Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кастальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. - Волтерс Клувер, 2007 г..rtf
Скачиваний:
47
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
549.24 Кб
Скачать

4. Распоряжение исключительными правами

Возможность распоряжения исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации - одно из основных прав обладателя исключительных прав (правообладателя).

В Части четвертой ГК РФ поименованы договоры, которыми опосредуется оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

В соответствии с п. 1 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, в том числе путем заключения:

- договора об отчуждении исключительного права;

- лицензионного договора.

В соответствии с п. 1 ст. 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).

Таким образом, по договору об отчуждении исключительного права правообладатель отчуждает в полном объеме, а приобретатель приобретает соответствующее исключительное право *(11).

По конструкции п. 1 ст. 1234 договор об отчуждении исключительного права может быть как реальным (...одна сторона передает...), так и консенсуальным (...одна сторона обязуется передать...). Реальный договор считается заключенным, когда стороны совершают фактические действия, например, одна сторона передает другой стороне объект договора. Консенсуальный договор считается заключенным, когда стороны в определенной законом форме договорились обо всех существенных условиях договора.

Принимая во внимание нематериальный характер объекта договора об отчуждении исключительного права, представляется сомнительной целесообразность использования конструкции реального договора. По мнению Э.П. Гаврилова, "...в сфере интеллектуальных прав все охраняемые объекты являются нематериальными. Они не могут передаваться договорному партнеру, а потому все договоры в этой сфере должны считаться "консенсуальными"" *(12).

Особенностью договоров об отчуждении исключительного права является ответственность за нарушение условий такого договора.

Прежде всего, в соответствии с п. 5 ст. 1234 ГК РФ при существенном нарушении приобретателем обязанности выплатить правообладателю в установленный договором об отчуждении исключительного права срок вознаграждение за приобретение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации прежний правообладатель вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков, если исключительное право уже перешло к его приобретателю.

Если исключительное право не перешло к приобретателю, то при нарушении им обязанности выплатить в установленный договором срок вознаграждение за приобретение исключительного права правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

Буквальное толкование указанного положения может привести к выводу о том, что любое нарушение обязательства по выплате вознаграждения влечет вышеуказанные последствия. Однако более обоснованной представляется точка зрения, в соответствии с которой не любое нарушение обязательства по выплате вознаграждения будет квалифицировано как существенное, т.е. не любое нарушение обязательства по выплате вознаграждения влечет указанные в п. 5 ст. 1234 ГК РФ последствия.

В том случае, если нарушение обязательства по выплате вознаграждения является существенным, последствия его неисполнения или ненадлежащего исполнения зависят от того, перешло исключительное право к приобретателю или нет.

Таким образом, вопрос о характере ответственности связан с моментом перехода исключительного права от правообладателя к правоприобретателю.

Если существенным образом нарушены обязательства по оплате вознаграждения по договору, по которому исключительные права перешли от правообладателя к правоприобретателю в момент согласования сторонами существенных условий договора (консенсуальный договор), правообладатель вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков.

Если существенным образом нарушены обязательства по оплате вознаграждения по договору, по которому исключительные права на момент нарушения обязательства не перешли от правообладателя к правоприобретателю, правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора. Указанная норма представляет собой предусмотренный законом случай одностороннего отказа от исполнения обязательства (ст. 310 ГК РФ).

Форма договора об отчуждении исключительного права - письменная.

Существенными условиями договора об отчуждении исключительного права являются предмет (п. 1 ст. 432 ГК РФ) и размер вознаграждения (п. 3 ст. 1234 ГК РФ).

При определении предмета договора об отчуждении исключительного права целесообразно на основании п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона) применять положения п. 6 ст. 1235 ГК РФ о лицензионном договоре, в соответствии с которым при определении предмета договора следует указывать номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

В соответствии с п. 1 ст. 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

В качестве общих для всех лицензионных договоров восприняты положения Патентного закона, в соответствии с которыми, если в лицензионном договоре не указана территория, на которой допускается использование результата интеллектуальной деятельности, лицензиат вправе осуществлять их использование на всей территории Российской Федерации, если не указан срок - в течение 5 лет, но не более срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Таким образом, территория и срок не являются установленными законом существенными условиями лицензионного договора.

Форма лицензионного договора - по общему правилу письменная.

Существенными условиями лицензионного договора являются предмет договора - результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство (патент, свидетельство) (п. 1 ст. 432 ГК РФ, п. 6 ст. 1235 ГК РФ), способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (п. 6 ст. 1235 ГК РФ) и размер вознаграждения (п. 5 ст. 1235 ГК РФ).

Лицензионные договоры могут предусматривать:

- предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);

- предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

При отсутствии упоминания в договоре о характере лицензии, лицензия предполагается простой (неисключительной).

В соответствии с п. 3 ст. 1236 ГК РФ в одном лицензионном договоре в отношении различных способов использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации могут содержаться условия, предусмотренные для лицензионных договоров разных видов. Такой договор будет смешанным договором (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 1237 ГК РФ при нарушении лицензиатом обязанности уплатить лицензиару в установленный лицензионным договором срок вознаграждение за предоставление права использования произведения науки, литературы или искусства либо объектов смежных прав лицензиар может в одностороннем порядке отказаться от лицензионного договора и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением такого договора. Указанная норма представляет собой предусмотренный законом случай одностороннего отказа от исполнения обязательства (ст. 310 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 1238 ГК РФ при письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу (сублицензионный договор). Буквальное толкование указанной нормы свидетельствует о том, что согласие лицензиара на заключение сублицензионного договора может быть изложено как в тексте договора, так и в отдельном документе, исходящем от лицензиара.

Следует отметить, что договоры об отчуждении исключительного права и лицензионные договоры опосредуют передачу прав на все указанные в п. 1 ст. 1225 ГК РФ результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.

Подчеркивая гражданско-правовой характер договоров, связанных с оборотом прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, п. 2 ст. 1233 указывает на применение к таким договорам общих положений об обязательствах и договорах. Несмотря на то, что ранее в юридической литературе гражданско-правовой характер авторских договоров, договоров об уступке патента и лицензионных договоров не подвергался сомнению *(13), прямое указание об этом в ГК РФ представляется важным и обоснованным.

Необходимо отметить, что возможность распоряжения исключительным правом не исчерпывается указанными типами договоров *(14). Так, в Части четвертой ГК РФ упоминается договор залога исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Представляется возможным заключение, например, договора дарения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

Соседние файлы в предмете Гражданское право