Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Правовое положение несовершеннолетних 3.docx
Скачиваний:
36
Добавлен:
05.06.2015
Размер:
137.8 Кб
Скачать

1.2. Механизм содействия в реализации прав несовершеннолетних. Его место в структуре правосубъектности несовершеннолетних

Ребенок тоже гражданин. Такое положение закреплено в ст. 6ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"25, в соответствии с которой ребенок рассматривается в качестве человека и гражданина. Состояние правосубъектности ребенка обеспечиваетсяКонституциейРФ и действующим законодательством при наличии специального механизма реализации правовых возможностей несовершеннолетнего. В нем и заключается особенность правосубъектности несовершеннолетних. Такой механизм содействия ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов посредством действий родителей ребенка (лиц, их заменяющих) с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством РФ объема его дееспособности закрепляется вст. 7вышеназванного Закона. Именно поэтому в структуре гражданской правосубъектности подобный "механизм содействия в реализации и защите прав" должен найти свое место. В связи с этим представляется удачной теория О.А. Красавчикова о наличии в содержании правосубъектности такой правовой категории, которая обозначает восполнение дееспособности одних лиц действиями других лиц. Думается, что более приемлемым термином, характеризующим в гражданском праве механизм содействия, мог бы явиться термин "продееспособность", а не "трансдееспособность".

Согласно Толковому словарю В.И. Даля приставка "про" образует:

1) существительные со значением - "действующий в чьих-нибудь интересах";

2) существительные со значением - "заменяющий, действующий или существующий вместо кого-нибудь"26.

Таким образом, термин "продееспособность" подходит для обозначения двух существующих вариантов реализации правоспособности несовершеннолетнего. Это, во-первых, содействие дееспособного лица не полностью дееспособному лицу (посредством дачи согласия на совершение ребенком сделки) и, во-вторых, замена действиями дееспособного лица действий не полностью дееспособного или недееспособного субъекта в интересах последнего (осуществление от имени малолетнего гражданско-правовых сделок).

В отличие от приставки "про", приставка "транс" означает "осуществление действия через кого-либо, обозначение или передачу через посредство чего-либо"27и более подходит для характеристики действий посредника, а не представителя или содействующего лица, восполняющих дееспособность другого.

Вряд ли можно согласиться с таким термином, обозначающим механизм содействия в реализации и защите прав несовершеннолетнего лица, как "субсидиарная дееспособность", предложенным Т.И. Илларионовой.

Во-первых, он определяет только дополнительную дееспособность, необходимость в которой может возникнуть при наличии у субъекта какого-либо объема собственной дееспособности, т.е. в качестве восполнения недостающей.

Во-вторых, в общепринятом правовом смысле термин "субсидиарный(ая)" характеризует правовое явление, к которому прибегают в том случае, когда невозможно первоначально реализовать интерес за счет или посредством основного предмета или субъекта (например, субсидиарная ответственность, ст. 399ГК РФ). При наличии субсидиарно ответственного лица кредитор может обратить к нему свое требование лишь в случае неполучения удовлетворения от основного должника (ответственного лица).

В ситуации с таким явлением, как дееспособность, дееспособное лицо содействует недееспособному, а не только отвечает за него, поэтому отсутствующая дееспособность либо полностью заменятся механизмом содействия, названным нами продееспособностью, либо неполная (частичная) дееспособность вместе с механизмом содействия образуют тот элемент, который необходим для полноты правосубъектности. Данный механизм в ситуации с недееспособными или частично дееспособными лицами работает как основной, а не субсидиарный.

Возможно для рассматриваемого механизма содействия использовать наряду с термином "продееспособность" термин "содееспособность". Однако лингвистически он обозначает лишь одну сторону исследуемого явления, подходит для характеристики действий дееспособного лица, дающего согласие на совершение сделок (например, несовершеннолетнему в возрасте от 14 - 18 лет). В данном случае субъекты (ребенок - родитель) действуют совместно. Приставка "со" служит для образования существительных, означая "общее участие в чем-нибудь, совместность"28.

При отсутствии у лица дееспособности (или незначительном ее объеме) его представитель действует за него, от его имени и в его интересах, в данном случае термин "содееспособность" является неточным. Приставка "про", напротив, как было сказано выше, может характеризовать и действия представителя от имени недееспособного, и согласие родителей на сделку (действие) не полностью дееспособного лица. Но поскольку законодатель в ст. 7ФЗ о гарантиях прав ребенка использует термин "содействие" применительно ко всем детям, учитывая среди них малолетних и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, по аналогии для определения самого механизма реализации прав недееспособного (не полностью дееспособного) лица, наряду с термином "продееспособность", может быть использован термин "содееспособность", обозначающий то же явление.

