Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛЕКЦИИ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / 18 ТЕМА Герменевтика права.doc
Скачиваний:
96
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
97.79 Кб
Скачать

Тема 18. Герменевтика и толкование законов.

Введение

1. Герменевтика и право

2. Методологические возможности философско-правовой герменевтики в толковании законов.

Заключение

Литература

1. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т.Т.1/ С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин и др. Отв. ред. Марченко. – М.: 2011.

2. Малахов В.П. Философия права. Формы теоретического мышления о праве. Таблицы и схемы. М.: 2009.

3. Философия права: Учебник / Под ред. Данильяна. М.: 2005. 416 с.

4. Радбурх Г. Философия права. М. 2004. 238 с.

5. Философия права: учебник. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. М.: 2010. 308-320 с.

6. Философия права. Учебное пособие. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. М.: 2011. 393 с.

7. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т.Т.2/ С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин и др. Отв. ред. Марченко. – М.: 2011. с. 3-163.

Введение

Работа юриста основывается на постоянном обращении к за­конам. Для того чтобы грамотно и четко решать поставленные задачи, необходимо правильно их понимать. Правильное пони­мание юридических законов для юриста важно еще и потому, что он в работе опирается на взаимопонимание. Это связано с недо­пущением несправедливости при применении закона.

Сегодня под герменевтикой понимается один из основопо­лагающих методов толкования скрытого (внутреннего) смысла памятника культуры.

Для естествознания познать окружающий мир — значит, описать его таким, каков он есть, установить на основе собран­ных фактов типичное, общее, сформулировать закон, объяс­няющий возникновение, существование и развитие конкрет­ного явления.

Для социального познания, исследующего человеческие от­ношения, такой подход неприемлем уже в силу того, что объяс­нить можно все, но не все можно понять. В этих случаях весьма полезна герменевтика — теория интерпретации, понимания, истолкования, располагающая большими методологическими возможностями.

Мифологический Гермес доставлял с Олимпа вести от богов в форме чудес и видений, которые необходимо было «расшиф­ровывать», интерпретировать. Поэтому учение об интерпрета­ции и получило наименование герменевтики.

1. Герменевтика и право

Зачаточные элементы герменевтики — толкования снов, гадания, шаманские предсказания и т.п. — существовали еще в эпоху варварства. Одним из первых обратил внимание на проблему толкования Аристотель. В сочинении «Об истолковании»1 он объясняет, как различать «истинную и ложную» письменную речь на основе анализа содержащихся в тексте утверждений, отрицаний, противоречий, высказываний о будущем и т.д.

В древнегреческой философии герменевтика – искусство, понимания и истолкования иносказаний; интерпретация произведений древних поэтов, прежде всего Гомера.

У христианских писателей герменевтика – искусство толкования Библии. Особое значение она приобрела у протестантских теологов в их полемике с католическими богословами. Протестанты считали, что возможна свободная интерпретация Священного писания.

В Средние века герменевтическая методология широко используется для интерпретации Священного Писания. Гер­меневтика получала мощный импульс развития в трудах Авгу­стина Блаженного, обратившегося к ней как к системе правил нахождения подлинного смыла Евангелия. Собственно, одной из причин раскола католицизма послужило провозглашение протестантами возможности свободной интерпретации богооткровенной книги.

Как самостоятельное философское учение герменевтика воз­никает в начале XIX в. Ее родоначальниками считаются немец­кие философы Фридрих Шлейермахер (1768—1834) и Фридрих Шлегель (1772—1829), которые впервые поставили проблему понимания как разновидности искусства. Согласно Ф. Шлейермахеру, понимание чужого текста, речи требует гениальности, ибо у писавшего или говорившего была своя неповторимая жизнь, самосознание, религиозные чувства. Иными словами, у каждого свой жизненный мир, для проникновения в кото­рый необходимо быть гением либо знать правила понимания и интерпретации. Ф. Шлегель с позиций эстетики пытался объ­яснить, как понимать иронию, художественные образы и дру­гие иносказания.

У истоков герменевтики стоял еще один немецкий фило­соф Вильгельм Дильтей (1833—1911), рассматривавший ее как специфический способ познания социальной сферы. Основной методический прием такого познания — «вчувствование». Ска­жем, чтобы понять истинный смысл гамлетовского «быть или не быть», надо поставить себя на место Гамлета, «стать» Гам­летом. Именно Дильтей разделил два метода: объяснения — используемого в естественных науках и понимания — приме­няемого в социальной сфере, требующего «вчувствования», сопереживания, духовного единения с говорившим или пи­савшим.

Эдмунд Гуссерль (1859—1938) не ограничивал герменев­тику толкованием духовной жизни индивида. Ее методологи­ческие возможности, утверждал он, могут быть использованы и для интерпретации жизненного мира человека.

Большое внимание проблемам герменевтики уделял немец­кий экзистенциалист Мартин Хайдеггер (1889—1976). В рабо­те «О сущности истины»2 он обратил внимание на то, что неау­тентичность (неточность) языка преодолевается с помощью самого языка. Другой важный вклад в герменевтику — теория о преднахождении и предпонимании. Хайдеггер полагал, что познающий всегда вовлекается в то, о чем мыслит, «предна-ходит» себя в том месте и в то время, о котором читает или слышит. Такое преднахождение обеспечивает подлинное по­нимание происходившего: до истолкования текста он уже нами понят.

