Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
формообразование и стили).doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
10.02.2016
Размер:
1.31 Mб
Скачать

Глава 17 минимализм 1990-2000-х годов

В конце 1980-х — начале 1990-х годов возникло стремление архитекторов к простоте, которое проявилась как реакция на многословие постмодернизма.

Минимализм в современной архитектуре конца XX в. — направление, связанное с возвратом к простоте формы, побуждаемое эстетическими установками и предпочтениями, которые возникали в предыстории современной архитектуры в противовес «архитектуре выбора» в конце XIX в., затем в начале и середине XXв. Детали сводились к минимуму или исчезали совсем, элементарные геометрические формы определяли лапидарный силуэт объема (табл. 65, 66).

Это направление полярно усложненности и декоративизму постмодернизма, быстро сошедшему со сцены западной архитектуры.

Если обратиться к истокам минимализма, то они были отмечены еще во второй половине XIX в. в «Движении искусств и ремесел», которое возглавил У. Моррис, стремящийся к простоте, честности материалов и структуры произведений искусства. В начале XX в. минимализм проявился в постройках A.JIooca, который выступал против эклектики и проповедовал простоту форм. Аналогичные теории были характерны и для художников П.Сезанна, К.Малевича.

Стремление к простоте форм еще в 1920-е годы соответствовало изрече-190 нию Л. Мис ван дер Роэ: «Меньше — есть больше». Авангард тех лет испытывал в определенной степени влияние минимализма. Во всемирно известном павильоне Л.Мис ван дер Роэ в Барселоне 1929 г. просматривается эта тенденция. В доме Фарнсуорта (1945 — 1950 гг.) Л.Мис ван дер Роэ создал коробку со стеклянными стенами, обеспечивающими визуальную связь с природой, подняв ее над землей на стальных колонках.

Если на раннем этапе для модернистов вышеупомянутый тезис был программным заявлением, то для минималистов 1980—1990-х годов он стал основополагающим принципом нового международного направления в архитектуре. Их поиски были устремлением на избавление от любых деталей. Аналогичные идеи минимализма развивались и в искусстве 1960-х годов. Так, один из лидеров минималистов скульптор Д. Джадд (США) в одном из своих осуществленных проектов создал серию бетонных кубов, которые поставил на протяжении целого километра в Техасе (1980 г.), изменяя, таким образом, природное окружение.

Такая простота архитектурных форм воспринималась разными архитекторами в разных странах неоднозначно.

Многие произведения японских архитекторов 1990-х годов тесно связаны с минимализмом. Небольшая группа японских архитекторов, среди которых выделяются Т. Андо, К.Ши-нохара, М. Судзуки, Т. Ито, выступила с программой, в которой прослеживается обращение к национальной традиции порядка и простоты форм. Они отрицают любые формы влияния западного образа мышления и европейской традиции на свою архитектуру. Их постройки просты, холодны и брутальны. В них все предельно упрощено и сведено к минимуму.

Но в то же время некоторые из них стремятся с помощью простых форм, поверхностей и деталей достигнуть равновесия между архитектурой и природой. К таким архитекторам относится и японский архитектор Т. Андо. Он опровергает представление о том, что минимализм в архитектуре является эквивалентом артистической абстракции.

Т. Андо продолжает почтительно относится к работам Ле Корбюзье, хорошо знаком с его пятью принципами новой архитектуры (модернизма). Одна из идей Т. Андо — вызвать конфликт между человеком и средой. Он выступает против коммерческой вульгарности культуры. Его архитектура демонстрирует объемные трехмерные композиции из простых геометрических объемов, но при этом он внимателен и к окружающей природе, которая всегда остается в центре японской архитектуры.

Т. Андо обеспокоен отношением к природе в настоящее время. Он вынуждает людей с помощью открывающихся стеклянных поверхностей смотреть на природу. Он обращается к древним японским традициям, к простоте в архитектуре каркасных домов японских крестьян. Он использует бетон, дерево, чистую геометрию простых форм и обращается к природе, которую наделяет искусственным порядком. Архитектурную форму он сводит к абсолютному минимуму, проповедуя минимализм и лаконизм в архитектуре.

При строительстве Центра семинаров фирмы «Тото» в Цуна-Ган, префектура Хего, Япония (1994—1997 гг.), архитектор Т. Андо на высоком склоне над океаном расположил композицию из жестких геометрических объемов бетонных параллелепипедов, которые развернуты под разными углами по отношению друг к другу и образуют систему открытых террас. Здесь доминирует вертикаль трубы, квадратной в плане. Это произведение строится на контрасте архитектуры и живописной природы. Место выбрано вблизи эпицентра сильного землетрясения 1995 г., что и нашло отражение в драматургии архитектурного замысла.

