9]

Специализированные на нефтегазовой промышленности издания пишут, что российская нефтеперерабатывающая отрасль завершает год с букетом застарелых болезней. Низкая глубина переработки сырья, небольшой выход светлых нефтепродуктов и индекс Нельсона, отставание возможностей отрасли от требований технического регламента. Эти проблемы долгое время оставались вне поля зрения руководства страны. Отрасль обеспечивала внутренний рынок достаточными объемами моторных топлив по приемлемым ценам и генерировала прибыль для нефтяных компаний. Большего от нефтепереработки и не требовали. Но в 2011 году топливные кризисы стали следовать друг за другом.

Четыре топливных кризиса за год. Вникая в суть происходящего, неизбежно приходишь к выводу, что отраслевые рынки развернули свой бег и теперь «развиваются» в сторону схлопывания. И поскольку нежелание и неумение эти рынки регулировать властью стали оправдываться «ресурсным проклятием», «проклятому» бизнесу была заказана одна дорога: извлечение максимальной прибыли здесь и сейчас [11].

Удалось найти лишь комментарии «ТНК ВР» по этому поводу. «Одним из приоритетных направлений развития российского топливно-энергетического комплекса является увеличение глубины переработки российских энергоресурсов. Переработка нефти (нефтепереработка) заключается в производстве нефтепродуктов, прежде всего, различных топлив (автомобильных, авиационных, котельных и т. д.) и сырья для последующей химической переработки.

Наша стратегия развития переработки энергоресурсов включает в себя ряд следующих целей:

- переход к новым технологиям добычи и переработки топлива.

- ввод мощностей, направленных на углубление вторичных процессов на ряде действующих предприятий.

- совершенствование системы взимания акцизов и вывозных пошлин на нефтепродукты в целях стимулирования производства продуктов высокого передела;

- модернизации сырьевых и перерабатывающих производств, увеличения глубины переработки сырья, снижения энергоемкости производства и повышения его экологичности, расширения присутствия на мировых рынках сырьевых товаров». [20]

Кадровые проблемы во всем нефтегазовом мире ставятся в один ряд с такими, как ресурсный национализм, несовершенство отраслевого законодательства, неблагоприятный инвестиционный режим, коррупция, значительное осложнение условий добычи. Есть все основания доверять кадровым исследованиям и «Эрнст энд Янг», и «Делойт»: нет специалистов — нет прогресса.

Отраслевое (нефтегазовое) высшее профессиональное образование до перехода на двухуровневую систему в целом находилось на хорошем уровне. Переход на подготовку бакалавров по направлениям и профилям для подготовки кадров не сулит больших перспектив. Учебные планы, перечень и содержание дисциплин и без того были напряженными, поэтому реально подготовить за четыре года профессионального компетентного специалиста для нефтегазовой отрасли очень трудно.

Кадровый голод — тема сегодня настолько актуальная, что все газеты и электронные порталы стремятся вынести это кричащее словосочетание в заголовки публикаций.

14 июля состоялся II Кадровый форум Группы компаний «Татнефть». Направляясь на слет кадровиков, бригада журналистов в очередной раз задалась вопросом: действительно ли кадры могут решить все? И грозит ли татарстанским нефтяникам кадровый голод? [10]

Не без внимания данный вопрос оставили и в «ТНК ВР Холдинг». Ими была проведена пресс-конференция, где были освещены вопросы текущей кадровой политики компании, а так же перспектив её модернизации. Основной темой стала профессиональная пригодность бакалавров. По итогам был сделан вывод, что к бакалаврам нефтегазовому комплексу стоит привыкать и проводит дополнительное обучение на местах, иначе наступит кадровый дефицит.

«ТНК ВР» ведёт работу не только со СМИ. В Российском Государственном Университете им. Губкина были проведены различные встречи со студентами, для них было организовано несколько выставок. Хотя данное учебное заведение находится под покровительством ООО «Газпром».

Финансовый кризис завершен, и нефтегазовая сфера активно восстанавливается после сложного времени. В первую очередь кризис нанес удар по обучению персонала, и уже затем был существенно сокращен подбор новых сотрудников. Однако нельзя не отметить, что именно для этого времени были характерны громкие переходы, так как нефтяные компании прекрасно понимали, что данный период идеален для «хантинга» лучших, сильнейших профессионалов. [20]

Проведя анализ данных ситуаций, можно сделать вывод, что нефтегазовые компании являются закрытыми предприятиями. Они стараются не допустить утечки любой негативной информации о себе, в том числе и о существующих или назревающих кризисах. Любому представителю средств массовой информации доступ к компании перекрыт. СМИ будут знать только, то, что выгодно предприятию, либо не будут знать вообще ничего. Любые невыгодные версии общественности по поводу деятельности компании либо сразу же опровергаются пресс-службой (руководителем), либо вообще игнорируются. Но крупные предприятия нефтегазового комплекса не боятся допустить серьёзной ошибки, они знают, что их авторитет подорвать трудно, их имидж стабилен. Ведь они являются поддержкой экономики страны.