Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 2.doc
Скачиваний:
103
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
92.67 Кб
Скачать

3 Вопрос

В XV в. до н.э. на землях нынешней Польши и Украины возникла 'тшинецко-комаровская культура, называемая рядом учёных древней­шей праславянской. Исходя из этого Б.А. Рыбаков определил прароди­ну славян как территорию от Среднего Поднепровья на востоке до Оде­ра на западе. Согласно ему, именно на этой территории происходило обособление славян из индоевропейского племенного массива.

В XIII - IV вв. до н.э. в западной части славянской прародины существовала лужицкая культура, где отмечается преобладание венетов. Она входила в сферу влияния кельтов. Древние кельты - предки шотландцев, ирландцев, бретонцев и некоторых других современных народов Запада, в I тыс. до н.э. жили в Малой Азии, Северном Причерноморье далее по всей Европе вплоть до Британии. Согласно А.Г. Кузьмину, происхождение кельтов может быть отчасти связано с Восточной Европой, землями будущей России. В частности, ирландцы в своих преданиях сообщают, что их предки вышли из Скифии и указывают примерный маршрут переселения из Причерноморья. К славяно-кельтским языковым параллелям относятся: «бык» - «боукко», «корва» («корова» - «карвос (олень, рогатое животное), «конь» - «конкос». Опережая в своём развитии германцев и праславян, оказав на них большое влияние, кельты затем были в основном ассимилированы и вытеснены ими.

Население восточной части славянской прародины, переходя бронзы к железу и совершенствуя навыки земледелия, создало белогрудовскую и чернолесскую культуры. В IX-VII вв. до н.э. чернолесские племена, занимавшие правобережье Днепра, отразили натиск киммерийцев. Построив ряд мощных укреплений, они перешли в наступление и начали осваивать степи восточнее Днепра.

Затем Поднепровье вошло в территориально-племенную общность, возглавляемую другой группой ираноязычных племён - скифами. Осваивая Северное Причерноморье, скифы переживали период "военной демократии". В его условиях образовывались союзы племён. Народные собрания и советы старейшин, решавшие все основные вопрос при родоплеменных отношениях, постепенно уступали свои полномочия вождям и их приближенным из знатных воинов.

На протяжении VII в. до н.э. скифо-киммерийские полчища волнами прокатывались по Ближнему Востоку. Они активно участвовали в политической жизни этого региона, вмешивались в конфликты между государствами, поддерживали одних, наносили удары другим. Позже, потерпев ряд поражений, скифы вернулись в степи Восточной Европы. Племена скифского круга населяли также значительную часть Сибири и Средней Азии. Главным видом хозяйственной деятельности скифов было кочевое скотоводство. Большое развитие получило и ремесло: выделка кожи, обработка бронзы и железа, изготовление высокохудожественных золотых украшений.

Скифы торговали, а нередко и воевали с греками, основавшими Северном Причерноморье многочисленные колонии - города-государства (полисы). Это Херсонес в окрестностях нынешнего Севастополя, Пантикапей на месте нынешней Керчи, Танаис в устье Дона, Фанагория на Таманском полуострове и другие. Оливковое масло, вино, предметы роскоши, золотые монеты греки меняли на отборную пшеницу, которой недоставало у них на родине. В V в. до н.э. с центром в Пантикапее возникло объединившее ряд греческих колоний Боспорское царство, просуществовавшее до IV в. н.э.

В V в. до н.э. древнегреческий "отец истории" Геродот описал числе племён скифской общности сколотов. Корень "кол" в славянских языках означает круг, Солнце (однокоренные слова - "коловорот", "около", "колесо", "кольцо"). В отличие от большинства скифов - кочевников-скотоводов, сколоты были земледельцами и продавали зерно грека Записанные Геродотом предания сколотов аналогичны некоторым украинским и белорусским сказкам. Эти и другие аргументы обосновывают предположение о том, что сколоты - праславяне или же близкая к ним (возможно, смешанная с ними) часть скифов, позднее окончательно влившаяся в славянство. Маловероятно угнетение скифами-кочевниками лесостепных земледельцев, которые в VI - V вв. до н.э. возвели ряд огромных крепостей на высоком берегу Днепра, на границе со степью.

Некоторые исследователи относят к праславянам милоградскую культуру (VII в. до н.э - 1 в. н.э.). Передвигаясь (видимо, из-за давления скифов) в VI в. до н.э. с территории Северной Украины на юг современной Белоруссии, милоградцы осваивали производство железа. О.Н. Мельниковская соотнесла их с неврами, о которых писал Геродот. Согласно ему, невры раз в год на несколько дней превращались в волков. Речь идёт об обычае набрасывать на себя волчью шкуру, что, согласно поверьям славян, превращает человека в волка-оборотня. У славянских народов эти действия связаны со свадебными обрядами в осенне-зимний сезон. Невров считал праславянами и Б.А. Рыбаков.

