Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Развитие промышленности России.doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
16.12.2013
Размер:
183.81 Кб
Скачать

Глава 1. Промышленный переворот в России.

    1. Переход к массовой машинизации текстильного производства.

Общемировой процесс промышленной революции в середине XIXв. глубоко захватил развитые отрасли промышленной экономики предреформенной России. Массовое внедрение машинной техники началось с ведущих отраслей текстильной промышленности, где наблюдалось наибольшее применение форм наемного, труда с его высокой производительностью в отличие от крепост­нических мануфактур. Как и в других странах Запада, главной сферой распростра­нения фабрики стала молодая хлопчатобумажная промышленность, которая по темпам роста шла впереди всех других отраслей. На хлопчатобумажных предприятиях почти не применялся крепо­стной труд, что было одним из важнейших факторов высоких тем­пов развития; при этом большинство рабочих было занято на крупных предприятиях. Благодаря внедрению машинной техники, кон­центрации производства и применению вольнонаемного труда хлопчатобумажная промышленность стала обладать важными преимуществами над другими отраслями, сдавленными оковами феодально-крепостной монополии. Эта передовая отрасль быстро пере­росла рамки крепостного хозяйства и создала в его недрах формы крупной капиталистической фабрики. Быстро растущая буржуазия России активно использовала протекционистский тамо­женный заслон, установленный правительством законами 1822 и 1842 гг., что защищало ее от иностранной конкуренции на внут­реннем рынке. Для быстрой механизации хлопчатобумажных предприятий большое значение имело использование российскими предпринимателями передового технического прогресса машинной индустрии Англии, где с 1842 г. был снят запрет на вывоз машин за границу. Именно в 50-е годыXIXв. произошел качественный скачок в росте производительности труда на бумагопрядильных фабриках России. Если за 40-е годы наблю­далось фактическое отсутствие роста производительности и в нату­ральном и ценностном отношении, то в 50-е годы натуральная выработка пряжи на рабочего поднялась в среднем на 69 %, а в стоимостном отношении на 35 %. Особенность российского фабричного бумагопрядения — высокая концентрация производства при дальнейшей усиленной машини­зации последнего. Соединение больших капиталов компаниями и товариществами особенно содействует к такому рациональному преобразованию нашего бумагопрядильного дела». 1860 г. резко усилилась концентрация производственного оборудования и паровой энергетики на крупнейших бумагопря­дильных фабриках России (с числом рабочих свыше 1 тыс. чело­век).

Значительная часть ведущих петербургских бумагопрядильных фабрик в 50-е годы становятся крупными акционерными компаниями.

Начало технической революции в хлопчатобумажном производстве не могло не оказать революционизирующего влияния и на другие отрасли текстильной промышленности. Внедрение машин в бумагопрядение в ситцепечатное дело, вызванное здесь повышением производительности труда, а, следовательно, и резкое снижение цен на бумажные товары, способствовали прочному завоеванию хлопчатобумажной продукцией внутреннего рынка и значительному вытеснению всех других текстильных товаров. Все это стимулировало другие отрасли, в первую очередь шерстяную, усилить перестройку на основе механизации производства.

Таким образом, в середине XIXвека в текстильной промышлен­ности России технический переворот протекал в различных отрас­лях и видах производства с разной интенсивностью, захватив раньше всего хлопчатобумажную, шерстяную и позднее — полотняную и частично шелковую промышленность. Механизация начиналась с подсобных видов производства: прядильного, набивного, размо­точного, тростильно-крутильного и пр. Основное и заключительное звено производственного процесса —

ткачество длительное время оставалось в сфере ручного производства.

Широкое применение системы домашнекапиталистического труда (система, когда рабочий производит свою продукцию дома, используя свою простейшую технику, а потом уже отдаёт её капиталисту для продажи) в Центральном промышленном районе тормозило технический прогресс хлопчатобумажного производства. «В общем выводе тканье наших бумажных материй, — отмечалось в официальном обзоре 1871 г., — как в отношении устройства ткацких станков, так и в отношении скорости работы находится еще далеко не на той степени совершенства, как за границею. Машинное же тканье и поныне распространялось в России еще мало». В конце 70-х годов в ходе возросшей капиталистической конкуренции на внутреннем рынке повысился спрос на дешевые товары машинной выработки. В этих условиях крупная буржуазия Московского промышленного района значительно расширила фабричное ткацкое производство и сократила использование труда домашних рабочих

В годы кризиса и промышленного застоя 80-х годов резко усилился процесс разорения крестьян-кустарей и сокращение численности домашних ткачей одновременно с возрастанием резервной армии труда. Но даже в тяжелых кризисных условиях система эксплуатации домашних рабочих как «придатка» фабрики была очень живучей.

Несмотря на широкое использование крепостнических пере­житков крупным капиталом, в ходе капиталистической конкуренции и развивавшегося рабочего движения усиливались объективные процессы, обусловливающие внедрение системы машин и механизации труда на хлопчатобумажных фабриках. За 14 лет, с 1866 по 1879 г., коренной поворот в становлении фабрично-машинного производства в хлопчатобумажной промышленности вызвал падение удельного веса ручных станков в производстве «фабричных» тканей более чем в 3 раза, численность ручных ткачей на централизованных мануфактурах сократилась на 53 %.

К концу 70-х годов особенно отчетливо выявилась важнейшая особенность развития российской хлопчатобумажной промышленности — высокая концентрация производства. Прогресс концентрации сопровождался комбинированием основных звеньев текстильного производства (прядение, ткачество, набивка, крашение и отделка), что стало ведущим процессом на крупнейших фабриках Петербурга, Прибалтики и Центра. Если в 1866 г. насчитывалось 18 комбинированных прядильно-ткацких фабрик в Европейской России (без Польши), то к 1879 г. их стало 32. Являясь объективной тенденцией машинного производства, комбинирование способствовало концентрации усло­вий непрерывного труда, росту производительности и увеличению прибавочной стоимости при эксплуатации кооперированных рабочих. К. Маркс указывал, что «только благодаря этому они могут использоваться так, что их более высокая эффективность в процессе труда сопровождается меньшими издержками на них».

Экстенсивный характер промышленной революции на первых стадиях ее развития был закономерным явлением этого мирового исторического процесса. Особенно широкий размах это явление принимало в странах с «запаздывающей» промышленной револю­цией и относительно слабым накоплением, огромной резервной армией малоквалифицированной рабочей силы и низкой стоимостью труда. Классики марксизма в этой связи на примере Германии отмечали, что «с распространением домашней промыш­ленности крестьянство одной местности за другой втягивается в промышленное развитие современной эпохи. Это революционизирование земледельческих местностей при посредстве домашней промышленности распространяет промышленную революцию в Германии на гораздо большее пространство, чем это было в Англии и во Франции: сравнительно низкий уровень пашен промышленности делает тем более необходимым распространение ее вширь». Таким образом, становление крупного фабричного производства в развитой хлопчатобумажной промышленности в первые по­реформенные десятилетия сопровождалось двумя противоречи­выми процессами: с одной стороны, в ходе обострившейся кон­курентной борьбы усилилась массовая ликвидация самостоятель­ных мануфактурных предприятий, а с другой — крупный фабрич­ный капитал широко использовал выгодную ему систему ручного труда домашних закабаленных рабочих. В результате в первый поре­форменный период развития рос­сийского капитализма главной тенденцией роста промышленного производства являлся непрерывный рост абсолютного числа рабочих в текстильной промышленности при низких темпах машино-, фондо- и энерговооруженности труда.