Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Америка 19 век.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
18.02.2016
Размер:
520.19 Кб
Скачать

3. «Коммерческая революция» в газетной прессе Америки (1830–1840 годы)

В Европе, особенно в Англии, к началу XIX века уже предпринимались попытки выпуска дешевых газет. В большинстве своем эти попытки не приводили к какому-либо положительному результату: рост тиража сдерживался либо существующими законоположениями, либо просто дороговизной выпуска издания, поскольку далеко не всегда политические дивиденды считались более предпочтительными, чем реальная финансовая выгода. В США в это время безраздельно господствовала партийно-политическая пресса, поскольку перед страной стояли сложнейшие задачи становления и развития новой государственности, а печать помогала в их решении.

Именно в это время, время господствующего положения партийно-политической прессы в Америке, были найдены философские пути и технологическая база для ее качественной трансформации. Качественному скачку благоприятствовали три важнейших фактора:

         перемены в социальной области, стимулировавшие образование читательской аудитории газет;

         формирование самих газет в качестве предприятий прибыльного бизнеса;

         технологические новшества.

Больше половины всех газет США выходили в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Балтиморе, Вашингтоне (столица США с 1800 года) и Нью-Орлеане. К началу 1830 годов американская газета почти повсеместно была еженедельной, но в городах все чаще и чаще стали выходить ежедневные газеты, что было немаловажно для развития прессы.

Тогдашняя типичная ежедневная газета была четырехполосной. Ее первая полоса отводилась исключительно объявлениям, так как газеты становились все более коммерческими изданиями. Собственно журналистское содержание находилось внутри номера. На второй полосе обычно располагалась редакционная колонка. На второй и третьей полосах традиционно сообщалось о прибытии судов из Европы и содержании их трюмов, а также о других морских новостях. На авансцене американской газеты находились политические новости. В самой системе тогдашних средств массовой информации наибольшее внимание читающей публики привлекали политические газеты, которые финансировались политическими организациями, партийными и государственными деятелями, контролировавшими всю редакционную политику вплоть до непосредственного написания передовых статей. Так что «партийные» (политические) газеты зависели от политических лидеров не только в финансовом отношении, но и идеологически, особенно во время их пребывания у власти.

Издания политической и коммерческой прессы имели несколько общих черт. Прежде всего, и те и другие были одинаково дорогостоящими (один экземпляр газеты стоил обычно 6 центов) и распространялись исключительно по подписке (годовая подписка на газету стоила 8–10 долларов). Неудивительно, что даже лучшие американские газеты выходили тиражом 1000–2000 экземпляров. Их читатели в основном принадлежали к финансово-торговой и политической элите. Печать элитарности лежала на всем, особенно на содержании, по сути ограничивавшемся торговлей и политикой.

«Коммерческая революция» относится не ко всем газетам эпохи, а только к тем из них, которые наиболее радикально порвали с существовавшими обычаями и выработали такую модель газетного издания, с которой в основном и будет связано дальнейшее развитие американской газетной журналистики, продолжающееся и поныне.

Историки американской журналистики чаще всего связывают появление «пенни-прессы» с эпохой джэксоновской администрации (годы правления президента Эндрю Джэксона 1829–1837), хотя дешевые газеты в Америке были и раньше. Правда, все они были рассчитаны не на широкий читательский адресат, а на бизнесменов, политиков и т.д. Понятно, что большие тиражи таким газетам были просто не нужны. Термин «революция» применительно к газетной прессе США 1830–1840 годов применил исследователь печати Джон Нерон, который отмечал, что существовавшие ранее газеты предназначались «не для рабочего класса». Однако Нерон видел в возникшем феномене развитие, эволюцию, а не революционный скачок.

