Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
211.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
364.03 Кб
Скачать

3.2. Правовой режим имущества в потребительских кооперати­вах

Если основным источникам имущества производственных кооперативов (во всяком случае, при их успешной деятельно­сти) являются доходы от реализации продукции (работ, ус­луг), то потребительские кооперативы, как правило, доходов не получают. Поэтому имущественная база потребительских, кооперативов формируется за счет взносов их членов (возмож­но, в сочетании с кредитом, который, однако, погашается; опять-таки из средств членов кооператива). Вполне допустима и финансовая помощь в оплате кредита членам кооператива со стороны организаций, в которых они работают, или со сто­роны государства (для малообеспеченных граждан). В любом случае, однако, источник финансирования является внешним по отношению к деятельности кооператива.

В потребительских кооперативах, как правило, принято раз­личать три категории взносов: вступительные, паевые и специ­альные.

Вступительный взнос, как явствует из его наименования уплачивается после приема в члены кооператива и предназна­чен для компенсации организационных расходов, связанных с созданием и деятельностью кооператива как юридического ли­ца. В случае последующего выхода из кооператива этот взнос возврату не подлежит.

За счет паевого взноса финансируется строительство или приобретение того имущества, которое подлежит передаче в пользование, а при соблюдении предусмотренных законом ус­ловий— в собственность члена кооператива. Прекращение членства влечет возврат паевого взноса (обычно с учетом амортизации соответствующего имущества за время, в течение которого имущество эксплуатировалось выбывающим членом кооператива).

Назначение специальных взносов — служить источником по­крытия затрат на приобретение имущества или выполнение ра­бот (оказание услуг), необходимых для обеспечения нормаль­ной деятельности кооператива (например, озеленение террито­рии, прилегающей к дому ЖСК или ЖК, капитальный ремонт кооперативного дома, электрификация и оборудование водопровода в садоводческом товариществе и т. д.). Специальные взносы являются безвозвратными.

Размеры, порядок и условия уплаты взносов определяются уставом кооператива и решениями общего собрания.

Существенный интерес представляет собой проблема харак­тера собственности в потребительских кооперативах. С теоре­тической точки зрения, она может быть решена неодинаковым образом: 1) собственником всего имущества в кооперативе яв­ляется кооператив как таковой; 2) наряду с имуществом, яв­ляющимся кооперативной собственностью, определенные объ­екты, приобретенные или созданные с помощью кооператива находятся в собственности его членов; 3) имущество, перво­начально принадлежавшее на праве собственности кооперати­ву, при известных условиях переходит в собственность его чле­нов; 4) собственником имущества, эксплуатируемого коопера­тивом, является государство или какая-либо кооперативная или общественная организация.

До недавнего времени наиболее типичным был первый ва­риант. Именно на такой имущественной основе базировались, например, жилищно-, дачно- и гаражно-строительные коопера­тивы: соответствующие помещения были собственностью коопе­ратива и передавались его членам в пользование.

Второй вариант получил свое воплощение в садоводческих товариществах. Практика (при отсутствии, впрочем, прямых нормативных указаний) исходила из признания права собст­венности на садовый домик за членом садоводческого товари­щества.

Третий вариант предусмотрен Законом о собственности. Согласно п. 2 ст. 13 «член жилищного, жилищно-стро­ительного, дачного, гаражного кооперативов, садово-огороднического товарищества или другого кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное по­мещение или строение, предоставленное ему в пользование, приобретает право собственности на это имущество». Гражда­нин, как собственник упомянутого имущества, вправе распоря­жаться им по своему усмотрению — продавать, завещать, сда­вать в аренду, совершать с ним иные сделки, не противореча­щие закону (ч. 1 ст. 13).

Таким образом, например, применительно к дому жилищно-строительного или жилищного кооператива после полного по­гашения ссуды в собственности кооператива останутся, по-видимому, только элементы конструкции, обслуживающие здание в целом (фундамент, стены, лестничные клетки, междуэтаж­ные перекрытия, подвальные и чердачные помещения, крыша и т. п.), а квартиры перейдут в собственность отдельных чле­нов кооператива.1

Нечто подобное известно истории нашего законодательства. Речь идет о предусмотренных в свое время, но не получивших широкого распространения жилищно-строительных коллекти­вах индивидуальных застройщиков, создаваемых в целях сов­местного строительства многоквартирных жилых домов с со­хранением права личной собственности одного застройщика на одну квартиру. Аналогия здесь, однако, весьма условная, по­скольку такие коллективы не признавались юридическими ли­цами и соответственно кооперативами считаться не могли. По­этому упомянутые выше общедомовые конструкции рассмат­ривались как общая собственность застройщиков.

Ввиду того, что член жилищного, жилищно-строительного, дачного (или иного подобного, в частности гаражного) коопе­ратива, став собственником соответствующего помещения, вправе самостоятельно распоряжаться им, возникает вопрос о юридическом значении решения общего собрания членов кооператива в случае отчуж­дения упомянутого помещения.

Здесь следует иметь в виду, что кооператив и после того, как отдельные помещения перейдут в собственность его чле­нов, не преобразуется в коллектив индивидуальных собствен­ников, а сохраняет свой кооперативный статус, а значит, и пра­ва юридического лица, основанного на членстве.

Стало быть, гражданин, приобретший право собственности на упомянутое помещение, должен быть принят в члены коо­ператива, что в силу Закона о кооперации отнесено к исключи­тельной компетенции общего собрания (п. 3 ст. 14). Тем самым решение собрания необходимо, но есть все основания полагать, что факт перехода права собственности на помещение порож­дает у приобретателя преимущественное право на вступление в члены кооператива, и в случае отказа общего собрания это право подлежит защите в судебном порядке.

Данный вывод подтверждается нормой ч. 2 п. 2 ст. 13 Зако­на о собственности, где предусмотрено, что «гражда­нин, который по договору с собственником или в качестве его наследника приобрел в собственность эти строения или поме­щения, принимается в члены соответствующего кооператива по заявлению этого гражданина».

Четвертый вариант упомянут в ст. 51 Закона о кооперации, где сказано, что кооперативы, удовлетворяющие жилищно-бытовые потребности своих членов, могут создаваться «для экс­плуатации объектов, принадлежащих на праве собственности государству, колхозу, другой кооперативной и общественной ор­ганизации» (п. 3).

При такой ситуации кооператив является арендатором, a era члены — субарендаторами соответствующего имущества.

На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы.

Потребительский кооператив создаётся для удовлетворения потребностей его членов в чём-либо. О степени обобществления здесь можно судить: 1) по концентрации средств производства, находящихся в едином подчинении; 2) по подчинённости хозяйственной единицы единому центру.

Потребительские кооперативы, как участники имущественного оборота, отличаются от других субъектов права кооперативной собственности тем, что, во-первых, они представляют собой объединение граждан и их денежных средств наряду с объединением юридических лиц; во-вторых, данное объединение субъектов строится на началах демократически управляемого членства; в-третьих, имущественная обособленность потребительских кооперативов может строится только на праве собственности на объединённое его членами-пайщиками имущество.