Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
47
Добавлен:
30.05.2015
Размер:
485.38 Кб
Скачать

22.5. Смысл нулевой прибыли

Вследствие вхождения в отрасль со свободным входом новых фирм прибыль упадет до нуля: как только прибыль становится положительной, возникает стимул к вхождению в отрасль новой фирмы, стремящейся получить часть этой прибыли. Существование нулевой прибыли не означает исчезновения отрасли; оно означает лишь, что отрасль прекращает расти, поскольку стимулы к вхождению в нее исчезают.

В ситуации долгосрочного равновесия с нулевой прибылью все факторы производства оплачиваются по их рыночной цене — по той же самой рыночной цене, по которой эти факторы могли бы оплачиваться где-нибудь в другом месте. Владелец фирмы, например, по-прежнему получает плату за свое рабочее время или за ту сумму денег, которую он вложил в фирму, или за любой другой вклад в ее функционирование. То же самое относится ко всем другим факторам производства. Фирма по-прежнему доходна, просто все зарабатываемые ею деньги идут на оплату приобретения используемых факторов производства. Доход на каждый фактор производства в этой отрасли точно такой же, каким был бы в любой другой отрасли, поэтому добавочное вознаграждение (чистая прибыль), которое могло бы привлечь в данную отрасль новые факторы производства, отсутствует. Однако ничто не побуждает их и покидать данную отрасль. Отрасли, пребывающие в состоянии долгосрочного равновесия и получающие нулевую прибыль, — зрелые; появление сюжетов о них на обложке журнала "Бизнес уик" маловероятно, но они формируют костяк экономики.

Помните, определение экономической прибыли предполагает использование рыночных цен всех факторов производства. Рыночная цена измеряет альтернативные издержки на эти факторы — те доходы, которые причитались бы указанным факторам при их применении в каких-то других областях. Любая сумма денег, заработанная сверх оплаты факторов производства, есть чистая экономическая прибыль. Однако как только кто-либо начинает получать чистую экономическую прибыль, другие люди предпринимают попытки войти в данную отрасль, чтобы получить часть этой прибыли самим. Именно эта попытка захватить экономическую прибыль в конечном счете и низводит до нуля указанную прибыль в конкурентной отрасли со свободным входом.

Иногда высказывается несколько пренебрежительное отношение к прибыли как цели деятельности фирмы. Однако если поразмыслить об этом с чисто экономических позиций, прибыль совершенно точно сигнализирует о том, как размещены ресурсы. Если фирма получает положительную прибыль, это означает, что люди оценивают стоимость выпуска фирмы выше стоимости применяемых ею факторов производства. Разве не желательно иметь больше фирм, производящих такого рода продукцию?

22.6. Постоянные факторы производства и экономическая рента

Если в отрасли существует свободный вход, прибыль в длительном периоде сводится к нулевой. Однако свободный вход характеризует не каждую отрасль. В некоторых отраслях число фирм постоянно.

Обычно причина этого состоит в том, что существуют некоторые факторы производства, предложение которых постоянно. Мы говорили, что в длительном периоде отдельно взятая фирма может покупать или продавать постоянные факторы производства. Существуют, однако, некоторые факторы, являющиеся постоянными для экономики в целом даже в длительном периоде.

Наиболее очевидный пример такого рода дают ресурсодобывающие отрасли: нефть в недрах — необходимый фактор для нефтедобывающей отрасли, и запасы нефти, подлежащей добыче, ограничены. Аналогичное утверждение может быть сделано в отношении угля, газа, драгоценных металлов или любых других подобных ресурсов. Другой такой пример дает сельское хозяйство. Количество земли, пригодной для сельского хозяйства, ограничено.

Более экзотическим примером такого постоянного фактора производства выступает талант. Существует лишь ограниченное число людей, обладающих уровнем таланта, необходимым для того, чтобы быть профессиональными спортсменами или предпринимателями. Свободный вход в таких областях может существовать, но только для тех, кто достаточно хорош, чтобы в них проникнуть!

Встречаются и другие случаи, в которых постоянный фактор является постоянным не по своей природе, а в силу законодательства. Для деятельности во многих отраслях необходимо иметь лицензию или разрешение, и количество таких разрешений может устанавливаться законом. Именно таким образом во многих городах регулируется отрасль таксомоторных перевозок. Еще один пример такого рода — лицензирование продаж спиртных напитков.

Может показаться, что при наложении на численность фирм в отрасли подобных ограничений, исключающих возможность свободного вхождения в нее новых фирм, в такой отрасли возможно получение в длительном периоде положительной прибыли, поскольку в ней отсутствуют экономические силы, которые сводили бы эту прибыль к нулю.

