Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psy064_1 / История психологии. От античности до наших дней_Ждан А.Н_Учебник_1990 -367с.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
27.05.2015
Размер:
2.12 Mб
Скачать

Глава I

СТАНОВЛЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

В XVIII в. в Германии намечается тен­денция к изучению фактов, конкретных эмпирических явлений в отношении человека и природы. В этих усло­виях выступил философ, известный педагог и психолог И. Ф, Гербарт (1776—1841), который явился основопо­ложником немецкой эмпирической психологии.

Гербарт выступил против теории способностей Воль­фа, которую считал чисто словесной, уводящей исследо­вателя от изучения явлений сознания, 40СТУпных на­блюдению, а также потому, что считал неправильным разделение всей душевной деятельности на изолирован­ные самостоятельные функции. Душевная жизнь — это единая связанная цельность.

Собственные психологические сочинения Гербарта: «О психологии как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику» (1824—1825); «Учебник пси­хологии» (1816) К

Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную прежде всего на опыте: ее предметом должны быть факты, яв­ления сознания.

Это очень простое положение в период господства в Германии рациональной психологии способностей долж­но было казаться, как пишет Рибо, «оригинальным до парадоксальности»2. По-видимому, эти идеи возникли у Гербарта под влиянием Локка.

1 Русский перевод (1895).

а Рибо Т. Современная германская психология. Спб., 1895. С. 26.

5 А, Я. Ждан 129

Факты сознания, т. е. состояния сознания, выступа­ют исходным пунктом всякого психологического исследо­вания. Методами, открывающими эти явления, являются самонаблюдение, наблюдение за другими людьми, ана­лиз продуктов деятельности. Однако с их помощью нельзя объяснить душевные процессы и, следовательно» получить научного знания о них, в то время как зада­чей психологии является «объяснить человеку, каков он есть». Эксперимент в отношении явлений сознания; по мнению Гербарта, абсолютно неприменим: «Психо­логия не смеет экспериментировать над людьми»3: В связи с этим Т. Рибо замечает, что он даже не пред­чувствовал появления трудов по психофизике, которые покажут возможности экспериментального изучения ощущений4. По Гербарту, чтобы превратить психологию в науку, необходимо применить математику: только ма­тематика придает точность нашим определениям и де­лает возможной их проверку.

В связи с обоснованием возможности применения в психологии математики Гербарт развивал следующие психологические идеи. Элементом душевной жизни он считал представление. Представления — это сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием объектов, существующих вовне. Они имеют не только качественные особенности, которые делают отличным одно представление от другого, но также и количествен­ ные характеристики. Количественная сторона душевных явлений отмечалась исследователями и раньше, но опи­ сывалась крайне неопределенно в терминах «больше» или «меньше», например «более или менее ясное пред­ ставление», «более или менее напряженное состояние» и т. д. Количественная характеристика представления — это его сила, показателем силы выступает ясность. Пред­ ставления— это динамические силы, они вступают во взаимодействие друг с другом. В результате количест­ венная сторона представлений изменяется. В сознании происходит постоянная борьба между представлениями. Всю математическую сторону своей психологии Гербарт направил на вычисление интенсивностей борющихся представлений с целью составить точную картину ду­ шевной жизни. Само применение математики оказалось _

3 Гербарт И. Учебник психологии. Спб., 1895. С. 100.

4 Рибо Т. Современная... С. 43.

неудачным. Впервые эту поставленную Гербартом зада­чу осуществил Г. Фехнер 5.