Уолтер Липпман в 1931 году писал, что существовали следующие этапы развития прессы. Первый этап характеризовался монопольным владением СМИ со стороны правительства. Второй этап – разрушение правительственной монополии; в прессе начали господствовать политические партии, вербуя себе сторонников. Третий этап – появление «пенни-прессы», задачей которой являлось завоевание финансовой поддержки со стороны читателей. Липпман прогнозировал и четвертый этап: в газетах будут работать журналисты с профессиональным образованием, что позволит самой журналистике быть более независимой и активной, не склонной к меркантилизму, свободной от зависимости от политических партий и правительства.

Другие исследователи (Артур Коул и Джозеф Маккемс, например) считали, что появление «пенни-прессы» вызвано диалектическим развитием общества: текущий вызов входит в противоречие с предыдущим статус-кво. В результате издания, не способные быстро приспособиться к меняющейся окружающей среде, «вымирают, как динозавры»[1].

Как же изменилась «окружающая среда»? Почему понадобился газетной прессе этот «третий этап развития» и новый читательский адресат? Чем это было вызвано?

В первой половине XIX века население нынешних Соединенных Штатов Америки было преимущественно сельским. Именно жители деревень играли основную роль в экономике страны. Но развитие капиталистических отношений требовало появления лично свободных в двояком смысле людей: свободных лично и свободных от собственности. Америке еще предстояло справиться с этой задачей, но уже тогда города росли численно за счет появления в них все новых и новых рабочих мест. Развивающемуся капитализму был нужен не просто работник, а человек, уверенно справляющийся со сложной по тому времени техникой. Отсюда следовало новое требование: грамотность населения.

Концентрация населения в больших городах сделала возможной появление «пенни-прессы». Но были и другие причины. Так, Уорд называет следующие:

         появление ежедневных газет;

         появление массовых газет;

         необходимость обслуживать обычного человека;

         роль образования;

         лучшая подготовка журналистов;

         роль общественных идей и достижений в науке и технике;

         необходимость предоставить широкой публике новые развлечения;

         необходимость укреплять общественный порядок;

         развитие журнальной периодики;

         религия;

         освещение зарубежных событий;

         новые технологии;

         более дешевое бумагоделательное производство[2].

Действительно, появление ежедневных и массовых газет создало новую ситуацию на медиарынке. В молодой независимой стране бурно развивалось промышленное и сельскохозяйственное производство. Правила конкурентной борьбы распространялись буквально на все: покупку и продажу земли, торговлю товарами и услугами, наем рабочей силы и предложение рабочих рук. Исследования городского населения 1820–1860 годов в США показали, что в то время в количественном отношении преобладал «средний класс», т.е., по сути дела, мелкая буржуазия. Это создавало условия для ориентации прессы на рабочий класс. Каждая из газет в дальнейшем по-своему решала эту проблему. Так, газета «Нью-Йорк сан» поддерживала равные права населения против нарождающихся монополий, отстаивала гражданские права, в том числе право рабочих на создание союзов; «Геральд» и «Трибюн» поддерживали рабочих в борьбе с работодателями. Элитарное издание «Джорнэл оф коммерц» отмечало, в частности, что «пенни-пресса вынуждена обращать свое внимание на профсоюзы и прочий вздор»[3].

«Пенни-пресса» сама вносила свой вклад в образование населения, поскольку газеты становились учителями и наставниками для широких масс, в том числе и для представителей новой волны эмиграции.

Более профессионально подготовленные, чем журналисты «старой закваски», молодые репортеры и издатели искали новые пути обращения к читательской аудитории.

Захватывающие идеи политической борьбы продолжали будоражить умы американцев. Среди таких идей – требование отмены рабства, призыв к умеренности, движение научной мысли.

Общим требованием к газетам, независимо от того, на какую национальную аудиторию они рассчитаны, стала необходимость предоставлять читателям рекреационные возможности, т.е. просто позволить читателю отдохнуть с газетой в руках. Это несколько не совпадало с требованиями пуританской морали, но позволяло газетам начать осваивать новые темы для своих публикаций.

Требование к наведению порядка в городах было поддержано практически всеми газетами, что в итоге вылилось в предоставление значительной части газетной площади под полицейскую хронику.

