Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекции по пространственному анализу.doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
972.8 Кб
Скачать

IV. Конфигурации диафрагмы принципиальная схема IV

Мы уже употребили слово «необходимое» в отношении положений ! (c. 34). Но там мы дали это слово курсивом, скорее как метафору. Конечно, любой Оренбург и любой Вильнюс, если они вдруг начнут вести себя не по правилам (требовать за транзитные услуги непомерно много), можно объехать, пусть и сделав бо'льший крюк. Но физическая география создает порой ситуации поистине необходимые: когда в протяженном барьере (или в двух последовательно выстроившихся барьерах) есть лишь одна узкая щёлка. Как в диафрагме фотоаппарата: непроницаемая для света разделительная пластина и узкое отверстие, впускающее лучи в камеру. В этом отверстии лучи неизбежно фокусируются. Так неизбежно фокусируются пространственные связи в городах, занявших ключевые (фокусные) позиции против узких межбарьерных проходов.

ПРИМЕР 31 (Глаз Востока: Дамаск)

Вте годы не знали еще диафрагмы и законов оптики, но именно оптический образ использовал римский император Юлиан, назвавглазом Востока этот город, вставший у «пролома» между Антиливаном и Хермоном (иначе — г. Эш-Шейх). К сожалению, на школьных картах это межгорное понижение видно плохо, и этот пример ученикам придется принять от вас на веру. В глазе Дамаска собираются лучи торговых связей, инноваций, образа жизни, идей, идущие от Средиземного моря и долины Бекаа* на восток и идущие из Месопотамии—Ирака через пустыню к Средиземному морю.

Поэтому всему миру издревле известны дамасская сталь и ткань дамассе (хотя вовсе не факт, что именно в Дамаске они были изобретены). Поэтому Дамаск стал отправным пунктом для многих деятелей всемирной известности: великий античный архитектор и инженер-строитель Аполлодор из Дамаска, апостол Павел (его преображение из мытаря Савла в христианина произошло на центральной улице старого Дамаска), великий богослов Иоанн Дамаскин. Несколько известных в арабском мире поэтов, философов, историков носят прозвища ад-Димашки, т.е. Дамасский. Дамаск был столицей одного из огромных интернациональных государств (Дамасский халифат Омейядов). По образцу минаретов дамасской мечети Омейядов возведены такие всемирно известные постройки, как колокольня Сан-Марко в Венеции и башня Хиральда в Севилье. Лучи связей, фокусируемых Антиливаном и Хермоном, разносили имена и образцы Дамаска по всей христианско-мусульманской ойкумене. Дамаск претендует на звание самого древнего из ныне существующих городов мира.

Такое положение более всего похоже на рассмотренное в примере 7 в лекции 1: контролер на входе. В такой роли — взимателя мзды за право транзита через контролируемую исключительную точку земной поверхности — начинали свою биографию многие города. Но эта роль тут же обрастала и другими: охрана транспортных потоков, предоставление инфраструктуры (караван-сараи, постоялые дворы, отели, склады, логистические платформы...), посредничество, ростовщичество (кредитование), «попутная» переработка перевозимых грузов, ремонт и сооружение транспортных средств...

ПРИМЕР 32 (В альпийско-юрской диафрагме: Женева)

Женева, утвердившаяся у прохода между Альпами и Юрой — древний (известна с I века н.э.) интернациональный посреднический и финансовый город.

Межместные связи, сходясь здесь, как в горловину песочных часов, сводили сюда международные конференции, капиталы, общение, конфликты.