В музее Чикацу-Асука в Минами-Кавати, префектура Осака, Япония (1990—1994 гг.), Т.Андо создает синтез природы и архитектуры, оставаясь приверженцем минимализма. Этот исторический музей расположился в центре древней территории рядом с комплексом из 200 курганов II—VII вв., включая четыре императорские гробницы. Музей рассматривается как центр изучения древней культуры.

Здание напоминает холм, один из склонов которого является гигантской лестницей. Этот прием вызывает в памяти пирамиды ацтеков и майя. Над верхней площадкой возвышается скульптурная башня. Ее внутреннюю квадратного сечения шахту по спирали охватывает лестница, отсюда открывается вид на окружающую панораму.

В ряде произведений известного японского архитектора А. Исодзаки также очевидно обращение к минимализму. Так, его Музей современного искусства Наги в небольшом городке Наги-те, префектура Окаяма, Япония (1992—1994 гг.), состоит из трех геометрических объемов, форма которых связана с космологической символикой, посвященных трем художникам. Один павильон символизирует солнце и представляет собой покрытый золотистым металлом лежащий цилиндр; другой — «луна» — представляет собой вертикальный сегмент цилиндра, выполненный в серебристом металле; третий павильон выполнен в виде призмы, внутри которой имеется выставочная галерея — «земля». Все эти павильоны представляют собой объемы простой геометрии и свободно взаимодействуют между собой в открытом пейзаже на фбне горы Нага. Здесь проявилось композиторское и формальное мастерство А. Исодзаки, отработанное им еще в постмодернистской архитектуре предшествующих лет.

Швейцарские архитекторы Ж. Хер-цог и П. де Мейрон ориентированы больше на абстрактное искусство. По их проекту была построена художественная галерея Гетц в Мюнхене, Германия (1989— 1992 гг.), представляющая собой простую призму, средняя часть которой является непрозрачной, а верхняя часть и основание — стеклянными. Облик здания нейтрален, все внимание переносится вовнутрь здания, где размещается экспозиция произведений искусства.

Этими же авторами было построено здание железнодорожного сигнального блока в Базеле, Швейцария (1989 — 1995 гг.). Оно расположено среди железнодорожных путей, представляет собой вертикальный параллелепипед высотой шесть этажей. Внутри здание насыщено электронным оборудованием. Железобетонная структура покрыта оболочкой из медных полос, расположенных под углом к плоскости фасадов, которые скрывают членение здание на этажи. Этим приемом достигается полная изолированность объекта от окружения.

Оригинальным решением отличается здание винного завода «Домини-кус» в долине Напа, Калифорния, США (1995—1999 гг.), авторами которого являются архитекторы Ж.Хер-цог и П. де Мейрон. Оно представляет собой протяженный объем в виде бетонного ящика, стены которого прикрыты проволочными контейнерами с насыпанными в них щебнем серо-зеленого базальта, что служит защитой помещений от солнца. Это важно для производства, которое требует определенной постоянной температуры. В глухой стене имеются прорези в виде низких квадратных проемов для загрузки сырья, а также узких горизонтальных щелей для естественного освещения. Интерьеры отличаются контрастной стерильностью гладких стен и потолков по сравнению с шероховатой поверхностью фасадов.

Одним из лидеров минимализма в Европе является португальский архитектор А. Сиза. В своем творчестве он мастерски соединяет идеи модернизма и традиции средиземноморского вернакуляра, что придает индивидуальность, гибкость и простоту обобщений его произведениям. Он создает, по его выражению, «игру объемов, освещенных солнцем».

Для международной выставки ЭК-СПО-98 А. Сиза построил выставочный павильон Португалии в Лиссабоне (1996—1998 гг.). Перед павильоном в соответствии с заданием он спроектировал пространство для церемоний и перекрыл его гигантской железобетонной оболочкой, подвешенной на стальных тросах и напоминающей провисающий тент (размером 60 х 60 м). С одной стороны тросы крепятся к верхней части павильона, с другой стороны — к своеобразному портику, образованному не колоннами, а поперечными стенками, облицованными керамическими плитами и камнем. Необычную конструкцию павильона в виде безопорного полотнища рассчитала известная фирма «Ове Аруп». Создано лаконичное и вместе с тем пластичное сооружение, образ которого навевает воспоминания о парусах и океане.

Совершенно по-иному решается другое произведение А. Сиза — церковь Св. Марии в Марку-де-Канавесес, Португалия (1990- 1999 гг.).

Католический храм расположен на площадке на самой высокой точке над хаотичной застройкой небольшого городка, он организует вершину холма. Здание тесно связано с землей рампами, лестницами и подпорными стенками. Выразительности и лаконизма автор достигает созданием контрастного аскетичного белого объема, подчиненного центральной оси. Фасад со стороны входа имеет заглубление, таким образом по бокам образуются ризалиты-башни со звонницами наверху.

