
Psikhofiziologia_otvety / 3 / 3.26
.docxКлиническая электроэнцефалография
С момента возникновения выделились и продолжают существовать как относительно самостоятельные два подхода к анализу ЭЭГ: визуальный (клинический) и статистический. Как правило, визуальной анализ ЭЭГ используется в диагностических целях. Электрофизиолог, опираясь на определенные способы такого анализа ЭЭГ, решает следующие вопросы. Соответствует ли ЭЭГ общепринятым стандартам нормы, если нет, то какова степень отклонения от нормы, обнаруживаются ли у пациента признаки очагового поражения мозга и какова локализация очага поражения. Клинический анализ ЭЭГ всегда строго индивидуален и носит преимущественно качественный характер.
Следует, однако, подчеркнуть, что в широкой клинической практике грубые макроочаговые нарушения или другие отчетливо выраженные формы патологии ЭЭГ встречаются редко. Чаще всего (70-80% случаев) наблюдаются диффузные изменения биоэлектрической активности мозга с симптоматикой, трудно поддающейся формальному описанию. Между тем именно эта симптоматика может представлять особый интерес для анализа того контингента испытуемых, которые входят в группу так называемой “малой” психиатрии - состояний, граничащих между “хорошей” нормой и явной патологией. Именно по этой причине сейчас предпринимаются особые усилия по формализации и даже разработки компьютерных программ для анализа клинической ЭЭГ.
В клинике, вероятно, наибольшее значение имеет применение электроэнцефалографии для диагностики малых эпилептических припадков (petit mal). Это состояние трудно определить по поведению, поскольку его признаки — кратковременная потеря внимания, спутанность речи и т. п.— могут быть относительно слабо выражены. В таких случаях ЭЭГ особенно полезна для оценки эффективности приема больным тех или иных противосудорожных препаратов.
Для оценки биоэлектрической активности мозга применяют функциональные нагрузки: ориентировочная нагрузка, позволяющая оценить ЭЭГ-компоненту ориентировочной реакции, ритмическая фотостимуляция (РФС) и триггерная фотостимуляция (ТФС). К дополнительным нагрузкам относятся гипервентиляция, проба с бемегридом (мегимидом), аминазиновая проба.
Клинический анализ ЭЭГ дает диагностическую информацию в трех основных аспектах:
констатация поражения мозга
прогноз течения заболевания
локальная диагностика поражения мозга.
Даже при полном внешнем клиническом здоровье обследуемого наличие патологических изменений на ЭЭГ следует рассматривать как признак латентной патологии, резидуального или еще не проявившегося поражения. Метод ЭЭГ - единственный метод, позволяющий выявить функциональные нарушения, а также дифференцировать эпилепсию от других пароксизмальных состояний, локализацию доминантного эпилептогенного очага. Ценность исследования биоэлектрической активности мозга особенно возрастает, если его проводят в динамике по мере развития заболевания. Важное значение для суждения о патологии мозга имеют реактивные пробы. Они лучше выявляют очаг патологической активности. Наибольшее значение имеют пробы с открыванием и закрыванием глаз, фотостимуляция и гипервентеляция. Умеренно выраженные реакции на открывание и закрывание глаз и световые раздражения свидетельствуют в пользу достаточной сохранности всех структур мозга. Усиление в ответ на реактивные пробы выраженности патологических компонентов ЭЭГ (медленных тета-и дельта-волн, острых волн) происходит обычно в областях коры головного мозга, окружающих очаги ее поражения. Резко усиленные реакции навязывания ритма световых раздражений указывают на повышенную активность всех структур таламуса (его неспецифических, специфических и ассоциативных ядер). Ослабление вплоть до полного исчезновения реакций ЭЭГ на пробы с открыванием-закрыванием глаз и на действие световых раздражений указывает на функциональную недостаточность и даже на частичное или полное разрушение связей коры с нижележащими отделами мозга. Гипервентиляция изменяет метаболизм тканей, возникает гипоксия мозга, что усиливает имеющуюся патологию. Часто эта проба выявляет эпи-активность, показывает пути распространения эпи-активности, выявляет очаги органического характера.
Из методички:
При хорошо выраженной норме в ЭЭГ доминирует альфа-ритм. Низкочастотную бета-активность регистрируют в лобных отделах мозга и она появляется на стыках веретен альфа-ритма. В задних отделах мозга наблюдают редкие, не превышающие альфа-ритм вспышки тета-ритма по 2-4 волны, кратные по частоте альфа-ритму и амплитудой, не превышающей фоновый ритм. В этих же областях регистрируют редкие единичные разбросанные низкоамплитудные дельта-волны.
