Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ДОКЛАД 1. ПРЕСТОЛ РЕЧИ ПОСПОЛИТЫ

.rtf
Скачиваний:
21
Добавлен:
09.06.2015
Размер:
33.07 Кб
Скачать

Прочитав доклад Златы на тему : "Россия и выборы короля в Речь Посполиту", можно сказать, что Злата использовала все источники которые указаны в методической книжке. А это Библиотека литературы Древней Руси, где она взяла материал из сочинения Андрея Курбского, также переписку Андрея Курбского с Иваном Грозным, также Злата использовала исследования Деброва "К вопросу о кандидатуре Ивана 4 на польский престол". Помимо этого, Злата взяла информацию из иных источников, которые не указаны в методическом пособии. Я считаю, что Злата проделала отличную работу и взяла из всех указанных источников идеально подходящюю информацию по данной тематике. В своем докладе, Злата сделал упор на хронологии действий, взаимосвязях между Польшей и Русью, а также участии других стран в завоевании престола.

Помимо того, что выразила в своем докладе Злата, можно лишь добавить некоторые подробности, предыисторию рассмотрения кандидатуры Ивана Грозного на польско-литовский престол. Я нашла источник на древнерусском языке Александра Трачевского "Польское бескоролевье по прекращении династии Янгеллонов".

Великий литовский князь - Сигизмунд 2 Август умер в 1572 году. Как говорила Злата в своем выступлении, с ним прекратилась династия Янгеллонов. В тех странах, где смерть государя не ведет за собой остановки государственной машины, предложенный вопрос не имеет никакого значения. Там и после смерти правителя, дела идут своим чередом. Но в Польше было иначе. Здесь государственная жизнь замерла еще на последних вздохах короля. Во всех направлениях государственных дел встал полнейший застой. Единственной наиболее важной потребностью в этой ситуации было немеделенное устранение безкоролевья. Но это была крайне трудная задача, потому что избрание короля было новым делом для поляков. Польский престол был избирательным только задолго до этого, за 189 лет до описываемого нами времени. Тогда умер родственник Каземира Великого , Людовик Венгерский, его дочь и муж ее, тогда на престол взошел князь Ягелло. Видимо, после этого Польша решила выработать определенную форму избрания на престол. На период двухсотлетнего правления Янгеллонов, Польша еще более менее привыкла к наследственнному переходу престола.

Когда Сигизмунд лежал на одре болезни, он дал совет по поводу единственной волновавшей его тогда ситуации, по поводу сохранения государственного единения. Он говорил, просить у Бога одного : чтобы сохранилась Речь Посполитая такой же, какая она была при предках, в целости, спокойствии и единении. Он говорил, что ничего кроме любви, совокупности и единодушия не может скрепить государство. Он завещал жить в едином христианской вере. А если один из народов будет неблагодарен и станет искать пути для разрыва связи, пусть накажет его Бог.

Поляки первым делом решили, что на роль правителя всем государством подходит гнезенский архиепископ. Они видели в нем достойного кандидата, так как когда Сигизмунд утвердил контракт о продажи соли, великополяне пошли к архиепископу, требуя, чтобы он помешал правителю. Сигизмунд отменил свое решение после влияния архиепископа. Ну и кому мог бы принадлежать самый важный титул, как не архиепископу, который был настолько влиятелен?

По поводу выбора Московского царя, как кандидата на трон Речи Посполитой. У Московского и Австрийского государств был схожий взгляд с Польшей на внешнюю политику Речи Посполитой. Они были союзниками и дорожили привязанностью, которая образовывалась в течении трех поколений. Они желали быть, как в старину, " в братской любви и единении", как между дедом и отцом Ивана Грозного и дедом и отцом Максимилиана 2. Каждое из двух государств обещало действовать в пользу друг друга. Максимилиан же закидывал в Москву мысль о разделе Речи Посполитой между друг другом, опасаясь возможно неудачи. Поляки были довольны таким положением дел, так как могли укротить вражду с одним государством, не задевая при этом другого.

В пользу Максимилиана говорили его личные св-ва. Он был деловитым, трудолюбивым, простым, доверчивым и доступным. Он быстро усваивал языки, обычие и шутки чуждых национальностей и казалось, мог бы заставить Поляков забыть, что он не родной им. Многие склонялись к кандидатуре Ивана Грозного, московского царя. Шляхта повсюду , не исключая Великой и Малой Польши, хотела видеть его на троне Речи Посполитой. В конце 1572 года, по Польскому королевству разнеслась грамота, где шляхта говорила, то что дробление территории уже начинает замечаться между ними. И они не могут ожидать ни от кого большей помощи, чем от Московского царя. Шляхта была уверена, что при Иване Грозном исчезнут интриги, измены, плохие замыслы. С его появлением воцарится справедливость, будет меньше преступлений и жить будет народ Речи Посполитой спокойно и мирно. Также отношение Ивана к религиозному вопросу Речи Посполиты было весьма выгодно для них.