Психология И. Гербарта складывается из двух час­тей— «статики духа» и «динамики духа». Предметом статики духа являются данные, полученные в резуль­тате измерения представлений в условиях их равнове­сия, т. е. в период покоя. Предмет динамики духа со­ставляет выяснение условий движения представлений в сознании. В статике духа развивается учение о пред­ставлениях, устанавливаются различные типы связей между ними, описываются области и пороги сознания. В разделе о связях между представлениями Гербарт •производит их классификацию. Выделяются, во-первых, отношения противоположности, борьбы между представ-лениями: при этом одно представление вытесняет дру­гое. Соединение представлений бывает двух типов: это, во-первых, «компликация», когда данные отдельных ощущений соединяются, не теряя в своем качестве, в некоторое новое целостное образование; в-третьих, слия­ние сходных представлений. Учение о связях между представлениями, по существу, развивает положения ассоциативной психологии, но Гербарт не пользуется ее понятиями. Введенные им понятия 1К0мпликации и слия­ния будут использованы впоследствии, в частности, В. Вундтом.

В зависимости от степени ясности представления рас­пределяются по трем областям: ясного сознания — здесь располагаются представления, имеющие свойство ясно­го сознания; сознания — здесь находятся менее ясные представления; темные, подавленные другими представ­ления, становятся бессознательными. В разделении со­знания на три области по признаку интенсивности пред­ставлений чувствуется влияние Лейбница. Распределе­ние представлений по областям не есть нечто постоян­ное: в разные моменты времени одно и то же представ­ление может пребывать в разных областях сознания. Душевная жизнь — это безостановочное движение пред­ставлений. Границы, которые отделяют одну область со­знания от другой, Гербарт назвал порогами. Границу между ясным сознанием и сознанием он назвал поро­гом ясного сознания, а границу, которая отделяет об-

* Ом. раздел четвертый, главу II настоящего издания. 5« 131

ласть неясного сознания от бессознательного,— порогом сознания. Введенное Гербартом понятие порога затем использовал Г. Фехнер.

Таким образом, сознание, по Гербарту, это сцена,. или экран, на котором «теснятся» представления меняг ющейся степени ясности, они вступают в отношения друг с другом, перемещаются из одной области созна­ния в другую, при этом некоторые погружаются за по­рог.

При каких условиях представление проникает в центр сознания? Во-первых, это зависит от собственной силы впечатления, которая не сводится к физической интенсивности, а определяется его значимостью для субъекта. Важно также отсутствие препятствий на пути представления в сознание. Однако главным условием, которое позволяет перейти представлению в область со­знания и стать осознанным, ясным, является поддерж­ка, которую окажет ему весь запас прошлого опыта. Если новое впечатление не встречает такой поддержки> оно сознаваться не будет. Таким образом, новые впечат­ления обязаны своим существованием в нашем сознании не специальной силе души, как этому учили раньше, а взаимодействию наличного и прошлых восприятий. За­пас прошлых впечатлений, который идет навстречу но­вому, Гербарт назвал «апперцепирующей массой», а сам процесс слияния представления с прошлым опытом— «апперцепцией». Гербарт придает понятию апперцепции эмпирический смысл, который следует отличать от ее идеалистической трактовки у Лейбница и Канта. Он ис­пользует учение об апперцепции в своей педагогике (Очерк педагогических чтений, 1835).

Кроме представлений, Гербарт выделял в сознания чувства и волю, которые считал продуктом отношений между представлениями, частным случаем их взаимо­ действия. Например, чувство неудовольствия является результатом стеснения представлений; устранение стес­ нения составляет чувство удовольствия. Стремление» т. е. желание, выводится из стеснения представления, ко­ торое заканчивается его освобождением и прояснением и есть не что иное, как состояние, при котором представ­ ление пробилось в сознание сквозь препятствия и все более и более определяет собой другие представления, частью вызывая их, частью подавляя. Это составляет содержание раздела о воле- . .

132

Уже современники подвергали критике учение Гер* барта о чувстве и воле. Действительно, в нем теряется1 всякая специфика этих процессов. Они не получают са­мостоятельной характеристики, все сводится к силе пред­ставлений.