Функциональные или морфологические нарушения отражаются в первую очередь на параметрах альфа-ритма. Можно выделить следующие критерии патологии при оценке альфа-ритма: 1) постоянное наличие альфа-ритма (индекс более 50%) в лобных отделах мозга при биполярной регистрации с электродов, наложен¬ных по сагиттальным линиям с малыми межэлектродными расстоя¬ниями; 2) амплитудная межполушарная асимметрия более 30%; 3) частотная асимметрия более 1 Гц; 4) нарушение паттерна, отсутствие модуляции, появление пароксизмального, аркообразного альфа-ритма, нарушение синусоидальности волны; 5) изменение количест¬венных параметров: отсутствие стабильности по частоте; снижение амплитуды ниже 20 мкВ или повышение свыше 90 мкВ, снижение индекса альфа-ритма ниже 50% вплоть до полного его отсутствия.
Изменения в полосе бета-ритма также говорят о наличии пато¬логического процесса. При этом выделяют следующие критерии па¬тологии: 1) доминирование низкочастотного бета-ритма по всей конвекситальной поверхности мозга; 2) пароксизмальные разряды бета-ритма; 3) очаговая локализация бета-ритма, особенно с повышением его амплитуды; 4) грубая межполушарная асимметрия по амплитуде (более 50%); 5) приобретение бета-ритмом альфа-подобного рит¬мичного синусоидального паттерна; 6) увеличение амплитуды бета-ритма свыше 7 мкВ.
К патологическим проявлениям на ЭЭГ относится появление медленных тета- и дельта-ритмов. При этом чем ниже частота и вы¬ше амплитуда, тем более выражен патологический процесс. Как правило, односторонняя локальная медленноволновая активность является признаком локального коркового поражения. У взрослых бодрст¬вующих людей при патологических изменениях в глубоких структурах мозга появляются вспышки и пароксизмы генерализованной медленноволновой активности.
Критерием патологии является также наличие высокочастот¬ных ритмов (бета-1, бета-2, гамма-ритмов). Выраженность патологии тем больше, чем больше частота сдвинута в сторону высоких частот и чем больше увеличена амплитуда высокочастотного ритма. В ча¬стности, высокочастотную компоненту обычно связывают с явле¬ниями ирритации мозговых структур.
Патологические компоненты ЭЭГ - спайк, пик, медленный спайк, острые волны и комплексы являются проявлением синхронных разрядов огромных масс нейронов при эпилеп¬сии.
ЭЭГ при воспалительных заболеваниях головного мозга
Основным призна¬ком лептоменингита на ЭЭГ является высокочастотная активность(бета и гамма ритмы). При тяжелой распространенной форме лептоменингита наблюда¬ют значительную редукцию или полное исчезновение альфа-ритма. На ЭЭГ больных с энцефалитами и менингитами отмечаются более грубые нарушения биоэлектрической активности. В остром периоде, наряду с ирритационными проявлениями и редукцией аль¬фа-ритма, регистрируют хорошо выраженные медленны ритмы. Эти Медленные ритмы могут иметь полушарную или более ограничен¬ную локализацию. Возможно появление эпилептической активности.
ЭЭГ больных с последствиями черепно-мозговой травмы и инфекционно-аллергических заболеваний головного мозга
В остром и подостром течении заболевания при отсутствии грубых очаговых поражений в результате контузии мозга в ЭЭГ от¬ражены в основном общефункциональные сдвиги. Их выраженность соответствует тяжести первоначального состояния или сопутствую¬щих осложнений. Через 4-6 месяцев, а в тяжелых случаях — через 1,5-2 года ЭЭГ у ряда больных возвращается в пределы нормы, но следы перенесенного заболевания почти у всех больных остаются на ЭЭГ на всю жизнь.
ЭЭГ больных нарколепсией
Отличительным признаком нарколепсии является сомногенное действие ТФС. Судя по динамике ЭЭГ, сон под влиянием ТФС мо¬жет развиваться скачкообразно и достигать максимальной глубины, минуя промежуточные стадии. Отсутствие четких границ между ри¬сунком ЭЭГ в состоянии пассивного бодрствования и проявления сомногенного эффекта ТФС позволяет предположить, что этот сомногенный эффект ТФС развивается только при определенном пато¬логическом состоянии сомногенных синхронизирующих структур мозга. Избирательное реагирование мозга на ТФС является следст¬вием того, что триггерный раздражитель адресуется в данном случае к наиболее слабому звену, регулирующему сон-бодрствование. Та¬ким образом, ответные реакции на ТФС у больных нарколепсией свидетельствуют о специфической неустойчивости функционально¬го состояния мозга вследствие нарушения механизмов, участвующих в регуляции уровня бодрствования.