Эта видимость ложна. В отрасли есть экономическая сила, подталкивающая прибыль к нулю. Если фирма действует в точке, где ее прибыль в длительном периоде выглядит положительной, это может быть связано с неверной оценкой рыночной стоимости факторов, препятствующих вхождению в данную отрасль.

Здесь уместно вспомнить, в чем состоит экономическое определение издержек: мы должны оценивать каждый фактор производства по его рыночной цене — альтернативным издержкам на него. Если создается впечатление, что после вычета издержек производства фермер получает положительную прибыль, это может объясняться тем, что мы забыли вычесть стоимость его земли как элемент издержек.

Предположим, что нам удалось оценить все используемые в земледелии факторы производства за исключением стоимости земли, и что в итоге мы получаем p23 долларов в год в качестве прибыли. Сколько стоила бы данная земля на свободном рынке? Сколько согласился бы заплатить кто-либо за аренду этой земли в течение года?

Ответ состоит в следующем: ее согласились бы взять в аренду за p24 долларов в год, за ту "прибыль", которую она приносит. Для того чтобы арендовать эту землю и заработать p долларов прибыли, не надо даже знать что-либо о земледелии, в конце концов труд фермера был ведь нами оценен также по рыночной цене, а это означает, что можно нанять фермера и по-прежнему получать 25 долларов прибыли. Таким образом, рыночная стоимость этой земли — арендная плата за нее в условиях конкуренции — есть не что иное, как p26. Экономическая прибыль от земледелия равна нулю.

Обратите внимание на то, что ставка арендной платы, определяемая этой процедурой, может не иметь ничего общего с прошлыми издержками ведения фермерского хозяйства. Значение имеет не то, за сколько вы купили данный фактор, а то, за сколько вы можете его продать — именно это определяет альтернативные издержки.

Во всех случаях, когда имеется какой-то постоянный фактор, препятствующий вхождению в отрасль, существует равновесная ставка арендной платы за этот фактор. Но даже при наличии таких постоянных факторов вы всегда можете войти в отрасль, выкупив позицию фирмы, в настоящее время действующей в ней. Каждая фирма отрасли может предпочесть распродать свое имущество, и альтернативными издержками неосуществления этого являются издержки производства, которые она должна учесть.

Таким образом, в известном смысле именно возможность вхождения в отрасль всегда является тем фактором, который сводит прибыль к нулю. В конце концов имеются два пути вхождения в отрасль: можно основать новую фирму или выкупить существующую, действующую в отрасли в настоящее время. Если новая фирма может купить все необходимое для того, чтобы наладить производство в отрасли и получать при этом прибыль, она так и поступит. Но если предложение каких-то факторов ограничено, то вследствие конкурентной борьбы за приобретение указанных факторов между компаниями, желающими вступить в данную отрасль, цены этих факторов взлетят до уровня, на котором прибыль исчезнет.

ПРИМЕР: Лицензии на эксплуатацию такси в Нью-Йорке

Выше мы говорили о том, что лицензии на эксплуатацию такси в Нью-Йорк Сити продаются примерно за 100 000 долл. Тем не менее в 1986 г. водители такси заработали всего лишь около 400 долл. за 50-часовую рабочую неделю. Это составило почасовую заработную плату в размере менее 8 долл. Нью-Йоркской Комиссией по такси и лимузинам утверждалось, что подобная заработная плата чересчур низка, чтобы привлечь опытных водителей, и что для привлечения лучших водителей следует поднять плату за пользование такси.

Экономист возразил бы, что возможность поднять плату за провоз пассажиров совершенно не отразилась бы на чистой получке водителей; единственное, что возросло бы в результате этого, — это стоимость лицензии на эксплуатацию такси. Почему — можно увидеть, изучив представленные Комиссией цифры, характеризующие издержки эксплуатации такси. В 1986 г. арендная плата составляла 55 долл. за дневную смену и 65 долл. за ночную смену. Водитель, арендовавший такси, платил за бензин и имел чистый доход в размере 80 долл. в день.

Обратите внимание, однако, на то, сколько зарабатывал владелец лицензии на эксплуатацию такси. Если предположить, что такси можно сдавать в аренду на две смены в течение 320 дней в году, то доход, получаемый от этого, составляет до 38 400 долл. Страховка, амортизация, эксплуатационные расходы и т.д. составляют около 21100 долл. в год; за вычетом этого остается чистая прибыль в размере 17300 долл. в год.

Если бы таксистам было позволено поднять взимаемую с пассажиров плату, это непосредственно отразилось бы на стоимости лицензии. Увеличение платы за провоз пассажиров, приносящее дополнительно 10000 долл. в год, имело бы результатом возрастание стоимости лицензии примерно на 60000 долл. Но это не отразилось бы на ставке заработной платы водителей такси, устанавливаемой на рынке труда.

Соседние файлы в папке Вэриан-микроэкономика-1997