Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
окончанная курсовая работа отгп.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
207.87 Кб
Скачать

Глава 2. Признаки правового государства

Основные характеристики правового государства касаются принципов, на которых строятся отношения в треугольнике, состоящем из таких субъектов, как личность, общество и государство.

Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, её достоинство, права и свободы. Государства, считающие себя правовыми, данное положение закрепляют в конституциях прямо или косвенно и декларируют права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих (например, ст. 2 Конституции РБ). Вопрос заключается в том, чтобы данный комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому (без исключения) человеку и гражданину. Большая роль в этом принадлежит государственно-правовым институтам. Однако если сам человек не проникнется своими правами и свободами, не будет везде, всегда и перед всеми их отстаивать, то одни государственные органы едва ли что сделают по такому вопросу. Немецкий юрист Р. Иеринг стремление защищать, отстаивать своё право связывал с чувством достоинства личности. «Кто, в ситуации беззастенчивого нарушения и попирания его права, не испытывает стремления защищать себя и своё право, тот уже человек безнадёжный…».

Конституции правовых государств и законодательство должны учитывать и реализовывать международные правовые стандарты о правах и свободах человека, зафиксированные в международных правовых документах. В их числе прежде всего следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (эта дата отмечается как День прав человека), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта приняты ООН 16 декабря 1966 г., ратифицированы СССР 18 сентября 1973 г.), ряд конвенций, принятых ООН (о предупреждении геноцида, апартеида, о политических правах женщин и др.), конвенций МОТ (Международной организации по труду). Данный принцип закреплён в статьях 8,21 Конституции Р.Б. Правовое государство - не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать гуманистическое начало, справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма существования народовластия [6, с. 293].

Одной из идей, вошедших в теорию правового государства, является идея верховенства закона. Здесь имеется в виду господство закона в конституционном смысле, т.е. актов высших представительных органов государственной власти. Речь идёт о действительном, а не декларируемом верховенстве закона, предлагается создание институционального механизма защиты закона.

Уже в VI в. до н. э. один из выдающихся древнегреческих мудрецов Солон своей знаменитой реформой воплотил идею соединения права и силы власти в господстве законов, изданных, по его словам, для простых и знатных наравне. По утверждению Аристотеля, с Солона в Афинах началась демократия. Главным в законах Солон считал обеспечение компромисса [2, с. 121].

Древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находиться над чьей-либо властью. Там, где закон - владыка над правителями … я усматриваю спасение государства» [10, с. 149].

Аристотель считал, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми, в том числе над государством. Там, где отсутствует «власть закона», там нет места и (какой-либо) форме государственного строя.

Идея торжества закона, идея законности отстаивалась позднее Гераклитом. Гераклит утверждал, что народ должен сражаться за законы, как за стены своего города, а под законами он понимал отражение естественных, вечных законов миропорядка. В таком ракурсе обосновывал господства закона и Сократ. Будучи убеждённым в исключительной значимости законности, он лишился жизни, отказавшись от побега из тюрьмы.

Император Юстиниан в VI в. н. э. в своей конституции «О составлении Дигест» писал, что нельзя найти среди всех дел ничего столь важного, как власть законов, которая изгоняет всяческую несправедливость [10, с. 149].

Крупнейший средневековый мыслитель Фома Аквинский, построивший своё учение на теории греческих философов и римских юристов, исходил из того, что управляют общественным и мировым порядком именно законы, которые он делил на четыре вида:

1) вечный закон;

2) естественный закон;

3) человеческий закон;

4)божественный закон.

В учениях раннебуржуазных мыслителей Г. Гроция, Б. Спинозы, М. Вольтера, Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсона, Т. Пейна, Дж. Локка, Д. Дидро получило углубленное обоснование необходимости осуществления государственной власти на основе справедливого закона [2, с. 123].

В XIX в. идею законности обосновывали сторонники либерализма Б. Констан, Р. Моль, К. Велькер, В. Гумбольдт и др.