ЭЭГ при инсультах
При легких инсультах регистрируются легкие очаговые проявления в зоне инсульта ирритативного или ирритативно-дистрофического характе¬ра. Эти изменения хорошо компенсируются в течение одного-полутора лет. При средней тяжести и тяжелых инсультах в восстановитель¬ном периоде (т. е. через 4-6 мес. после инсульта) ЭЭГ характеризует¬ся: снижением амплитуды альфа-ритма, замедлением его частоты до 8-9 Гц; наличием очаговых проявлений в зоне инсульта с появлени¬ем здесь тета- и дельта-активности.
Возможности использования электроэнцефалографии при пси¬хических болезнях
До настоящего времени обнаружить какие-либо специфиче¬ские изменения при различных психических заболеваниях не уда¬лось. Наоборот, было показано, что различные патологические проявления на ЭЭГ могут встречаться при одинаковых психопатических состояниях и одни и те же при разных. Объясняется это тем, что биоэлектрическая активность мозга отражает не характер патологи¬ческого процесса, а функциональное состояние мозга в момент ис¬следования. Вместе с тем при некоторых синдромах данные ЭЭГ по¬зволяют уточнить их структуру и степень выраженности их наруше¬ний. И самое главное состоит в том, что ЭЭГ позволяет их объектив¬но зарегистрировать, что особенно важно для врачебно-трудовой экспертизы при психических болезнях.
ЭЭГ имеет большое значение для уточнения характера и динамики психического заболевания, а также для оценки состояния ком¬пенсации нарушенных функций. Так, например, урежение или исчезновение эпилептической активности на ЭЭГ при проведении противосудорожной терапии говорит о наличии компенсации. Регистра¬ция ЭЭГ в динамике важна при органических заболеваниях мозга с психическими нарушениями, например при исследовании энцефали¬тов, черепно-мозговых травм, для дифференциальной диагностики неврозов и неврозоподобных расстройств органического генеза, для дифференциальной диагностики шизофрении и шизофреноподобных расстройств.
При синдромах нарушенного сознания для уточнения глубины нарушения сознания целесообразно проведение ЭЭГ-исследования. В частности, для дифференцирования между сопором и оглушением, сопором и комой. Особенно большое значение имеют ЭЭГ-данные при пароксизмальных состояниях. Так, например, регистра¬ция на ЭЭГ эпилептической активности позволяет уточнить не только наличие судорожной готовности, но и может быть использована в дифференциальной диагностике для отграничения абортивных судорожных припадков от диэнцефальных кризов и припадков типа каталепсии.
Гораздо меньшую информативность при использовании ЭЭГ можно получить при исследовании больных с синдромами формаль¬но неизмененного сознания (галлюциноз, паранойяльный, галлюцинаторно-параноидные синдромы). Определенные корреляции с данными ЭЭГ-исследований можно найти также при астенической синдроме и астеническом варианте психоорганического синдрома. При этом данные ЭЭГ указывают на повышение активирующих влияний рети¬кулярной активирующей системы.
У больных шизофренией в подавляющем большинстве случаев (до 80%) на ЭЭГ не выявляются патологические изменения. Однако при синдромальном уровне при шизофрении могут наблюдаться оп-ределенные изменения на ЭЭГ. Более определенные результаты дает ЭЭГ-исследование у больных с шизофреноподобной симптоматикой. Это по¬зволяет говорить об органическом генезе данных состояний и может служить дополнительным дифференциально-диагностическим при¬знаком для отграничения шизофрении от шизофреноподобных рас¬стройств.
При аффективных синдромах различного генеза, как маниа¬кальных, так и депрессивных, также имеются определенные измене¬ния на ЭЭГ. Эти данные могут быть использованы в клинической и экспертной практике для объективной регистрации глубины депрессивной фазы и определенных корреляций между субъктивным эффектом от терапии и объективном его регистрацией. Эти данные имеют большое диагностическое значение для оценки трудоспособности больных с депрессией и особенно с затяжной и нерезко выраженной депрессией.
Ддя маниакальных состояний различного генеза характерна неус¬тойчивость ритма с преобладанием быстрых колебаний - бета- и гамма-ритмов, снижение индекса альфа-ритма и появление медлен¬ных ритмов.