Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛЕКЦИИ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / 11ТЕМА Право и закон.doc
Скачиваний:
84
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
216.58 Кб
Скачать

Тема 11. Право и закон: сущность, взаимодействие

Введение

1. Право как общественный феномен

2. Соотношение права и закона

3.Сила права

4. Законы общества, государства и социальная технология

Заключение

Литература

1. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т.Т.1/ С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин и др. Отв. ред. Марченко. – М.: 2011.

2. Малахов В.П. Философия права. Формы теоретического мышления о праве. Таблицы и схемы. М.: 2009.

3. Философия права: Учебник / Под ред. Данильяна. М.: 2005. 416 с.

4. Радбурх Г. Философия права. М. 2004. 238 с.

5. Философия права: учебник. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. М.: 2010. 165-178 с.

6. Философия права. Учебное пособие. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. М.: 2011. 393 с.

Литература дополнительная

  1. Ильин, И А. О сущности правосознания //Ильин, И. А. Собр. соч. В 10 т. Т. 4.— М., 1994.

  2. Ильин, И. А. Понятие права и силы / Ильин, И. А. Собр. соч. В 10 т. Т. 1. — М., 1993.

  3. Конституция Российской Федерации. — М., 1994.

  4. Кудрявцев, В. Н. О правопонимании и законности / В. Н. Ку­дрявцев // Государство и право.— 1994. — № 3.

  5. Мальцев, Г. В. Развитие права: к единению с разумом и на­укой / Г. В. Мальцев. — М., 2005.

  6. Нерсесянц, В. С. Право и закон: их различие и соотноше­ние / В. С. Нерсесянц // Вопросы философии. — 1988. — №5.

  7. Поппер, К. Открытое общество и его враги // Поппер, К. Соч. : в 2т. —М., 1992.

  8. Соловьёв, Э. Ю. Прошлое толкует нас / Э. Ю. Соловьёв.— М., 1991.

  9. Соловьёв, Э. Ю. Категорический императив нравственно­сти и права / Э. Ю. Соловьёв. — М., 2005.

  10. Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. —М., 1997.

Введение

Право как социальное явление исследуют различные нау­ки. Для историка право — это общественный институт, воз­никающий при определенных исторических условиях в целях регулирования жизнедеятельности людей и общества. Для политолога — средство реализации определенных социально-классовых интересов, «воля господствующего класса, возведен­ная в закон». Психолог принимает право как переживание при­менения правовой нормы. Социолог — как отношения между людьми. Юрист видит в нем систему норм и «юридическую форму бытия общества»1.

Еще раз отметим, что изначально понятие «право» выраба­тывалось философией наряду с такими понятиями, как «обще­ство», «человек», «личность», «государство», «свобода», «спра­ведливость», «долг» и др., и, несмотря на некоторое различие точек зрения, всегда рассматривалось и рассматривается как важнейший феномен общественной жизни, имеющий глубо­кие связи со всеми сферами существования индивида и обще­ства.

1. Право как общественный феномен

В философской интерпретации сущность права состоит в организации системы человеческой жизнедеятельности. Эта система организуется посредством ее нормативности, формаль­ной определенности, закрепленной санкциями государства, а в догосударственном состоянии — санкциями общественного мнения, старейшинами, всем родом.

Главный признак права — соразмерность поведения и нор­мы, действий и требований, как общественных, так и естествен­ных. Не случайно философы так много внимания уделяли чело­веку в «естественном состоянии» и человеку, «обремененному» общественным договором.

Философии принадлежит заслуга в разработке исходно­го тезауруса (понятийного аппарата) правовой теории. Вот лишь некоторые понятия.

Обычай — стереотипный способ поведения, привычный для той или иной общности. В эпоху античности, кстати, остро стоял вопрос: что важнее — обычай или закон?

Правило — образец поведения или действия, принятый конкретным обществом.

Норма — узаконенное, признанное обязательным пра­вило, причем не любое, а установленное обществом и госу­дарством и направленное на регулирование общественных отношений.

Юридическая норма — форма определения и закрепления прав и обязанностей, носящих всеобщий характер и закреплен­ных в соответствующем государственном документе.

