Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛЕКЦИИ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / 17 ТЕМА Прав деят Прав познание.doc
Скачиваний:
64
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
97.28 Кб
Скачать

Раздел 5. Познание права и правовая деятельность

Тема 17. Правовая деятельность как способ бытия правовой реальности.

Введение

1. Границы и возможности познания правовой реальности на уровне обыденного сознания ……………………………………………….. 2

2. Сущность и структура правовой деятельности ………………… 6

3. Правовая деятельность и управление …………………………… 12

Заключение

Литература

1. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т.Т.1/ С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин и др. Отв. ред. Марченко. – М.: 2011.

2. Малахов В.П. Философия права. Формы теоретического мышления о праве. Таблицы и схемы. М.: 2009.

3. Философия права: Учебник / Под ред. Данильяна. М.: 2005. 416 с.

4. Радбурх Г. Философия права. М. 2004. 238 с.

5. Философия права: учебник. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. М.: 2010. 285-297 с.

6. Философия права. Учебное пособие. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. М.: 2011. 393 с.

7. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т.Т.2/ С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин и др. Отв. ред. Марченко. – М.: 2011. с. 3-163.

Введение

Философия права как научная дисциплина и система знаний является отражением правовой реальности, одновременно слу­жит методологическим инструментом ее познания и преобразо­вания. Эти возможности имеют принципиальное значение для жизнедеятельности человека. Они позволяют ответить на во­просы: можно ли верно, точно познать правовую реальность, правовые события? Что необходимо делать для совершенство­вания правого аспекта жизненного мира человека? А посколь­ку вся юридическая система призвана устанавливать истину и обеспечивать правопорядок, то становится очевидным, что без фундаментальных мировоззренческих и методологических основ, разрабатываемых философией права, решение таких за­дач весьма проблематично.

Рассмотрению этого аспекта философско-правовой мысли и посвящен данный раздел. Объединение в одном разделе на­учных подходов гносеологии (теории познания) и праксиоло­гии (учения о практике) не случайно. Их единство вытекает из функции практики как критерия истинности знаний, кро­ме того,—из единства познавательной и преобразовательной деятельности человека. Ведь человек познает окружающий мир не для забавы или развлечения, а для улучшения условий жизни.

1. Границы и возможности познания правовой реальности на уровне обыденного сознания

Как гласит народная мудрость, век живи — век учись. В ней зафиксирована простая, но принципиально важная сторона жиз­недеятельности человека: он познает мир на протяжении своей жизни, от рождения до смерти. Но что может познать человек? Что ему дано познать? Как происходит познание? Эти и другие вопро­сы стояли перед человечеством уже на заре его существования.

Демокрит под знанием понимал совокупность «истекаю­щих» от предметов эйдосов, вызывающих ощущения, благо­даря которым и происходит познание. Платон утверждал, что познание — это припоминание душой того, что она видела в мире идей, Ф. Бэкон считал самым достоверным источни­ком познания опыт, а Дж. Локк — ощущения. Д. Юм подвергал сомнению саму возможность познания, а И. Кант допускал возможность познания на уровне явления, но сущность счи­тал непознаваемой. Ф. Энгельс рассматривал познание как диалектический процесс отражения человеком объективного мира в форме идеальных образов, В. И. Ленин — как последова­тельный переход «от живого созерцания к абстрактному мыш­лению и от него к практике»1. Постструктуралисты разделяют познание на научное, ненаучное и вненаучное, а постпозити­висты — на обыденно-практическое и научное.

Таким образом, прослеживается две основные линии осмыс­ления этой не новой для философов проблемы. Первая связана с выяснением вопроса о самой возможности познания реаль­ности и находит выражение в противоборстве когнитивистов (признающих познаваемость мира) и агностиков (отрицающих или ограничивающих такую возможность). Вторая исходит из предпочтения чувственного (сенсуалисты, иррационалисты) или дорационального способа познания правовой реаль­ности. Кроме того, категорию «познание» как философскую категорию весьма сложно понять и объяснить, ибо, с одной стороны, весьма сложен и специфичен сам объект познания. С другой стороны — познание зависит и от субъекта этого про­цесса, в том числе не только от его интересов, но и от психики, физиологии, высшей нервной деятельности и других еще мало­изученных свойств человека.

Не является исключением познание правовой реальности. Возможности ее познания обусловлены общими социокуль­турными условиями, уровнем цивилизованности «системно-правового» мира и развитостью самосознания человека как правового существа. Раз правовая реальность — это взаимо­действие в жизненном мире человека повседневной реаль­ности и системного мира, то границы познания правовой ре­альности совпадают с границами познания жизненного мира человека.