На юго-западе милоградцы поддерживали тесные отношения с кельтами - искусными кузнецами и оружейниками. Любопытное описание невра имеется в элегии древнеримского поэта Проперция (I в. до н.э.):

"Видели Бактры твое многократное в них появленье. Видел и невр-супостат, в броню одевший коня".

Эти данные подтверждают отожествление милоградцев с неврами отнесение их к праславянам. Кельтское название нагрудного доспеха было заимствовано и германцами (panzer), и славянами (панцирь).

Название одного из восточноевропейских народов - "алазоны" М.В. Ломоносов переводил с греческого как "самохвалы", предполагая, что так греки исказили самоназвание этого народа - "славяне". В целом же наличие праславян среди околоскифских племён, описанных Геродотом, подтверждается исследованиями лингвистов.

В IV в. до н.э. в Крыму и Нижнем Поднепровье образовалось Скифское царство (до III - начала IV вв. н.э.). В отличие от греческих поли, сов, оно не было рабовладельческим. Основные работы выполняли свободные общинники. Наряду с торговлей и обогащением, роскошным бытом и античной культурой греческое влияние несло скифам упадок нравов, религиозное и социальное расслоение. Очевидно, во много из-за этого скифы утратили былую мощь и господство в степях Восточной Европы. С III в. до н. э. оно переходит к сарматам. Это было объединение родственных скифам ираноязычных племён (савроматов, аланов, роксоланов, языгов и др.), живших до этого от Волги до р. Тобол Сибири. В формировании савроматов в Приуралье и Поволжье при­няли участие потомки населения срубной культуры. Характерные для скифов и савроматов короткие мечи - акинаки - неоднократно обнаруживались и в землях Пензенской области.

В III в. до н.э. - V в. н.э. в Среднем Поднепровье, на Северно Украине и в Южной Белоруссии существовала зарубинецкая культура. Её признают славянской большинство учёных. В.В. Седов считает смешанной, славяно-балтской. Жилища (полуземлянки) этой культуры, как и милоградской, были небольшими, рассчитанными на индивидуальную семью. Это уже тогда отличало славян и кельтов, рано начавших переход от родовой к соседской (территориальной) общине.

Данному типу организации общества было свойственно развита самоуправления, выборность властей. Благодаря соседской общине легко принимавшей в себя чужаков, славяне успешно расселялись среди других племен, смешиваясь с ними и растворяя их в своей массе.

Этим объясняется и альтруизм славян, занимавших новые земли преимущественно мирным путём, их восприимчивость к внешнему влиянию спокойное заимствование ими чужих традиций и обычаев. В формировании многих славянских народов участвовали различные (в том числе и неславянские) племенные группы. Однако при смешениях сла­вянский элемент был главенствующим, цементирующим все прочие. Попытки же насильственного уничтожения национального, религиоз­ного и хозяйственного своеобразия славян встречали твёрдое сопротив­ление с их стороны. Во многом именно благодаря территориальной орга­низации славяне уже в раннем средневековье заняли в Европе огром­нейшее пространство от Скандинавии до островов Средиземноморья, от Атлантики до Кавказа.

Большие дома были свойственны населению, организованному в родовые общины, долго сохранявшиеся, в частности, у германцев. При кровнородственном устройстве существовало жёсткое иерархическое подчинение младших членов рода старшим, была велика власть вож­дей, а, следовательно, и их соперничество. Многие племена с подобным устройством оказались просто стертыми с лица земли в итоге неприми­римой межплеменной и межродовой борьбы.

Племена зарубинецкой культуры, обитавшие на Среднем Днепре, наладили торговые контакты с античными северопричерноморскими центрами. Об этом свидетельствуют фрагменты эллинистической кера­мики, находимые в остатках их поселений.

Пшеворская культура (II в. до н.э. - V в. н.э.) на территории Польши и сопредельных областей Украины обнаруживает славянские, германские и, предположительно, балтские элементы. Славянские вы­являются в погребальном обряде (грунтовые могильники с трупосожжениями), домостроительстве и керамике. Украшения и оружие из пшеворских могильников отражают влияние кельтов. В частности, с ними связан обычай сгибания загробных даров и, прежде всего - оружия, ме­чей. Это позволяет связывать корни слов "гибнуть", "гибель" и "сги­бать", "сгибание".