ПРИМЕР 33 (Юрско-вогезско-шварцвальдская диафрагма: сторож Бельфор, посредник Базель и транспортник Монбельяр)

Северная оконечность Юры, где горная цепь смыкается и с Шварцвальдом, и с Вогезами, образует поучительный пример реализации диафрагмового географического положения в разных проявлениях. Щель Юра—Шварцвальд контролируется посредническимБазелем. Само имя его — от лат. Basilia (Царское [место]) — указывает на исключительность географического положения. Проход между Юрой и Вогезами, красноречиво именуемый Бургундскими Воротами, породил два ярких города:Бельфор (Прекрасная крепость) — знаменитая и мощная крепость, призванная запереть, закрыть вход во Францию с востока, и Монбельяр, родина автоконцерна «Пежо», который на рубеже XIX—XX вв. начал обслуживать, стимулироватьпространственные связи. В конце ХХ в. к специализации Монбельяра добавилось еще производство скоростных поездов TGV, этих символов пространственных взаимодействий новой Европы.

Развитие, причем раннее развитие, транспортного машиностроения вообще характерно для точек в ключевых (в частности, диафрагмовых) географических положениях.

ПРИМЕР 34 (Меж Великими озерами: Детройт)

Генри Форд построил свой первый автомобиль и заложил основы своего бизнеса в Детройте — в узком проходе между преградами (для сухопутных путей), образуемыми Гуроном (на севере) и Эри (на юге). Имя Детройт происходит от французского detroit — пролив, по положению на проливе, соединяющем Эри с небольшим озером Сент-Клэр. Но это и «пролив» для жгута сухопутных связей вдоль северного берега реки Св. Лаврентия на юго-запад, что ищут прохода в узкой сухопутной «паузе» между Эри и Гуроном. Тут то их и поджидает Детройт.

ПРИМЕР 35 (Меж Балатоном и его «дочкой»: Секешфехервар)

В межозерной «паузе» между протяженным барьером Балатона и оз. Веленцеи-То вырос Секешфехервар** (Столичный белый замок) — древняя столица Венгрии. В социалистические годы на необходимо сходящихся здесь транспортных путях вырос знаменитый СЭВовский автобусный завод, чьи «Икарусы», хоть и порядком потрепанные и коптящие, все же еще бегают по нашим дорогам.

Положение в месте необходимой фокусировки пространственных связей ведет к концентрации в этих точках капитала и разнопланового опыта — условий для накопления культурных сокровищ.

ПРИМЕР 36 и 37 (Вена, Дрезден)

В том месте, где Дунай начинает прорываться через «паузу» Альпы—Карпаты, стоит Вена; где Лаба, сделавшись Эльбой, выходит из теснины между Рудными горами и западными отрогами Судет, — Дрезден.

Древняя Вена, упоминаемая как римская Виндобона в I в. н.э., а до того существовавшая как город кельтов. Старинный Дрезден, бывший в I тысячелетии еще славянской «Дроздовкой». Вена, чье имя пучками сфокусированных здесь связей разнесено по миру в форме венскихкафе, венских стульев, венских вальсов, венских шницелей. Город Венского конгресса, делившего мир после внушавшего трепет Наполеона. Город прославленной Венской оперы и МАГАТЭ. Дрезден, едва ли не самый красивый и стильный город Германии, прославленный своей картинной галереей и находящейся в ней «Сикстинской мадонной» Рафаэля. Город, который «скопил» в своей диафрагме «Дрезднер Банк», длительное время бывший крупнейшим финансовым концерном Германии.

ПРИМЕР 36’ (Братислава)

По аналогии с примерами 25’ и 26’: альпийско-карпатский проход широк; и если Вена начинает его собою, то завершить его ей помогает Братислава (дунайский Орск или Бирмингем), венгерская, а ныне словацкая столица.

Пока в роли барьеров нами рассматривались крупные горные гряды и крупные озёра. Но даже и небольшие возвышения и ложбины могут создавать диафрагмовые конфигурации. Вспомним задание 5 из лекции 2: один раз залезть на крутой холм назло географии можно. Но повторять это многократно — вряд ли. Каждый килограмм-метр, поднимаемый против гравитации Земли, оборачивается лишними граммами овса или более ранней гибелью лошади, лишними миллилитрами бензина и износом покрышек. Умноженные же на миллионы эти поклаже-высо'ты заставляют человечество в целом избирать пути, наименее конфликтующие с g.

