Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

методология / haritonchik / лексикология !!!!!!!!11111111 / 4 / 10. The behaviorist and cognitive approaches to meaning

.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
08.06.2015
Размер:
31.23 Кб
Скачать

10. The behaviorist and cognitive approaches to meaning

Ситуативная обусловленность значения слова подводит к рассмотрению бихевиористской, или поведен­ческой трактовки значения, которая наиболее четко была сформулирована Л.Блумфилдом. "Значение лингвистической формы есть ситуация, в которой говорящий ее произ­носит, и реакция, которую она вызывает у слушающего".

Данная теория включает язык в общую сферу человечес­кого поведения, в структуре которого тесно переплетаются языко­вые и неязыковые стимулы и реакции, причем языковые стимулы, т.е. слова, выступают в роли заместителей неязыковых стимулов, возникающих в той или иной ситуации. Вполне закономерный и, на наш взгляд, плодотворный для изучения механизмов речевой дея­тельности, мотивов, обусловливающих выбор определенных языко­вых выражений, и воздействия, ими оказываемого на слушателей, данный подход, однако, не позволяет дать более или менее удов­летворительное определение значения. Физиологическая концеп­ция значения уязвима потому, что в одной и той же ситуации говорящий может произнести разные по своему значению лингвистические единицы (голодная Джил, увидевшая яблоко на яблоне, могла сказать своему спутнику о том, что она голодна, что ей хотелось бы съесть яблоко, что она любит яблоки, попросить его достать яблоко и т.д.). Равным образом непредсказуемой может быть и ответная реакция слушающего на языковой стимул. В ответ на просьбу, например, дать карандаш слушающий может бросить его на пол, сломать карандаш, положить в портфель, передать другому лицу и т.д. Не спасает положения дел, подчеркивает К.Аллан, что определение значения не должно основываться только на одном употреблении единицы, но принимать во внимание все ситуации, в которых единица употребляется, ибо исчислить все возможные ситуации употребления того или иного слова или выраже­нии невозможно.

Таким образом, многообразие языковых форм, возникающих на базе одной и той же ситуации и выступающих в роли вербальных стимулов, направленных говорящим на слушающего, и многообра­зие ответных реакций делают концепцию значения Л.Блумфилда весьма уязвимой.

В настоящее время активно разрабатывается еще одно направление семантических исследований, получившее название теории Прототипов. Созданная и развиваемая в трудах Б.Берлина и Kэя, У.Лабова, Дж. Лакоффа, Э.Рош,.Ч.Филлмора и других ученых нашего времени, эта теория отражает когнитивный подход к языку. Язык принадлежит к числу наиболее характерных типов когнитив­ной деятельности людей, и по своей природе языковые категории -это концептуальные категории, составляющие часть нашего когнитивного аппарата.

Языковой знак, произвольный по отношению к обозначаемому им объекту, или денотату, с точки зрения своего звукового состава, непроизволен в этом своем отношении с точки зрения значения. Определяя содержание той или иной лексической единицы, мы обычно имеем в виду характерные черты, общие для класса объектов - физических или психических, - обозначаемых этой единицей, или, иначе говоря, характерные черты прототипического объекта. Знание этих свойств составляет наше базисное знание о мире.

В ходе наблюдений за детской речью, многочисленных экспери­ментов ученые пытаются выявить механизм соотнесения челове­ком той или иной языковой единицы с тем или иным объектом и тем самым установить принципы языковой категоризации. В этом пиане широко известны эксперименты Лабова, в которых испы­туемым предлагалось дать названия изображенным на рисунках сосудам, используемым для воды, чая, кофе, пива, супа и т.д. Выбор соответствующего названия из имеющихся в английском языке на­именований сосудов (сuр 'чашка', mug 'кружка, glass 'стакан', bowl 'чашка, кубок', goblet 'бокал', vase 'ваза') свидетельствует о знании говорящими тех условий, при которых тот или иной объект относится к классу объектов, названных определенным именем. Например, для того, чтобы провести границу между птицами и всеми остальными живыми существами, не являющимися птицами, необходимо знать, что у птиц есть крылья, они кладут яйца, у них есть клювы, пара лапок и т.д. Иначе говоря, необходимо знать некоторые когнитивные характеристики, называемые прототипическими и образующие в своей совокупности прототип объекта, в данном случае, прототип птицы, а в ранее приведенных примерах прототипы чашки, кружки, бокала и т.д. Наиболее полное соответствие объекта прототипу, вытекающее из наличия у объекта всех прототипических характеристик, говорит о принадлежности объекта к центральным членам категории. Если же свойства прототипа присущи объекту .лишь частично, то он относится к периферии категории. Так, малиновки и воробьи, как выявилось в ходе экспериментов, оцениваются как лучшие примеры птиц, нежели орлы, пеликаны, куры и т.д. Как указывает Дж.Лакофф, центральные члены категории распознаются быстрее, раньше запоминаются, чаще используются и выступают как представители всей категории. Трактовка значения слова как прототипа обозначаемого словом объекта исходит из восприятия мира человеком и пытается отразить ограниченность человеческого опыта и своеобразие его осмысления окружающего.