Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дубовицкий.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
120.32 Кб
Скачать
  1. Теория социального обучения а. Бандуры

С точки зрения Альберта Бандуры (канадский украинец/поляк), внутренняя реальность (психоаналитические теории), состоящая из влечений и мотивов, просто не может объяснить колебания поведения в различных ситуациях. После этого радикальный бихевиоризм Скинера объяснял человека только как продукт окружения и был уж сильно радикальным.  В 1969 году Бандура выдвинул свою теорию личности, названую теорией социального обучения.

Поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения. Люди формируют окружение, а окружение одновременно формирует людей.

Причины функционирования человека можно понять в терминах непрерывного взаимодействия (1)поведения/соматики, (2) познавательной/когнитивной сферы и (3) окружения/социума. Тот компонент, который в данный конкретный момент времени оказывается сильнее подчиняет остальные два.

Человек постоянно реагирует на внешние влияния, но не пассивно, а проактивно. Высшие интеллектуальные способности (например оперирование символами)дают мощное средство воздействия на окружение.

Поведение регулируется последствиями: полагаемся на полученную (наблюдая или читая, или слыша о поведении других) информацию о результатах действий/бездействия и приходим к решению. Действуем согласно образам из своей памяти/воображения. Можем решать проблемы, не обращаясь к действительному поведению проб и ошибок.

Новое поведение у конкретного человека появляться (и при отсутствии внешнего подкрепления!) благодаря наблюдению и имитации модели. Мы, как общественные индивиды, постоянно следим за действиями других людей и за ситуациями, в которыхтех поощряют, игнорируют или наказывают (поиск причины-следствия).

При помощи процессов моделирования извлекаем общие черты из, казалось бы, разных реакций и формулируем для себя правила поведения. Наблюдатели (обучаемые) приобретают в основном символические образы моделируемой деятельности, которая служит прототипом для соответствующего и несоответствующего поведения. Определённые навыки невозможно кратко описать символьным способом (езда на велосипеде, ходьба, игра на музыкальных инструментах) и им куда проще научится через наблюдение. В дополнение к копированию путем моделирования можно выстроить (придумать) и новое поведение.

Не всё научение через наблюдение ведет к социально приемлемым результатам. Действительно, люди могут научиться нежелательным и антиобщественным формам поведения посредством тех же процессов, которые благоприятствуют развитию сотрудничества, сопереживания, альтруизма и навыков эффективного решения проблем.

  1. Исследование Д.Зиллмана и Дж.Вивера

  2. Теория культивации СМИ Дж.Гербнера

Гипотеза культивации была попыткой объяснить воздействие телевидения на зрителей. Она зародилась в рамках Проекта культурных индикаторов, научно- ; исследовательской программы по изучению воздействия медианасилия, которую в 1960-х годах возглавлял Джордж Гербнер. Гипотеза культивации предполагает, что у зрителей, которые много смотрят теле- визор, со временем восприятие мира приближается к тому образу реальности, который они видят на экране. Символический мир телевидения очень отличается от объектив- ной реальности, и именно это различие представляет особый интерес для ученых. Ис- следования показали, что среди прочих категорий телезрителей люди, потребляющие большие объемы телевизионной информации, склонны культивировать такую же ис- каженную картину действительности, как и на телеэкране. Культивационный анализ — один из трех компонентов проекта культурных ин- дикаторов. Анализ процесса институциализации подразумевает изучение процессов производства, управления и распространения медиаинформации. Анализ системы сообщений состоит в изучении представленных на телевидении медиаобразов, на- пример, тендерных ролей, образов меньшинств, профессий и т. д.

  1. История исследования медиа-эффектов (Payne Fund Studies)

  2. Г.Блюмер и исследования Фонда Пейни

На протяжении определенного периода одним из направлений исследований было исследование непосредственных и кратковременных реакций страха и тревоги у детей, а также более пролонгированная реакция на средства массовой информации, будь то кино, радио или телевидение. В ходе исследований, проведенных Фондом Пейна, X. Блумер (Blumer, 1933) с помощью опроса детей определил, что по меньшей мере 93% были испуганы сценами из художественных фильмов. Ученый назвал воздействие художественных фильмов на детей "эмоциональным овладеванием". "Овладеваемые" дети забывали о нормальных чувствах и восприятии, всецело отдавшись переживаниям опосредствованного опыта. М. Престон (Preston, 1941) обнаружил, что родители в большинстве своем не отдают себе отчета в том, насколько интенсивен страх, испытываемый их детьми под воздействием массовой информации, и дальнейшие исследования подтвердили правильность этого заключения (Cantor & Reilly, 1982). Большинство ученых в 1950-х и в начале 1960-х годов продолжали развивать направление, заданное предыдущими исследованиями, сосредоточившись на содержании кинофильмов и телепередач и их воздействии на зрителей (Wall & Simson, 1950; Himmelweit, Oppenheim & Vince, 1958; Schramm, Lyle & Parker, 1961). Лишь одно знаменитое исследование было проведено вопреки традиции и занималось проблемой воздействия комиксов на американскую молодежь (Wertham, 1953).