- •Необходимая для жизни кровь
- •Кровь и истинные христиане
- •А кровь как лекарство?
- •Переливания крови — насколько безопасны?
- •Кровь и твой иммунитет
- •Безобидное или чреватое опасностью средство?
- •Пандемия спида
- •Следующее землетрясение? или землетрясения?
- •Другие возможности
- •Как могут помочь врачи?
- •Операция, но без переливания крови
- •У тебя есть право выбрать
- •Твое право признается
- •Вместо судов
- •Преисполненная любви забота о детях
- •Кровь, которая действительно спасает
- •Единственная, спасающая жизнь кровь
- •Радуйся жизни, спасенной кровью
- •Как кровь может спасти твою жизнь?
- •Свидетели иеговы хирурго-этическая задача
- •Отношение свидетелей к терапии
- •Возможны обширные операции
- •Правовые хлопоты и несовершеннолетние
- •Задача врача
- •Как кровь может спасти твою жизнь?
- •Кровь: чей выбор и чья совесть?
Переливания крови — насколько безопасны?

Прежде чем подвергнуться какой бы то ни было серьезной медицинской процедуре, думающий человек узнает о всех «за» и «против». Как обстоит дело с переливанием крови? Сейчас это одно из главных орудий медицины. Многие врачи, искренне заинтересованные в своих больных, едва ли будут колебаться — делать переливание крови или нет. Ведь кровь называют даром жизни.
Миллионы сдают или принимают кровь. За 1986— 1987 годы в Канаде, население которой составляет 25 миллионов человек, было 1,3 миллиона доноров. «В одних только Соединенных Штатах [за] последний год, о котором имеются данные, для переливания было использовано от 12 до 14 миллионов единиц крови» («Нью-Йорк таймс», 18 февраля 1990 года).
«Кровь всегда считалась "магической“,— замечает д-р Луиз Дж. Китинг.— Первые 46 лет использования крови и врачи и общественность думали, что хранимая кровь безопасней, чем она была на самом деле» (Cleveland Clinic Journal of Medicine [«Медицинский журнал Кливлендской клиники»], май 1989 года). Каким же было положение тогда и каково оно сегодня?
Уже 30 лет назад патологам и работникам банков крови было объявлено: «Кровь — это динамит! Она может принести большую пользу или причинить большой вред. Смертность от переливания крови такая же, как от эфирного наркоза или аппендэктомии. Говорят, что примерно на 1 000— 3 000 или, возможно, 5 000 переливаний приходится одна смерть. Сообщалось, что в районе Лондона одна смерть случается на каждые 13 000 флаконов перелитой крови» (New York State Journal of Medicine [«Медицинский журнал штата Нью-Йорк»], 15 января 1960 года).
Настолько ли удалены с тех пор опасности, что сегодня переливания не связаны с риском? Если говорить правду, то ежегодно у сотен тысяч людей возникают отрицательные реакции на кровь, и многие умирают. Возможно, что предыдущие высказывания напомнили тебе о заболеваниях, переносимых кровью. Прежде чем разобрать этот аспект, обрати внимание на менее известные опасности.
Кровь и твой иммунитет

В начале XX века ученые стали глубже понимать удивительно сложный состав крови. Они узнали, что есть разные группы крови. Совместимость крови донора и крови больного играет в переливаниях решающую роль. Если человек с кровью группы А получает кровь группы В, у него может произойти резкая гемолитическая реакция. Это может разрушить много эритроцитов и вызвать скорую смерть человека. Хотя определение группы крови и перекрестная проба сегодня обычны, все же допускаются ошибки. Каждый год люди умирают от гемолитических реакций.
Факты показывают, что вопрос о несовместимости выходит далеко за пределы сравнительно немногих групп крови, которые пытаются совместить в больницах. Почему? Вот что пишет д-р Дуглас Х. Поси Младший в своей статье «Переливание крови: применение, злоупотребление и опасности»: «Почти 30 лет назад Сэмпсон описал переливание крови как довольно опасную процедуру… [С тех пор] было установлено и описано по крайней мере еще 400 антигенов эритроцитов. Нет никакого сомнения, что это число будет расти, поскольку мембрана эритроцита невероятно сложна» (Journal of the National Medical Association [«Журнал Национальной медицинской ассоциации»], июль 1989 года).