Названные проблемы, сформулированные родоначаль­никами герменевтики, получили развитие в современной философии. Сегодня главная задача герменевтических ис­следований заключается в выявлении различия между объ­яснением в естествознании и пониманием в человекознании. Ибо, как отмечают исследователи, не всегда возможно учесть цели, мотивы, интересы и другие субъективные факторы, влияющие на поступок. Видное место в герменевтической литературе отводится проблеме понимания. Подчеркивает­ся, что понимание — это постижение не объективной исти­ны, а субъективного смысла. Такое постижение происходит не через обобщение опытных фактов, а через сопереживание с тем субъектом, который вложил в постигаемое конкретный смысл. Ведь одному и тому же факту можно придавать про­тивоположный смысл.

Виднейшие представители современной герменевти­ки — немецкий философ Ханс Георг Гадамер (род. 1900 г.) и французский философ Поль Рикёр (род. 1913 г.).

Х.-Г. Гадамер рассматривает герменевтику как деятель­ность по осмыслению не только текстов, но и социальных фактов. При осмыслении текстов, подчеркивает философ, важно выявить подтекст, а при оценке социальных фактов обязательно следует учитывать ситуацию, в которой этот факт совершался.

В работе «Истина и метод»3 он утверждает, что у чело­века еще до понимания возникает предпонимание, а исти­на постигается человеком не рационально, а интуитивно. Схематично процесс понимания Гадамер изображает сле­дующим образом: первый смысл текста — проекция (ожидание) — исправление — понимание текста. В этой системе предпониманием выступает проекция как предвосхищение того, что написано, как угадывание развязки, ожидание ло­гического развертывания событий. На нарушении ожиданий читателей строятся сюжеты детективов, боевиков, приклю­ченческих романов. Именно поэтому они и становятся «за­хватывающими».

Еще одна важная посылка теории Х.-Г. Гадамера — гер­меневтический круг. Его суть сводится к следующему: текст как целое состоит из отдельных частей (слов, предложений, смысловых разделов); для того чтобы понять целое, необходи­мо понять отдельное, а чтобы понять отдельное, необходимо понять целое. Получается замкнутый круг типа «курица — яйцо». Задача исследователя — проникнуть внутрь этого круга, понять текст из самого текста через сопричастие к изложен­ным событиям, а не через какой-либо метод. Любой метод, уверен Гадамер, извращает действительность, искажает ис­тину, и только герменевтика способна открыть познающему подлинную истину.

П. Рикёр — наиболее популярный сегодня представитель герменевтики. Пытаясь сгладить радикализм предшественни­ков, он рассматривает герменевтику как специфический метод интерпретации именно социальных явлений. Одним из его частных проявлений Рикёр считает прогрессивно-регрессивный метод как осмысление событий и исторических фактов в един­стве прошлого и настоящего. С одной стороны, интерпретация утверждает традицию, с другой — эта традиция уже современ­на. Поэтому, полагает Рикёр, следует обратиться к «третьему» времени — времени самого смысла.

Герменевтика тесно связана с правом. Однако большин­ство юристов, занимающихся проблемой толкования законов, ограничиваются повторением и комментированием правил толкования, сформулированных римскими юристами и со­хранившихся в юстиниановых сводах, изредка делая кое-какие поправки и дополнения. Некоторые юристы пытаются само­стоятельно исследовать процесс толкования, все же касаясь его не целиком, а лишь частично4. Действительно, для того чтобы реализовать правовые нормы, провести в жизнь юридические законы, их нужно понимать. Следовательно, правовые установления должны быть доступными как по содержанию, так и по направленности любому гражданину и приниматься им однозначно.

Однозначность восприятия закона в правовой сфере пред­стает как однозначность толкования закона. Не случайно уже древние философы и юристы выдвигали требование ясной, четкой и лаконичной формулировки закона. Толкование пра­ва — это выявление его объективного содержания и учет его субъективного восприятия, устранение двусмысленностей, со­гласование содержания текста закона и формы его изложения, учет формального характера права и динамики общественных отношений в конкретно-историческое время.

Юридические законы могут нести в себе определенные черты субъективизма, что и влечет их неоднозначное вос­приятие. Кроме того, возникают противоречия между теми, кто обязан исполнять эти законы, и теми, кто стоит на страже их исполнения. Поэтому толкование закона — это не только акт познания, но и интеллектуально-волевая деятельность, важное связующее звено между текстом закона и его реали­зацией.

Выделяют различные подходы к толкованию права: грам­матический (исследование смысла слов, понятий), логический (изучение смысла понятий и суждений при помощи законов ло­гики), системный (уяснение места конкретной нормы в системе других правовых норм), исторический (обращение к прошлым примерам), политический (определение социально-классовых интересов и позиций), социально-юридический (определение выраженности властной воли законодателя в правовой нор­ме) и др.

Среди них философско-правовой подход занимает особое место, ибо его эпистемологический статус — это исследование самой методологии и практики толкования, интерпретации. Этот подход интегрирует знания об интерпретации — юриди­ческие, логические, лингвистические, психологические, исто­рические, социально-политические и др. Поэтому государствен­ные органы, осуществляющие толкование права, создающие законы и внедряющие их в практику5, не могут обойтись без философско-правовой герменевтики.