Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Содержание.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
394.6 Кб
Скачать

4. Хлеб и земледелие у скифов и славян.

Отец истории Геродот около 2500 лет назад писал, что вся земля по Днепру и до реки Танаис (Дон) была занята земледельцами-скифами. «Они, — говорил Геродот, — сеют хлеб не только для собственной снеди, но и на продажу». Скифы еще назывались оратаями, от слова «орать», то есть пахать, обрабатывать землю оралом, как называлась древняя соха.

И севернее, «где ничего нельзя видеть, ни пройти туда по причине везде рассыпанных перьев, которыми наполнены земля и воздух» — так Геродот образно рисует зимний снег на скифской земле у реки Оки, — там тоже жили Оратаи — люди, занятые земледелием. У них были ячмень, полба, возможно, и рожь.

В Римской империи о хлебе позаботились точно так же, как это делали в Древней Греции: зерно привозили из Причерноморья, куда входил, разумеется, и Крым, а в самой метрополии возделывали привычные плоды и овощи.

От скифов мастерство земледелия перешло, естественно, к славянам. Как известно из нашей отечественной истории, во времена изначальной Древней Руси хлебные злаки сеяли уже повсюду — от Черного моря и почти до Новгорода, где хлеб родился много хуже. По этой причине в Новгороде и Пскове в холодные, ненастные годы случались недороды и голод. Но неурожай не останавливал земледельцев, хлеб сеяли упорно и много, все более расчищая под пашню леса.

Былинный Микула Селянинович похвалялся перед князем: «А я ржи напашу, да во скирды сложу, домой выволочу, да дома вымолочу, драна надеру, да и пива наварю».

Надо полагать, что если могучий оратай в разговоре с князем толковал о пиве, то уж о хлебе насущном он заботился тем более, поскольку единым пивом сыт не будешь.

В Начальной летописи 946 года княгиня Ольга грозила древлянам, жившим где-то возле Смоленска: «Вси гради ваши предашася мне и явися по дань, и делают нивы своя, а вы хочете измрете гладом».

В княжение Игоря путешественник Ахмет-ибн-Фодлан побывал на Волге и записал о живших там народах:

«Вошедши на пристань, каждый идет с хлебом, мясом, луком, молоком и медом к высокому деревянному идолу приносить жертву». Надо полагать, что было это не менее тысячи лет назад, до крещения Руси, когда славяне, древляне и вятичи еще поклонялись идолам.

Вспомним «Слово о полку Игореве»: «На Немизе снопы стелят головами, молотят чепи (цепами) харалужными, на ток живот кладут, веют душу от тела».

Совсем земледельческий образный язык!

Славяне переняли от скифов и приемы земледелия, понесли тогдашнюю культуру поля на север и восток и немало способствовали созданию, путем постоянного отбора, более урожайных форм ржи, ячменя, пшеницы и овса — самых старых хлебных злаков на Русской равнине.

Надо заметить, что уже тогда люди относились к хлебу как к очень высокому, святому делу своей жизни. Сказать о хлебе худое слово считалось святотатством. Сорить хлебом означало самый великий грех. Ни крошки хлеба не пропадало за трапезой. И как бы ни было малым дитё, если оно уронит, бросит корку, старший за столом непременно проучит его, чаще всего тут же стукнет деревянной ложкой по лбу провинившегося. Не моги!..