В настоящее время ученые исследуют, как переливаемая кровь влияет на защитные силы организма, или его иммунную систему. Что это может означать для тебя или одного из твоих родственников, которому необходима операция?
|
«Примерно 1 из 100 переливаний сопровождается лихорадкой, ознобом или крапивницей [сыпью]… Примерно 1 из 6 000 переливаний эритроцитов приводит к гемолитической трансфузионной реакции. Это серьезная иммунологическая реакция, которая может произойти сразу или позднее, через несколько дней после переливания; она может привести к резкой [почечной] недостаточности, шоку, внутрисосудистому свертыванию крови, и даже к смерти» (конференция Национального института здравоохранения [НИЗ], 1988 год). |
При пересадке сердца, печени или другого органа иммунная система реципиента может почувствовать инородную ткань и отторгнуть ее. Но ведь переливание и есть пересадка ткани. Даже «как следует» подобранная кровь может подавить иммунную систему. На одной конференции патологов было подчеркнуто, что сотни медицинских публикаций «связывают переливания крови с иммунологическими реакциями» («Case Builds Against Transfusions» [«Доказательства выступают против переливаний»], Medical World News [«Медицинские новости в мире»], 11 декабря 1989 года).
Одна из главных задач твоей иммунной системы — обнаруживать и уничтожать злокачественные (раковые) клетки. Может ли подавленный иммунитет привести к раку и смерти? Обрати внимание на два сообщения.
Журнал Cancer («Рак», 15 февраля 1987 года) привел результаты исследования, проведенного в Нидерландах: «Было замечено, что переливание очень отрицательно сказалось на длительности выживания больных с раком толстой кишки. В этой группе пятилетний коэффициент выживаемости для получивших переливание составлял 48 % и 74 % — для неполучивших». Врачи Южно-калифорнийского университета наблюдали за ста больными, у которых была удалена раковая опухоль. «Частота рецидивов для всех видов рака гортани составляла 14 % для тех, кому перелили кровь, и 65 % для тех, кому не перелили. Для рака полости рта, глотки и носа или пазух носа частота рецидивов составляла 31 % без переливаний и 71 % — с переливаниями» (Annals of Otology, Rhinology & Laryngology [«Ежегодник отиатрии, ринологии и ларингологии»], март 1989 года).
|
Датский ученый Нильс Ерне получил в 1984 году Нобелевскую премию по медицине. Когда его спросили, почему он отказывается от переливания крови, он ответил: «Кровь человека подобна отпечаткам его пальцев — нет двух таких типов крови, которые были бы совершенно одинаковы». |
К какому заключению подводят эти исследования в связи с переливаниями? В своей статье «Переливания крови и удаление раковой опухоли» д-р Джон С. Спратт сделал такой вывод: «Хирургам-онкологам, по-видимому, придется оперировать без крови» (The American Journal of Surgery, [«Американский журнал по вопросам хирургии»], сентябрь 1986 года).
Другая главная задача твоей иммунной системы — защита от инфекций. Поэтому понятно, почему некоторые исследования показывают, что больные, получившие кровь, более предрасположены к инфекциям. Д-р П. И. Тарттер изучал операции на прямой кишке. Среди больных, которым сделали переливание, у 25 процентов развились инфекции, в то время как среди тех, кому не сделали переливания, инфекции развились только у 4 процентов. Он говорит: «Когда переливания делались до, во время или после операции, им сопутствовали инфекционные осложнения… Опасность возникновения послеоперационной инфекции возрастала пропорционально числу единиц вводимой крови». (The British Journal of Surgery [«Британский журнал по вопросам хирургии»], август 1988 года). Присутствовавшие на заседании Американской ассоциации банков крови в 1989 году, узнали, что, между тем как у 23 процентов получивших донорскую кровь во время операции по замещению бедра развились инфекции, у тех, кому не дали кровь, вообще не было инфекций.
Об этом действии переливания крови д-р Джон А. Коллинз писал: «Было бы смешно обнаружить, что "средство“, которое, как видно, может сделать мало хорошего, в итоге только усугубляет одну из основных проблем, стоящих перед этими больными» (World Journal of Surgery[«Всемирный журнал по вопросам хирургии»], февраль 1987 года).
