Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Религиозная терапия и психотерапия реферат.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
81.41 Кб
Скачать

Цель психотерапии

Эрих Фромм, лидер школы «философов от психологии», в своем классическом произведении «Психоанализ и религия», дает развернутое обоснование тому, что религия и психоаналитическая терапия имеют одну и ту же цель: «Основатели всех великих восточных и западных религий считали высшей целью жизни заботу о человеческой душе и раскрытие сил любви и разума. Психоанализ не представляет здесь какой-то угрозы, напротив, он во многом способствует достижению этой цели»4; «В качестве врачевателя души аналитик занимается теми же проблемами, что и философия, и теология — душой человека и её исцелением».5

Зигмунд Фрейд, известный психолог и психотерапевт, создатель психоанализа, относился к религии отрицательно и противопоставлял её психоанализу6, а его ближайший ученик Карл Юнг выступал за сближение психотерапевтов и священников в деле врачевания человеческой души7,8, подчеркивая, что сфера приложения психотерапии и религии фактически перекрещивается: «Что представляют собой все религии? Религии — это системы психотерапии. Чем же занимаемся мы, психотерапевты? Мы пытаемся избавить от страданий человеческое сознание, psyche или, быть может, душу, но ту же проблему решают и религии. Поэтому сам наш Господь является целителем; он лекарь; он лечит болезнь и врачует душевный недуг; а это как раз то, что мы называем психотерапией»9.

Эта точка зрения, однако, не обрела всеобщего признания. Её отрицал Виктор Франкл, создатель логотерапии. Он считал, что целью религии является не исцеление души, а её спасение10.

Непринятие психотерапевтами точки зрения схожести религии и психологии обусловлено пониманием опасности внутренней борьбы человека, к которой побуждает религия. Опасность такой борьбы первым осознал Фрейд. Описывая борьбу Сверх-Я с Оно11, Фрейд повторил религиозную точку на внутренний конфликт человека с самим собой. Однако источники добра и зла у него диаметрально противоположны религиозным источникам. Источником зла оказалось "нравственное начало" (Сверх-Я), которое подавляет, заставляя подчиняться Божеским законам, природное плотское (Оно) – источник "греховных влечений". Выход из противоречия – не реальный, а скорее идеальный – Фрейд видит в высвобождении природного Оно из-под власти Сверх-Я. Фактически Фрейд предложил выпустить из плена нравственных норм живущего в человеке дьявола12. Таким образом, Фрейд говорит о невозможности человека что-то победить и подавить в себе. Чем больше человек стремится к подавлению той или иной свой части, своих чувств и желаний, тем в более уродливых формах они проявятся в его жизни13.

Итак, цель психотерапии – конечное избавление человека от эмоциональных, личностных, социальных и других проблем.

Психотерапевтическая функция религии и цель психотерапии

В отличие от психологии, цель религии определить намного сложнее и в данной работе в этом нет необходимости. Зато, в священных писаниях, на мой взгляд, довольно четко говориться о жизненной цели человека.

«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего [Господа Бога] вас из тьмы в чудный Свой свет».(1Пет.2:9)

«Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18).

«В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5) (греческое слово, которое здесь переведено, как «чувствования», так же имеет значение: «думать, мыслить, помышлять, размышлять, рассуждать»).

Таким образом, видно, что христианство не ставит человеку прямую цель избавить себя от различных проблем. Если говорить кратко, цель христианина – самосовершенствование. Конечно, это не отрицает веру христианина в то, что путем самосовершенствования он достигнет избавления от различных проблем. По сути, это и есть его цель, его причина исповедования христианства (и это относится не только к христианству). Однако сами священные книги не определяют избавление человека от проблем прямой целью.

Это, что касается христианства. Высшей целью всех живых существ, с точки зрения буддизма, является достижение нирваны14. Нирвана в буддизме:

  • свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни);

  • освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);

  • состояние сознания, в котором элементы потока сознания (дхармы) пребывают в покое;

  • высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений («нирвана с остатком»)15.

Тут обнаруживается возможное сходство целей буддизма и психотерапии. Последняя ставит целью освобождение человека от различных проблем. Буддизм говорит об избавлении человека от страданий. По сути, буддизм и психотерапия имеют одну и ту же цель – избавление человека от страданий. Возможно, поэтому некоторые исследователи и последователи буддизма определяют буддизм не как религию, а как «науку о сознании»16,17,18.

На этом фоне явно выделяется христианство, которое, в свою очередь выполняет психотерапевтическую функцию.

Вадим Маркович Розин, доктор философских наук, профессор, специалист в области психологии видит силу психотерапии в полной безоценочности, отсутствии любых абсолютов, кроме абсолютной ценности и истинности любого переживания19. Он считает, что во многих пунктах психологическое мировоззрение противоположно религиозному. Так понятие «греха» в психотерапии используется только в одном контексте: "Ваше ощущение греховности собственных действий", при этом психотерапевт должен помочь пациенту преодолеть данное чувство20. Согласно психологии, плохо только одно: то, что мешает человеку жить, а все то, что устраняет помехи для спокойной жизни человека — хорошо21. Религия же помогает оценить действия человека с точки зрения нравственных критериев; она наставляет человека на правильный, с точки зрения морали, путь жизни. При этом Розин считает, что приношение в психотерапию какой-либо нравственной системы превратит её в один из видов религии (или этики)22. «Образно говоря, религия открывает для человека путь к Богу, психология – путь к себе. И их совместить вряд ли возможно23» - пишет Розин.

Религия предлагает человеку особый путь - «путь спасения», путь, уже предопределённый и регламентированный. Психология же предлагает выбрать человеку свой собственный путь и принимает этот путь, каким бы он ни был. Социальные, культурные представления о том, что хорошо, а что плохо, мнения других, близких человеку людей являются для него сдерживающими факторами, мешающими прожить свою собственную жизнь. Психология предлагает отнестись к человеческим переживаниям как к высшей ценности, какими бы положительными и отрицательными, с общепринятой точки зрения, они ни были24.

Однако Розин акцентируется на христианской религии, которая является догматической. Истинный христианин должен всегда руководствоваться этикой христианства, что зажимает его в определенные рамки. Говоря, что религия подвергает нравственной оценке действия человека, он, по-видимому, забывает об адогматических религиях, например о буддизме, который предлагает найти собственный путь к освобождению от страданий — нирване.

Есть также и другие различия между психотерапией и религиозной терапией. И религия, и психотерапия говорят о нецелостности, противоречивости человеческой натуры. И религия, и психология помогают человеку обрести целостность, однако, разным способом25.

Религия говорит о том, что в человеке есть Божественное начало, т. е. нравственное начало — хорошая сторона человеческой натуры. Но также в человеке есть слабая, греховная, плохая сторона. Добиться целостности возможно только посредством победы над греховной стороной и полного сливания с другой26.

Психотерапия предлагает другой путь обретения целостности — путь синтеза этих двух сторон человеческой натуры. Эти противоположности могут «договориться» между собой, сделав человека, тем самым, внутренне богаче. Человек принимая тот факт, что он может быть как добрым, так и злым, может испытывать привязанности и её отсутствие к кому - или чему-либо. Человек может иметь греховные желания, раздражаться, гневаться. И это нормально. Принятие и интеграция этих частей позволяет человеку стать целостной личностью с богатым внутренним миром27.