История человеческого общества свидетельствует о том, что условия, предопределившие становление человека как биопсихосоциального существа, — это не только труд и язык, но и сопровождавшие его жизнедеятельность особые прави­ла — запреты, разрешения, поведенческие стереотипы.

Можно с уверенностью утверждать, что право — сугубо человеческий феномен. Правда, мы говорим о праве на жизнь озер, растений, животных, отстаивая его, заводим «Красные книги»... Однако это поэтическое преувеличение. Право — феномен собственно человеческий, социальный, его возник­новение связано с требованиями человеческой природы права на жизнь, права на средства жизни, права на свободу. В отли­чие от животных оно построено не на инстинктах, а создается, контролируется и регулируется разумом.

Внутриродовые, внутриобщинные отношения носили пер­воначально эгалитарный характер. Так, Н. Н. Миклухо-Маклай рассказывал, что кусок ткани, подаренный им одному из тузем­цев острова Борнео, был моментально разделен поровну между членами племени. Сохранились воспоминания русского купца, когда-то побывавшего на Чукотке: он угостил мальчика-чукчу кусочком сахара, тот пососал его и передал стоящему рядом; так сахар и переходил изо рта в рот, от одного человека к друго­му, пока не растаял во рту последнего. Приведенные примеры говорят о том, что в родоплеменной общине деление на «мое» и «твое» еще не существовало, а господствовала норма «равен­ства всех во всем». Как норма, единая для всех, воспринималась как воля вождя. Общеобязательность ее выполнения не подвер­галась сомнению. Таким образом, уже самые ранние нормы о (начали обязательные требования, которые согласовывали и регулировали совместную жизнь людей.

Постепенно возникли надобщинные структуры, осуществившие социально-нормативную регуляцию жизни перво­бытной общины. В исторической литературе они получили наименование «протогосударства». Протогосударство и есте­ственное право оказались взаимосвязанными, в их основе лежит не классовое господство, как долгое время считалось в отече­ственной марксистской литературе, а эволюционное взаимо­действие надобщинных структур, превращающих хаотичную человеческую деятельность в жизнедеятельность, регулируемую с и феделенными ценностями и нормами. Появление государства означало переход человечества от варварства к цивилизации и к позитивному праву, которое существует как нормативное право, санкционированное государством.

С развитием общества изменялось и право. Оно превра­тилось в сложное, многогранное общественное образование, охватывающее и регулирующее практически все сферы жизне­деятельности человека. Сегодня общее право делится на трудо­вое, семейное, гражданское, уголовное, акционерное, экологи­ческое, военное, конституционное, международное и др. Его многогранность подтверждается неразрывной связью со свобо­дой, равенством, справедливостью, общим благом, моралью, политикой, экономикой.

Право, прежде всего, проявляется в закреплении отноше­ний собственности; оно выступает регулятором форм, мето­дов и меры распределения труда и его результатов (продук­тов труда) между людьми, между человеком и обществом; упорядочивает организацию и деятельность государствен­ного механизма; определяет меры борьбы с посягательством на сложившиеся общественные отношения; разрабатывает механизм процедуры разрешения конфликтов, гармонизи­рует межличностные отношения, регламентирует отношения между государствами.

Говоря словами И. Канта, право — это способность соци­ального субъекта быть «господином самому себе», что всег­да предполагает автономию и самостоятельность человека, нации, государства. Как справедливо пишет Э.Ю. Соловьёв, «на арене социальной жизни автономия обнаруживает себя как инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать свое поведение и подчинять его единой жизненной стратегии»2.

В истории философско-правовой мысли существовали и су­ществуют разные подходы к пониманию права, которые можно разделить на два основных вида. Первый — запретительный, в котором право зиждется на принципе «запрещено все, что не разрешено» и рассматривается как порождение государства (ибо именно государство жаловало «особые права», «вольно­сти», титулы и владения). Второй — разрешительный, начало которому положила эпоха Просвещения XVIII в., провозгласив­шая принцип «разрешено все, что не запрещено». Просветите­ли убедительно показали бесперспективность запретительных методов, неизбежно ведущих к деспотии, доказали, что стро­гость и беспощадность наказания, усиление репрессивных мер вовсе не способствуют ликвидации преступности.

В разрешительном подходе право и закон стали рассма­триваться как взаимосвязанные, но нетождественные право­вые феномены.