Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дипломная работа.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
15.02.2016
Размер:
480.26 Кб
Скачать

1. Развитие этноконфессиональных отношений в мире

1.1. Характеристика состояния национальных и межконфессиональных отношений в современном мире

Специфика этноконфессиональных процессов в мире во многом обусловлена содержанием и характером взаимодействий конфессионального и этнического сознания в жизни общества, которые определяются как функционально асимметричные виды социального единения людей. Эти виды или способы в разных регионах мира и разных исторических этапах развития представляют собой как гармоничное сочетание, так и хаотический разлад между собой. В случае если конфессиональность имеет форму упорядоченного управления с централизованными структурами функционирования, со строгой регламентацией образа жизни, то на этническое взаимодействие более существенное влияние оказывают неформальные традиционно-нормативные механизмы многозначного, обыденного самоуправления.

Этнические и конфессиональные процессы осуществлялись в истории не обособленно друг от друга, а в существенной взаимной детерминации. Поэтому их можно четко отделить друг от друга лишь теоретически, но в истории они всегда существуют в синкретическом (нерасчлененном) виде, что и вызывает значительные методологические проблемы и трудности в их исследовании. Общая этноконфессиональная тенденция в развитии общества, взятая в целом, понимается здесь как равнодействующая во взаимодействии множества этнических и конфессиональных процессов, происходящих одновременно и детерминирующих друг друга. В конкретно-исторических формах могут выделяться и разные специфические этноконфессиональные тенденции, которые, соответственно, конституируются и классифицируются по разным основаниям, с выделением тех или иных видов, типов, модификаций и др. особенностей  проявления.4

Каждый этноконфессиональный процесс характеризуется как итог осуществления специфической деятельности человека, в котором фактор этнической принадлежности определяется в виде носителя, подразумевающего в себе возможное формирование и выбор единственных для каждого человека конфенсиональных ориентаций и ценностей, а в совокупности социокультурной ориентации и ценности для группы. Изучение этноконфессиональных процессов и их внутренней сути неизбежно сталкивается с преодолением ряда теоретических проблем и методологически сложных противоречий, всегда существующих в системных, многофакторных, междисциплинарных исследованиях.

С теоретической точки зрения обозначим два основных противоположных подхода понимания причин природы этноконфессиональных процессов. Первый подход – теоцентрический, где изучение этнического развития происходит только в ключе религиозной символики и религиозной культуры. Второй подход – натуралистический, здесь этнос самостоятельно по ходу своей истории определяется, выбирает и формирует символистические нормы своей жизни, проявляемые в различных конфессиональных формах. В первом подходе божественное начало мы видим и принимаем как ключ этнического развития, а во втором подходе мы видим, что речь идет о саморазвитии этноса.

Становится очевидно то, что теоцентрический подход необратимо констатирует характер этноконфессиональной конкуренции конфессий за основополагающее и определяющее воздействие на общественную жизнь и государственное устройство страны. Натуралистический подход диктует необходимость свободного саморазвития всех этносов, проживающих на территории государства в гармоничном взаимодействием с каждым человеком и его правом на свободный конфессиональный выбор.

В зависимости от того, какой из подходов этнонационального процесса и его огромного потенциала государство актуализирует в современном обществе и принимает его за исходный пункт отношения к данной проблеме, то и в теоретическом, и в практическом плане будет зависеть специфика реализации самого этнонационального процесса. Характеристику современного этноконфессионального движения в теоретической модели можно увидеть на основе исследования структурного синтеза и функционально-динамического взаимодействия между конфессиональной и этнической составляющей общественной системы. Необходимо учитывать, что в случае если этногенез (совокупность процессов этнического развития) претерпевает в современных условиях значительные динамические перемены как содержательного, так и формального порядка, то конфессиональное содержание сохранит большую и прочную относительную устойчивость. То есть на деле это означает, что теоцентрический подход постулирует блокирование таких тенденций этногенеза, которые не соответствуют идеалам и символам конфессиональной идентичности. Этноконфессиональная субъективность в натуралистическом подходе просматривается, как особый не ассоциативный результат объединения людей в группу, где доминируют неформальные отношения, связи, имеющие размытый характер, там нет жесткой организационной структуры. Такая специфика этноконфессиональных процессов показывает природу податливой для гибкого и широкоформатного манипулирования в системе современных политических технологий, чего нельзя отнести к теоцентрическому толкованию этноконфессиональной субъективности – здесь скорее имеет место быть сотрудничество политических технологий и религиозной культуры и символов.