ПРИМЕР 38 (Смоленск)

На общегеографической карте Центральной России вы легко продемонстрируете ученикам особенность положения Смоленска — там, где Днепровская долина с двух сторон стискивается Смоленско-Московской и Духовщинской возвышенностями. Пучок транспортных артерий сходится сюда с запада, чтобы потом пучком же разойтись на восток.

О древности и культурно-исторической роли Смоленска ваши ученики сами подготовят красочный доклад: «География», № 16/2005, № 44/96.

ПРИМЕР 39 (Брюссель)

В примере 22 (лекция 3) мы уже начали рассматривать особенности положения города, застолбившего себя в мире брюссельской капустой, пригревшего «столичные» структуры НАТО и ЕС. Две обжимающие город реки. Но что заставляет Маас выгибаться к северо-западу?

Пусть ваши ученики всмотрятся в физическую карту Европы. Южная часть четко отделяется бежевато-коричневыми тонами — Высокая Европа. Северная приатлантическая полоса — салатово-зеленая, ниже ступени 200 м. Мысленно, а еще лучше на ксерокопии карты, прочертим северную грань 200-метровой ступени красной ручкой. Теперь в руки — главный инструмент пространственного аналитика, циркуль. Ищем место, где наша красная линия ближе всего сходится с побережьем Атлантики. Там, где на линии Шарлеруа—Антверпен Арденны (с юга) и эстуарии Шельды (с севера) стискивают равнинную («салатовую») Европу до 120—130-километрового перешейка, и растет давний и сребролюбивый контролер этого прохода Брюссель.

Так же как в !-образных конфигурациях барьеры могут быть комбинированными (пример 28), так и диафрагма может состоять из двух разнородных «половинок».

ПРИМЕР 40 (Узел ворот: Дербент)

Дербент зажат с запада отрогами Кавказа, с востока — водами Каспия. Собственно, такое положение занимают все пункты от Махачкалы до Баку (этакая пролонгированная диафрагмовая конфигурация), но у Дербента (и это уже видно на хороших картах даже пятимиллионного масштаба) горы прямо-таки напирают на море. И не приходится удивляться, что именно здесь суждено было возникнуть самому древнему городу современной России. Имя «Дербент», согласно распространенной этимологии, переводится как Узел ворот. Не правда ли, красноречивое фокусное название? Дербентские правители, стремясь еще более усилить свою контролирующую роль над всеми потоками между Восточным Закавказьем и Предкавказьем, возвели стену, «восполняющую» изъяны в горах. Остатки этого искусственного барьера, комбинируемого с естественным (чтобы уж мышь не проскочила, чтобы на кривой козе не объехать!), можно видеть по сей день.

Завершим рассмотрение диафрагмовых конфигураций примером, который, будем надеяться, потребуется нашим подрастающим мальчикам уже не как военным, а как политикам и экономистам-планировщикам.

ПРИМЕР 41 (Гудермес, Грозный)

На упрощенном изображении рельефа местности ясно видна диафрагмовая роль Гудермеса и !-образное положение Грозного. Гудермес открывает (или запирает) вход в равнинную котловину Чечни, Грозный контролирует главные, наиболее населенные долины и идущие по ним коммуникации (включая и нефтегазовые).

Гудермес — начальная точка «чеченских кампаний», здесь обычно группируются лояльные России чеченцы. После разгрома Грозного многие даже предлагали не восстанавливать город, а перенести столицу республики в Гудермес. Но, очевидно, такой вариант годился, если бы Чечню просто хотели изолировать («заткнуть» пробкой Гудермеса), а не «восстановить здесь конституционный порядок», то есть не контролировать территорию. Естественным фокусом связей, естественным операционным базисом внутри Чечни служит уже «восклицательный» Грозный.