По оси этого фасада имеется высокая бронзовая двухстворчатая дверь высотой 10 м, за которой пространство нефа 30 м длиной. Ось нефа замыкает массивная призма алтаря. За алтарем два высоких узких окна, при взгляде на которые воображение легко дорисовывает очертание креста. Здесь автор отказался от традиционного алтарного пространства. Для сидящих в зале прихожан в боковой стене нефа сделано окно, которое нарушает замкнутость пространства.

Португальского архитектора А. Сиза называют скульптором пространства, его постройки продолжают идеи модернизма. Он признается, что увлечен скульптурой. Кубизм в живописи вдохновляет его на архитектурное творчество. На него одновременно повлияли и функциональная архитектура раннего Jle Корбюзье, и органическая архитектура А.Аалто, и рациональная архитектура A. Jlooca. Для него характерны простые геометрические объемы, отсутствие декоративных деталей, белый цвет построек, традиционный для юга Средиземноморья. В его работах одновременно присутствует как глобальное, так и местное, но при этом нет откровенного регионализма. Обычно он отдает предпочтение верхнему свету, использует солнцезащитные козырьки, создает тенистые и прохладные интерьеры, проектирует внутренние дворики, что продиктовано жарким климатом и природой. Его здания становятся продолжением исторической застройки, рельефа и окружающего пейзажа.

Идеи минимализма проявляются в творчестве ряда архитекторов неомодернистов и авангардистов. Критики усматривают влияние минимализма на творчество французского архитектора Д. Перро, спроектировавшего и построившего в простых формах Национальную библиотеку Франции. Также эти тенденции прослеживаются и в других произведениях, относящихся к Большим проектам Парижа: в стеклянной пирамиде Лувра (арх. Й.Пей), в Большой арке в районе Тет-Дефанс (арх. О.Спрекельсен).

Приверженцы минимализма, с одной стороны, повторяют кредо раннего модернизма, с другой стороны, ищут индивидуальные пути в архитектуре, ратуя за лаконичность, порядок и выступая против хаоса.

Идеи минимализма в настоящее время не нашли отклика в российской архитектуре, которая пережила недавно неорационализм, связанный с приходом тотальной типизации и стандартизации в архитектуре, который оказал негативное влияние на профессиональное сознание. Поэтому идеи минимализма ассоциируются с кризисным состоянием российского зодчества. Обнаружить их удается лишь в виде единичных произведений, определяемых конкретным авторским замыслом.

Японская архитектура начиная с 1980-х годов в лице ярких представителей второго поколения зодчих (К.Курокава, К.Кикутаке, Х.Хара, Ш.Такамацу и др.), пришедших на мировую арену на смену лидерам 1960— 1970-х годов во главе с К.Танге, заявила о новом этапе, который получил название постметаболизм. Это архитектурное направление стало отличаться многонаправленностью, плюрализмом, в основе которого лежала философия с ориентацией на взаимное обогащение разных культур, которая привела к созданию сложных гибридных авторских стилей. Они совмещали традиции с футурологической фантазией, национальное с интернациональным, достижения технического прогресса с органическими, природными формами, реальное и виртуальное.

Авторская архитектура главной и важной считает роль архитектора-художника как изобретателя, экспериментатора, мыслителя и философа, который рождает новые идеи и концепции, а затем реализует их. Это направление в архитектуре особенно ярко проявляется в современной японской архитектуре, в так называемый постме-таболистический период конца XX — начала XXI в. Авторская архитектура с ее ярко выраженной концептуальной направленностью, резкой индивидуальностью не сформировалась в единое направление, а, скорее всего, в силу своей 196 природы и не может приобрести единые черты (табл. 67 — 72).

Влияние японской архитектуры неизменно растет, сегодня она занимает профессиональное лидерство в мировой архитектуре. В 1950—1960-е годы здесь сформировалась специфическая национальная архитектурная школа, которая развивалась в русле современной архитектуры, в параллели с метаболизмом. Несмотря на ее связь с традициями национальной японской культуры в ней находят своеобразное проявление многие направления мировой архитектуры. Архитекторы Японии уже давно осваивают передовые технологии, создавая но-вационные произведения. Хай-тек пронизывает современную японскую архитектуру, но здесь он не является самоцелью. В настоящее время одновременно работают два поколения мастеров японской архитектуры: метаболисты и постметаболисты.

На японскую архитектуру оказывает влияние богатая история и культура, специфическое восприятие и способы сопереживания с природным окружением. Японские архитекторы обращаются к простым, но монументальным формам. Для их образного строя характерны динамизм и экспрессия, символизм и метафоричность. Главная черта японской архитектуры — это новационные, авангардные поиски и эксперименты. Экономический рост Японии способствовал активному строительству, что дало свободу творчества архитекторам.