Развитие этноконфессиональных процессов в современных условиях существенно зависит от характера и направленности происходящих перемен в духовной культуре и сознании народа. Важную роль здесь играет менталитетная специфика этноконфессиональной идентификации. Этноконфессиональная культура как система общепринятых ценностей и символов веры, как согласованная структура смыслов и образцов поведения, содержит определенные представления о себе в целом, о своем месте в мировой культуре. В многонациональном обществе с общей господствующей  конфессией могут формироваться и несовместимые стереотипы социального воспроизводства межэтнической интеграции и дифференциации, которые складываются независимо от конфессионального единства. Эти стереотипы могут быть как созидательными, так и разрушительными  для ментально-символического содержания конфессионального сообщества.

Кроме того, в условиях глобализации происходит интенсивное разрушение если не всех, то многих исторически сложившихся типов этноконфессиональной идентичности. А ряд исследователей постмодернистской ориентации вообще полагают, что теперь идентификация любого субъекта, в том числе и этноконфессионального, больше не может сохранять  традиционную историческую устойчивость. Она в целом является "plastic words", т.е. настолько изменчивой и податливой, что ее можно менять под любые цели и задачи жизнедеятельности. Отсюда следует, что  в современном обществе можно искусственно создавать произвольную иерархию ценностей, в которой будет технологически воспроизводиться "заказной образ" даже самой причудливой идентичности, который будет навязываться через средства массовой информации и через систему массового потребления.5

Религией также называется система верований и ритуалов, с помощь которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным. Ее составными элементами являются религиозное сознание (обыденное и концептуальное, идеологическое), религиозная деятельность, культ, религиозные отношения, религиозные организации. Как видим, между составными частями религии и политики можно провести определенную аналогию. В обоих случаях речь идет об отношениях, сознании и организации. Но не только структурные элементы религии и политики схожи. Похожими являются и некоторые функции этих общественных феноменов. Две важнейшие функции, присущие политике, - регулятивная и интегративная - присущи также и религии. Политика призвана обеспечивать целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок, регулировать отношения между людьми и общественными группами, сглаживать возникающие противоречия. Подобные функции выполняет и религия. Политика реализует названные функции нередко в интересах определенных слоев населения или всего общества в целом. То же самое делает религия. Отмечая большую роль религии в политической истории различных народов и в социально-политической жизни современного общества, некоторые ученые среди ее важных функций выделяют и политическую функцию. И политика, и религия используются как моральные стимулы для реализации этих функций, а также и меры наказания. У политики меры социального принуждения более зримы. У религии больше наличествует нравственное осуждение или наказание, которое обещается преимущественно после окончания земного существования. Религия может быть использована и используется политикой как средство сохранения власти. Из двух типов средств сохранения власти - физическое принуждение, насилие или угроза насилием и манипулирование сознанием людей – все большую роль приобретает второе. И здесь, наряду с многочисленными светскими концепциями, призванными ориентировать сознание людей на поддержку того или иного политического режима, важное значение имеет религия, на протяжении веков учившая массы тому, что всякая власть от Бога. С другой же стороны, в канонических религиозных текстах можно найти немало идей, с помощью которых можно оправдать выступление против существующей политической власти. Наконец, следует подчеркнуть, что религиозные идеи весьма эффективно могут быть использованы и используются для мобилизации на политические выступления той части общества, которая обычно остается вне политики.6

Исторический опыт показывает, что религия всегда оказывала сильное влияние на политику и сама испытывала на себе весьма существенное воздействие политики. История и современная эпоха представляют огромный материал, свидетельствующий о наличии разнообразных форм взаимодействия религии и политики. И это вполне закономерно. Известный американский социолог Нейл Смелзер писал: «Мы знаем, что в современной жизни религия утрачивает свою роль и усиливается тенденция к секуляризации. Люди становятся все более равнодушными к религии. В то же время возрастает стремление религиозных групп вмешиваться в решение политических и социальных вопросов, стоящих на повестке дня». Кроме того, одновременно усиливается тенденция использования религии в политике. В политический ритуал нередко вводится религиозный элемент, дабы придать политическим событиям и действующим в них лицам привлекательность, возвысить их. Во многих странах вступающий в должность глава государства клянется на Библии или Коране.2

Специфика этноконфессиональных процессов носит открытый, системный и внутренне противоречивый характер.