В Первой половине безкоролевья Ивану сопутствовала удача. Смерть Сигизмунда настигла там его гонца, который был прислан по поводу мирных переговоров. Литовцы наскоро оповестили коронную раду о прибытии московского гонца. Гонец хранил глубокое молчание, потому что не был уполномочен государем на устные переговоры. Он раскрыл рот только для торжественного правозглашения высокого титула царя и вручил собравшимся несколько грамот. Одна из них была покойному королю, другая сенаторам Речи Посполитой. После нескольких колебаний, литовцы решили вскрыть все бумаги и прочесть их. Содержание грамот сильно встревожило литовцев, поэтому они немедленно отправили их в Польшу, изъявляя свой страх перед силой войска Ивана и его хитростью. Царь угрожал вторжением в Ливонию, если Речь Посполитая не пришлел тотчас же полномочия для заключения мира. Царь утверждал, что покойный правитель отдавал ему всю Ливонию за Полоцкую землю. Литовцы же, основываясь на показания королевского секретаря Гарабурды, нашли что король обещал уступить ему лишь несколько пограничных крепостей в Ливонии. Царь, суля Литовцам свою дружбу, предостерегал их насчет известного ему намерению Татар вторгнуться к ним зимой. Литовцы думают, что это Иван натравливает Орду на Речь Посполиту. Чтобы поскорее удовлетворить Ивана, литовцы посылают московского царя к сенаторам. Но гонец не имел никаких инструкций при смерти Сигизмунда Августа, тогда Литовцы передали через него просьбу Ивану о том, чтобы он воздержался от военных действий до прибытия в Москву литовско-польских послов.

В начале 1573 года, Иван Грозный получил разом несколько грамот из Польши и Литвы. Речь Посполита извещала Ивана Грозного о смерти Сигизмунда Августа и попросила сохранять мир. Иван отвечал, что не верил слухам о смерти короля. Он сожалел об этом, и о государстве, которое осталосб без главы. Царь согласился не тревожить Речь Посполитую до прибытия послов, которые были готовы заключить мир. По условию этого договора, Речь Посполитая должна была уступить все Ливонские земли по реку Двину. Он же за это не пожалел бы Полоцка со всеми его пригородами и прибавкой клочка своих Московских владений.

Ливония не менее дорога была и Речи Посполитой. Ее за предложенную цену не отдали. Иван решил участвовать в соперничестве государей на польский престол. Тут сыграл характер Ивана: натура борца. При выборе бы Ивана Грозного, исчезали бы причины международной вражды. Иван коснулся и другой комбинации: предложил избрания одного из своих сыновей. В победу Ивана верили даже далеко за Польшей и Литвой. Крымский хан, перетрусив, что кандидатура Ивана действительно выиграет, послал своего гонца который передал, что полякам не следует выбирать Московского царя или одного из его сыновей, потому что Крымский хан вошел во вражду с Речью Посполитой из-за Ивана Грозного. Пусть поляки выбирают кого другого, но не Московских царей.

За несколько месяцев до избрания, казалось, что Иван не имеет даже малейших надежд на польско-литовский престол. Литовские паны же съехались и отправили в Мск гонца с предложением послать на престол вместо Ивана, его сына Федора. Если же пришлет он своего сына, Иван должен был отдать еще несколько замков и вольностей для его чести. Иван согласился только с одним условием, что польско-литовские права и вольности будут соблюдаться. Все же остальные условия он поддверг строгой критике. Иван сказал, что если они хотят привлечь московских царей в Речь Посполиту, они должны отдать им Литовские земли по реку Двину, а еще и Киев, только тогда РП получила бы Полоцк и его пригороды. Также Иван не хотел соглашаться с их предложением до того, как РП не провозгласила объединения Польши, Литвы и Москвы единым государством, а его сына Федора наследственным королем так, чтобы после его смерти на престол могли ходить только его сыновья и братья. Затем Иван нашел новое припятствие, заключалось оно в слухах доходивших в Москву от граждан РП, будто последние просят Федора на престол с коварной целью овладеть его особой и выдать турецкому султану, дабы заслужить его милость. Иван потребовал чтобы его дети не оставались одни, а сопровождали его во всех разъездах. При этом РП должна присягой и записью удостоверить царя, что над ним и его детьми не будут злоумышлять, обманывать и выдавать в чужие княжества, чтобы и Иван и дети его могли в любой момент приехать в Польшу и Литву и были они в безопасности, как и в Москве. Царь строго грозил РП не выбирать французского принца,угрожая им. Заметив, что РП не собирается выполнять его условия, он сказал. что Федор очень молод и и не может править один, а будет править совместно с Иваном.