Учёные неоднократно обращали внимание на совпадение назва­ний племён Южной Прибалтики, упомянутых древнеримскими автора­ми, и средневековых славянских племён этого региона. Речь идет о па­раллелях: лугии - лужичане, ругии - ругиане (руйяне, раны), силинги-слензяне, вельты - велеты, лемовии - лемузы, гелизии - геленсичи, хатты - хуттичи, дидуны- дедошане, земноны - земчичи, варины – варны.

Во II - V вв. в среднем течении Днепра, по Буту и Днестру с ствовала Черняховская культура. В ней обнаруживаются скифо-сарматские, фракийские, кельтские, германские, славянские элементы. Объединение столь разнородного населения во многом было связано с общим социально-экономическим укладом, обусловленным влиянием Римской империи. Развитие плужного земледелия обеспечивало значительный экспорт зерна в Рим. Местные ремесленники достигли значительных успехов под влиянием римских. Сложились широкие рыночные связи, важным элементом которых была римская монета. Началось распространение письменности на основе греческого и латинского алфавитов. Существенное расслоение общества и появление заметных элементов рабовладения благоприятствовали зарождению государственности.

В то же время восточноевропейские племена участвовали и военных союзах против Рима. Один из них возглавлялся германцами-готами, пришедшими в причерноморские степи с берегов Балтийского моря во II в.

В IV в. король готов Германарих, властвовал над рядом восточноевропейских, в том числе праславянских племён. Готский историк VI Иордан сообщает, что Германарих был смертельно ранен братьями его жены из племени росомонов, которую по его приказу "за изменнический уход" разорвали на части, привязав к диким коням. Название "росомоны" можно перевести как "росы-мужи", "росы-люди". Его вторая часть близка осетинскому слову "мойне" - "муж". Осетины же являются потомками ираноязычного народа сарматского происхождения - аланов. Часть их (очевидно, главенствовавшая) называлась роксоланами "светлыми" или "блестящими" аланами. Соседями росомонов были анты, известные в VI в. как славянские племена. Есть основания полагать, что росомоны и анты, сформировавшиеся на границе иранцев праславян, были родственны и тем и другим.

В конце IV в. росомоны и анты боролись за свою независимое против готов и выступавшей тогда в союзе с ними Восточной Римской империи (Византии). Преемник Германариха на готском престоле Винитарий, потерпев сначала поражение от антов, затем захватил и распял их предводителя Боза (Божа) и семьдесят старейшин. В средневековой русской поэме XII в. "Слово о полку Игореве" упоминается "время Бусово". У ряда исследователей сформировалась точка зрения, что Бус - это вариант произнесения имени "Боз". Отголоски событий того времени нашли своё отражение и в богатырских сказаниях ряда наро­дов Кавказа, происхождение которых связано с ираноязычными племе­нами. В частности, в адыгейском фольклоре сохранилась легенда о Баксане, сходная с рассказом Иордана о Бозе.

Великое переселение народов (IV-VII вв.), прокатившееся от Ки­тая до Испании и Северной Африки, началось в 370-х гг. нашествием гуннов. Данный этнос сложился в Южной Сибири в ходе интеграции и смешения монголоидного (тюркского и угорского) населения с индоев­ропейским. Археологи отмечают преемственность гуннской культуры от сарматской и скифской. Пребывая в Восточной Европе, гунны назы­вали реку Днепр "Гунновар". Корень "вар" обозначает воду в некото­рых индоевропейских языках. Имя наиболее прославившегося вождя гуннов - "Аттила" - также индоевропейское и означает "отец". В том же произношении и в сходных значениях оно сохранилось в кельтских языках (шотландское athill - «знатный»; ирландское athir - «отец»).

В описании похорон Аттилы упомянут напиток "медос" (т.е. "мёд") и поминальное пиршество "страва", указывающие на значительное при­сутствие славян в ставке гуннов. Интересно, что в средние века Аттилу вспоминали как славянского предводителя на южном побережье Бал­тийского моря. Он считался родоначальником княжеской династии ме­стного племени укран. Это объясняется тем, что в его походах участво­вали и племена с южного берега Балтики, куда, очевидно, их часть вер­нулась после распада гуннского союза.

Таким образом, процесс обособления славян из индоевропейского племенного массива был длительным и сложным. Долгое время они состояли в разноплеменных объединениях, и название "славяне" рас­пространилось позже. Однако несомненно, что предки славян вместе с родственными и соседними племенами сыграли значительную роль во многих процессах древней истории.

11