И наконец, при определении продееспособности (содееспособности) в структуре правосубъектности вряд ли можно согласиться с точкой зрения Т.И. Илларионовой, рассматривающей субсидиарную дееспособность как разновидность дееспособности и не включающей ее в качестве элемента в содержание правосубъектности29.

Субсидиарная дееспособность не может быть разновидностью дееспособности, поскольку дееспособность это способность лица действовать самому, своей волей реализовывать собственные правовые возможности. Субсидиарная же дееспособность таковой способностью или ее разновидностью не является, она обозначает действия других лиц (законных представителей) по реализации не своих правовых возможностей, а возможностей подопечных, детей. Таким образом, совершенно прав был О.А. Красавчиков, выделяя в качестве самостоятельного отдельного элемента в структуре правосубъектности - "трансдееспособность".

Изложенное позволяет сделать вывод, что в структуре правосубъектности следует различать такие элементы (имеющие природу правовых состояний), как правоспособность, дееспособность и продееспособность или содееспособность. Сочетание их в состоянии лица является неодинаковым, при этом лицо признается правосубъектным. Так, правосубъектность малолетнего лица характеризуется наличием правоспособности и продееспособности (а в определенных случаях и незначительной дееспособности самого малолетнего), правосубъектность несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет обеспечивается состоянием правоспособности, неполной дееспособности самого несовершеннолетнего и продееспособности.

Именно рассмотренный правовой механизм содействия в реализации и защите прав недееспособных и частично дееспособных лиц оправдывает и объясняет самостоятельное правовое значение правоспособности и дееспособности и обеспечивает действительное признание правосубъектности в равной мере за дееспособными, не полностью дееспособными, ограниченно дееспособными и недееспособными лицами, взрослыми и детьми. Это подтверждается Всеобщей декларацией прав человека, Конвенциейо правах ребенка, другими международными актами, а также действующим российским законодательством.

Представленное исследование категории правосубъектности и составляющих ее элементов позволяет сделать вывод, что правосубъектность некоторых участников гражданских правоотношений обладает определенными особенностями.

Так, правосубъектность несовершеннолетних субъектов гражданского права является более сложным правовым явлением, нежели правосубъектность совершеннолетнего гражданина. Именно указанная особенность призвана обеспечивать одинаковое состояние правосубъектности взрослого человека и ребенка и объясняется тем, что несовершеннолетний гражданин в силу своих психофизических возможностей не способен в полной мере реализовать себя в качестве субъекта гражданского права без помощи и содействия других лиц. Аналогичной особенностью характеризуется правосубъектность ограниченно дееспособных и недееспособных граждан.

Механизм содействия родителей (усыновителей), опекунов и попечителей в реализации прав своих подопечных (или своими подопечными) должен обеспечивать реальное действительное участие детей (недееспособных, ограниченно дееспособных) в гражданских правоотношениях. Этот механизм, называемый продееспособностью (содееспособностью), и является составным элементом правосубъектности наряду с правоспособностью и дееспособностью.

Слово "механизм" обозначает систему, внутреннее устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности, процесса30.

Механизм осуществления субъективных гражданских прав и исполнения обязанностей представляет собой последовательную, комплексную организацию правовых средств и обеспечение условий, направленных на достижение конечной цели, заложенной в содержании права и обязанности не только на достижение результата де-юре (официального), но и на действительную реализацию тех возможностей (де-факто) для управомоченного лица, которые предоставляются правом. Аналогично цель механизма исполнения обязанностей в идеале должна выражать не исключительно юридическое (формальное) выполнение необходимых требований, но и фактический, социально-экономический результат действия (бездействия) обязанного лица. Поскольку именно при данном теоретическом, законодательном и правоприменительном подходе юридическая (правовая) цель как превращение объективной возможности в идеальную (до ее практической реализации) действительность может считаться достигнутой31.

Закрепление в ГКРФ особенностей право- и дееспособности несовершеннолетних, а также иных институтов, обеспечивающих механизм участия детей в гражданских правоотношениях, должно способствовать защите и полной реализации прав несовершеннолетних в соответствии сКонвенциейо правах ребенка и иными международными актами, составляющими систему российского права, а не просто декларировать положение детей как субъектов права.

Выявление и признание особенностей право- и дееспособности имеет также большое значение для обеспечения и защиты прав других субъектов, не обладающих полной дееспособностью, - граждан, недееспособных и ограниченно дееспособных.