Необходимость обеспечения верховенства закона в обществе отстаивали в своих трудах такие видные учёные-юристы, как А. С. Алексеев, П. Г. Виноградов, В. М. Гессен, Н. И. Лазаревский, Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич, С. А. Котляровский, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Н. И. Палиенко и др.

Верховенство закона обусловливается не только тем, что он выражает общую волю населения страны. Уважение закона, и прежде всего конституции, является неотъемлемой чертой правового государства, атрибутом поведения всех органов государства, должностных лиц и граждан.

Ещё одним признаком правового государства является суверенитет народа. В соответствии с данным признаком только народ - источник всей власти, которая должна быть представлена в соответствующей конструкции правового государства. И.Кант считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «…чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа» [4, с. 96]. Именно суверенитет народа - основа и источник государственного суверенитета. Это закреплёно в ст. 3 Конституции РБ [5, с. 4].

Для правового государства определяющим также является признак разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Зачатки этой теории мы видим уже в античном мире в демократических Афинах, в республиканском Риме. Обстоятельно этот принцип обосновали Дж. Локк, Ш. Монтескьё. Последний в своём сочинении «О духе законов» писал о том, что в каждом государстве есть три власти: законодательная, исполнительная, судебная. Если все власти соединятся в одном лице, никакой свободы не будет, установится деспотия. Чтобы избежать злоупотребления властью, нужно чтобы власти сдерживали друг друга. А Дж. Локк, разделяя власть на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинял каждую из них законодательной власти, поскольку тот выше, кто «может создавать “законы для других”» [7, с. 350]. Он не выделяет отдельно судебную власть, считая её основным элементом исполнительной.

Разделение властей заключается не просто в специализации органов государства, в разделении их на законодательные, исполнительные и судебные, каждый из которых осуществляет соответствующий вид деятельности. Такую специализацию и разделение функций мы видим в любом государстве, даже относительно неразвитом. Разделение властей - это, безусловно, и разделение функций между государственными органами, но оно предполагает наличие у основных ветвей власти специальных полномочий, которые выражаются в так называемой системе сдержек и противовесов. Эти полномочия одной ветви власти преследуют цель поставить преграды, ограничения стремлениям другой ветви власти выйти за круг своих полномочий, незаконно расширить сферу своей власти [10, с. 157-158].

Теория разделения властей - общечеловеческая ценность, которая в той или иной мере может использоваться в государствах любого исторического типа. В обыденном сознании сложилось такое представление о правовом государстве, в котором существует разделение властей при провозглашённом суверенитете народа.

Однако в некоторых государствах организационно-правовая сторона рассматриваемой концепции подверглась модификации. Конституционная доктрина отдельных стран Латинской Америки исходит из четырёх властей: дополнительно названа избирательная власть. Иногда фигурирует и большее количество «властей». Так, в проекте Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять властей, включая наряду с традиционными и контрольную власть, которая должна была осуществляться Генеральным контролером республики. По существу, шесть властей были перечислены во второй Конституции Алжира 1976 г.: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная [6, с. 297].

Ещё одним характерным признаком правового государства является политический и идеологический плюрализм. Он предполагает наличие неограниченного количества политических партий и политических движений в обществе, отсутствие единой господствующей идеологии, допущение различных идеологий, связанных с определённым мировоззрением.

Тот и другой плюрализм вытекает из того, что в обществе существуют разные классы и социальные группы. Наряду с общими интересами каждая социальная группа имеет свои специфические интересы. Плюрализм интересов порождает плюрализм политический и идеологический. Важным принципом существования и функционирования правового государства является гласность, открытость в деятельности государства, свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры. Без этого не возможен контроль общества над государством, невозможна демократия, призрачной становится и связанность государства правом. Информация - это власть. Кто обладает информацией, обладает и властью. Не зря средства массовой информации называют четвёртой властью. Тайна, закрытость деятельности госаппарата, наличие цензуры противопоказаны правовому государству [6, с. 159-160].