Познание правовой реальности в первую очередь связано с жизнедеятельностью человека во всех многообразных фор­мах. Эти формы образуют единую систему жизненного мира. Они с необходимостью вооружают человека жизненным опы­том, заставляя ориентироваться в этих формах (приспосабли­ваться либо изменять).

Границы процесса познания правовой реальности, таким образом, очерчены потребностями и интересами человека. Это сказываться, во-первых, на его активном участии в тех или иных системах, структурах жизненного мира; во-вторых, на его отношении к усвоению, познанию правовых норм; в-третьих, на оценках правовой реальности. Так, например, человек, по­лучивший медицинское образование и овладевший профес­сией врача, познает структуры жизненного мира и общества, которые дают возможность реализовать его профессиональные возможности, находясь в правовом пространстве. В случае его выхода за пределы этого пространства (использование, напри­мер, наркотических средств не по назначению), его личный интерес к обогащению любыми средствами вступает в проти­воречие с законным интересом.

Границы познания правовой реальности социальным субъ­ектом обусловливают не только объект отражения, но формы и способы этого отражения, определяющие функции, социаль­ное назначение познаваемого правового явления. Так, формы отражения человеком правой реальности — это понятия и пред­ставления о правовых нормах, своих обязанностях и правах, ценностно-нормативные оценки.

Способами отражения являются правосознание, правопри­менительная практика. Формы и способы познания правовой реальности — важнейшие условия познания. Дело в том, что познание правовой реальности сопровождается усвоением человеком правовых норм, их воздействием на его деятель­ность и образ жизни. Правосознание человека — это усвоение человеком правовых норм как определенных идеалов, норм долженствования, необходимых в общении с другими людь­ми, государством; выбор своего поведения, не выходящего за рамки действующих юридических законов. Поэтому грани­ца познания правовой реальности определяется развитостью индивидуального и общественного правосознания. Ведь роль правосознания в процессе исполнения правовых норм состоит в том, что оно не только обеспечивает их целесообразное при­менение, но и помогает понять в каждом отдельном случае, в зависимости от конкретных ситуаций проблемы нарушения права, правовой и социальной ответственности личности; по­нять опасность того или иного лица для общества, правомер­ность и неправомерность поведения граждан.

Другой важнейшей границей познания правовой реально­сти является развитость институциализации общества.

Познание правовой реальности определяется тем, как орга­низовано регулирование социального поведения индивидов, их больших и малых групп. Любое общество — это взаимодействие интересов, установок, различной направленности целей, воль, которыми необходимо управлять. И это управление в первую очередь невозможно без системы норм и институтов, установ­ленных в обществе. Такая институциализация общественной жизни является действенной, если она поддерживается наро­дом как демократическая.

В свою очередь знание институциализированной системы ценностей происходит в результате развития человеческой куль­туры и является ее наиважнейшей частью. Путь от поступка, суждения о нем как конкретном факте в ряду других поступков к принятию, исполнению нормы очень сложен. На уровне обыденного сознания это познание связано, как правило, с тради­циями, повторяющимися поступками и действиями, отража­ющими потребности и интересы индивида. Поэтому человек по-разному относится к своим правам и обязанностям: он, с одной стороны, интегрирован в традиционные нормы, по­стоянно исполняемые всем его окружением (с детства), с дру­гой стороны, преследует свои интересы. Усваивает те, которые входят в его собственный опыт, связанный с этими интересами, а другие плохо знает, а то не знает вообще. Поэтому развитие правовой культуры в системе общей культуры общества спо­собствует сдвигу в познании человеком правовой реальности, ориентации в ней. Кроме того, такое развитие в определенном смысле является границей этого познания. Под правовой куль­турой мы понимаем определенный уровень правового сознания (понятий, представлений, восприятий, чувств, воли), а также надлежащую степень знания людьми законов и высокий уро­вень признания норм права, их авторитета. Ценность право­вой культуры для познания человеком правовой реальности основана на следующих моментах.

  1. Она расширяет границы и возможность познания от по­вседневных рамок жизни людей до системного мира.

  2. Она представляет собой огромный массив правомерно­го поведения.

  3. Она становится основанием своего рода правового кате­горического императива, ибо в ней содержится категорический нравственный императив.

Согласно И. А. Ильину познание правоотношений на уровне обыденного сознания требует обоснованности права.

В условиях же высокой духовной культуры общества право обосновывается в единстве законодательной и правопримени­тельной практики.