Особые отношения начали складываться у молодой американской прессы с религией. Поскольку в Америке уже в то время жили представители различных религиозных конфессий, то пресса стала склоняться к так называемой гражданской религии, близкой к экуменизму и трансцедентализму.

Несмотря на явное преобладание в американских газетах местных новостей, все же следует отметить и явный интерес к жизни людей далеко за пределами США, причем не только в Европе, но и в «экзотических странах». Беннет и Рэймонд сами жили с семьями за границей и слали оттуда свои материалы; Генри Мортон Стенли был послан в сердце Африки на поиски исследователя Ливингстона, а когда нашел его, больного и немощного, в районе озера Танганьика, то произнес слова, ставшие бессмертными: «Доктор Ливингстон, я полагаю?».

Большую роль играли в развитии «пенни-прессы» технические новшества. Так, в 1822 году Дэн Треадвэл для производства печатной продукции использовал реальную лошадь. Но уже в следующем году появилась паровая «лошадиная сила» с большей, чем у реальной лошади, мощностью. В 1825 году Роберт Хо изобрел ротационную машину, выпускающую в минуту больше копий, чем планшетная печатная машина. Первый действительно быстродействующий ротационный печатный станок дебютировал в 1847 году. Как выразился Джон Тэббел, «это реконструировало газетный бизнес». Первая телеграфная связь была установлена в США между Вашингтоном и Балтимором в 1844 году. Изобретенный нью-йоркским профессором С.Ф.Б. Морзе телеграф был повсеместно взят на оснащение редакциями американских газет в ближайшие несколько десятилетий.

Конечно, снижение стоимости бумаги тоже сыграло весьма серьезную роль: для массовой «пенни-прессы» газетной бумаги нужно было во много раз больше, чем раньше для малотиражных и дорогих газет.

Сама идея прессы принципиально нового типа – «пенсовой» газеты, «пенни-прессы» – зародилась в среде нью-йоркских типографов. И хотя дешевые газеты в других городах уже не были редкостью, именно нью-йоркский опыт их издания привел к «коммерческой революции» в газетной прессе США. В начале 1830 года стала выходить еженедельная газета «Нью-Йорк морнинг», цена за экземпляр которой была 2 цента, или 1 пенни но тогдашнему курсу. Первой ежедневной «пенсовой» газетой в США была «Дейли ивнинг транскрипт» («Ежедневная вечерняя запись» – Бостон, 1833), выпуск которой прекратился сразу же после начала ее издания (объявленная годовая подписка на нее стоила всего 4 доллара). Еще раньше, в 1830 году, в Филадельфии пытались наладить издание дешевой газеты под названием «Цент». Исследователям мало что известно о короткой истории этой газеты. Была попытка выпускать газету-пенни и у Горация Грили, но экономические трудности не позволили ему в то время добиться успеха.

Однако все эти первые попытки создания дешевых массовых газет не были успешными. Такие газеты, маленькие по размеру, убогие по содержанию, слабые в финансовом отношении, погибали, едва успев появиться на свет. Но все-таки именно они проложили дорогу будущей новой по содержанию и успешной в экономическом отношении «пенни-прессе».

В ряду других особого упоминания достойна попытка Бенджамина Дэя издать газету «Нью-Йорк сан» («Солнце Нью-Йорка»), первый номер которой вышел 3 сентября 1833 года. Четырехполосная, небольшого формата, она стоила всего 1 цент. Это была первая в истории страны газета, тираж которой достиг фантастической цифры – 30 тыс. экземпляров (заметим: к началу издания «Нью-Йорк сан» глобальный разовый тираж всех нью-йоркских газет составлял всего 26,5 тыс. экземпляров).

Самая дешевая не только в Нью-Йорке, но и во всей стране газета Б. Дэя была рассчитана на городское население и на массового, т.е. в основе своей малограмотного читателя. Она впервые выходила два раза в день, причем утренний выпуск был насыщен политической полемикой, а вечерний, наоборот, предлагал читателям материалы исключительно информационного характера.