В психологии Гербарта вся душевная жизнь оказы­вается результатом взаимодействия представлений. Со­знание также не есть нечто отдельное, оно — лишь сум­ма действительных представлений, их свойство. Гербарг создал свою научную школу. Ее самый выдающийся представитель М. В. Дробиш (1802—1896) —математик, логик, философ-идеалист и психолог — много сделал для популяризации и распространения его системы. Другой последователь Гербарта В. Ф. Фолькман в своем «Учеб* нике по психологии» (1856 г.) тщательно изложил'но­вейшие данные о психических явлениях.

Особенную известность получили три ученика Гер­барта—Т. Вайтц (1821—1864), М. Лацарус (1824— 1903) и Г. Штейнталь (1823—1899). Вайтц выступил с идеей о необходимости изучать душевную жизнь перво­бытных народов — и вообще проследить историческое-развитие психической жизни. В труде «Антропология1 первобытных народов» он предпринял попытку собрать. материал о жизни разных народов в отношении их куль­туры, семейной жизни, характера, нравов, политической1 жизни, религии и этим поставил вопрос о возможности; объективного изучения психики.

Лацарус и Штейнталь оцениваются историками в ка­честве основателей этнической психологии, психологии1 народов, которая явилась одним из истоков социаль­ной психологии. Штейнталь известен своими работами* в области языкознания, а также исследованиями вопро­сов об отношении между грамматикой, логикой и психо­логической сущностью языка. Лацарус в работе «Жизнь-души» рассмотрел данные о таких проявлениях психи­ческой жизни, как юмор, язык в его отношении к мыш­лению и т. д., которые проанализировал с психологи­ческой точки зрения. Лацарус и Штейнталь в 1859 г. ос­новали «Журнал психологии народов и языкознания». В программной статье редакторов «Мысли о психоло­гии народов»6 в качестве главной выдвигалась задача

6 Статья была переведена на русский язык в 1864 г. См. об этом в книге: Вудилова Е. Л. Социально-психологические проблемы: в русской науке. М., 1983. С. 128.

1-35

изучения так называемого духа разных народов. Эле­ментами духа народа считались язык, мифы, народное творчество, письменность, религия, практическая жизнь, из взаимодействия которых он складывается. Попытку исследования психологии народов продолжил В. Вундт. Другим представителем немецкой эмпирической пси­хологии XIX в. был P. r.JJ$%ufi (I817—1881). Он ока­зал меньшее, чем Гербарт, влияние на психологию, но все же его учениками были такие известные психологи, *как К. Штумпф, Г. Э. Мюллер, крупный исследователь в области памяти. В «Медицинской психологии или пси­хологии души» (1852) Лотце развил теорию прост­ранственного восприятия («местных или локальных зна­ков»). Она оказала определенное влияние на В. Вунд-та и Гельмгольца. Лотце считал, что восприятие про­странства осуществляется только с помощью зрения ;и осязания. Способность восприятия пространства скла­дывается в опыте следующим образом. Зрительные и осязательные ощущения характеризуются качеством и определенной интенсивностью и сами по себе не содер­жат никаких пространственных признаков. Тогда как возможно восприятие пространственных свойств пред­мета? Ссылаясь на данные анатомии, он предполагает, -что каждая точка сетчатки и поверхности кожи качест­венно отлична от другой точки и поэтому ощущает внешние воздействия специфично, т. е. на свой манер. Она имеет как бы местный локальный знак. Локализа­ция предметов в пространстве осуществляется на основе ощущений с их характерным местным качеством и ас­социированных с ними движений (руки, глаза, всего тела). Этот процесс является продуктом бессознатель­ной механики внутренних состояний. Пространственное восприятие складывается прижизненно, «с помощью ■ряда опытов, которые, если бы мы могли их воспроиз­вести, показали бы нам в виде состояний сознания у детей, все эти промежуточные состояния, сделавшиеся неуловимыми для сознания взрослого»7.

7 Рибо Т. Современная... С. 76.