Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Алфавит.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
17.02.2016
Размер:
49.02 Кб
Скачать

4. Почему центрально управляемое и меновое хозяйство в.Ойкена называют «идеальным»? в чем их недостатки?

Среди многообразия хозяйственных систем В. Ойкен выделял два так называемых «идеальных» (или «чистых») типа. Один из них он назвал «центрально-управляемым», а второй — «меновым» (или «рыночным»). Сущность центрально-управляемого хозяйства в том, что оно регулируется неким центральным органом. Здесь исключены рынок, собственность и свободное ценообразование. Сущность рыночного хозяйства в том, что на место регулирования экономического процесса планом и приказами властей оно ставит регулирование посредством свободных цен. К первому типу Ойкен относит и рабовладельческую латифундию, и феодальное поместье, и плановое социалистическое хозяйство, и командную экономику нацизма. Ко второму типу относится любая экономика, в которой развито товарное производство с присущими ему рыночными отношениями.

Конечно, В. Ойкен понимал, что «идеальные типы» никогда не существовали в чистом виде. Тот или иной порядок представляет собой в конкретной стране и в конкретное время определенное сочетание этих идеальных типов хозяйства. Поэтому, признавая рыночный тип хозяйства более предпочтительным, Ойкен вовсе не считал, что роль государства в нем равна нулю. Напротив, в отличие от неоклассиков, ордолиберализм придавал большое значение государственной политике, причем не только в социальном плане, но и с позиций формирования условий функционирования рынка и его организации. Иначе говоря, хороший хозяйственный порядок не возникает сам собой. Его должно установить и поддерживать государство.

Что же касается рыночного хозяйства, то главным его пороком Ойкен считал тенденцию к монополизации. При этом под монополизацией он понимает любое отклонение от модели совершенной конкуренции, где множеству продавцов противостоит множество покупателей и цена выступает в качестве внешнего регулятора производства. В. Ойкен показал, что власть на рынке, предоставленная самой себе, может стать политической властью в результате концентрации производства и образования монополий. Возникающие при этом экономические группировки оказывают давление на правительство, и в этом случае успех хозяйственной деятельности будет определяться не столько результатами работы на рынке, сколько способностью прямо с рынка (с помощью государства) исключить конкуренцию результатов. Таким образом, экономическая политика свободной экономики ведет к регулированию экономики властными группировками, а это путь в царство несвободы и обнищания масс. Поэтому государство, по мнению Ойкена, должно создавать порядок, предполагающий полную конкуренцию.

  1. Почему «Общая теория» Дж.М. Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в Джон Мейнард Кейнс (1883—1946) — выдающийся ученый-экономист современности. Он учился у не менее именитого учено основателя Кембриджской школы экономической мысли А.Маршалла. Но, вопреки ожиданиям, не стал его наследником, едва затмив славу своего учителя.Своеобразное осмысление последствий самого длительной: тяжелого экономического кризиса 1929—1933 гг., охвативши многие страны мира, отразилось в совершенно неординарных в то г период положениях изданной Дж.М.Кейнсом в Лондоне книги под названием «Общая теория занятости, процента и денег» (1936)11 Незаурядные способности к математике, обнаруженные еще в школе, стали ему важным подспорьем в годы учебы в Итоне и Королевском колледже в Кембридже, где он учился с 1902 по 1906 г. Причем ему довелось слушать «особые» лекции самого А.Маршалла, по инициативе которого, как уже упоминалось, в Кембриджском университете с 1902 г. был введен курс «экономике» вместо «политической экономии» в традициях классической школы. Новизна главной идеи «Общей теории» По оценкам многих экономистов, «Общая теория» Дж.М.Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время8. Ее главная и новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Восприятие этой идеи прогрессивной общественностью как должной и правильной обусловлено, по словам современного американского экономиста Дж.К.Гэлбрейта, тем что «к 30-м гг. (XX столетия. — Я.Я.) тезис о существовании конкуренции между многими фирмами, которые неизбежно являются мелкими и выступают на каждом рынке, стал несостоятельным»9, поскольку «неравенство, возникающее в результате существования монополии и олигополии, распространяется на сравнительно узкий круг людей и в силу этого в принципе может быть исправлено вмешательством государства»10. Во многом аналогичным образом расценивают главную идею великого труда Дж.М.Кейнса и многие другие ученые, в их числе М.Блауг11 и др.