Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 1,2 Кузнецов.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
21.05.2015
Размер:
52.45 Кб
Скачать

Тема 1

Предмет и метод теории государства и права

1. Общая характеристика теории государства и права, ее значение.

2. Методология теории государства и права.

3. Функции теории государства и права.

1. Общая характеристика теории государства и права,

ее значение

Как известно, наука есть система знаний об окружающем мире, которая выражается в виде идей, понятий, теоретических представлений, отражающих закономерности окружающей человека действительности.

Все науки условно можно разделить на три группы: естественные, технические и общественные.

Предметом естественных наук являются закономерности, окружающей действительности, не обусловленные разумной деятельностью людей: естественные закономерности человек не изобретает, а открывает, используя полученные знания в своей практической деятельности. Нельзя, например, изменить законы движения планет или предотвратить смену времен года. Но, зная природу таких закономерностей, предвидя приход зимы, наступление тьмы и т. п. можно заранее подготовиться к этому.

Технические науки — это система знаний о средствах человеческой деятельности, создаваемых для производства материальных и нематериальных благ.

Предметом исследования общественных наук являются разнообразные социальные явления.

Социальный мир, «общественное бытие» — это своеобразная «вторая» реальность, окружающая людей. В отличие от естественных законов, общественные закономерности создаются сознательной деятельностью людей, проявляются в процессе их взаимодействия друг с другом. И в этом смысле такие явления имеют субъективный, «сознательный» характер. Однако, раз возникнув, такие отношения приобретают самостоятельную логику развития, оказывают обратное влияние на человека. Созданные в процессе разумной жизнедеятельности, многие социальные институты затем начинают развиваться по своим собственным законам, часто далеким от первоначальных представлений их создателей. Иными словами, природа общественных явлений имеет и субъективный и, одновременно, объективный характер.

Именно к таким общественным явлениям относятся государство и право.

Государство и право играют большую роль в жизни общества в целом и каждого человека в частности. Сама история существования этих явлений доказывает, что они способны оказывать большое влияние на окружающую действительность, активно воздействуют на экономическую жизнь общества, духовный мир человека, на природную среду и т. д.

Развитие научной мысли, углубление представлений об окружающем мире, революционные открытия второй половины ХХ века в области генной инженерии и т. п. расширяют границы возможностей человека преобразовывать мир. Одновременно возрастает и потенциал власти государства и права. Например, появившаяся возможность искусственного оплодотворения или проблема эвтаназии1 порождают новые общественные отношения, которые объективно нуждаются в государственно-правовом регулировании.

Поэтому логично, что государство и право исследуют представители различных отраслей знаний. Очевидно, что в подобных исследованиях государство и право изучаются не в полном объеме. Так, в орбиту науки экономической теории государство и право «втягиваются» постольку, поскольку они влияют на экономическую жизнь общества; экологов интересуют процессы воздействия деятельности государственно-правовых институтов на окружающую среду и т. д.

Для более глубокого понимания сущности любой отрасли теоретических знаний, ее содержания и специфики необходимо проводить различие между объектом и предметом науки.

Объект науки — это реальность, которая как бы «противостоит» ученому в процессе познавательной деятельности, все то, что ему предстоит исследовать. Можно выделять общий, родовой и непосредственный объекты науки.

Общим объектом для всех наук (естественных, общественных, технических) является весь мир, реальность как таковая.

Внутри общего объекта выделяются родовые объекты – относительно обособленные части реальности, которые изучаются комплексом родственных отраслей знаний.

И, наконец, непосредственный объект – это круг вопросов, которые изучает лишь определенная отрасль знаний. В этом своем значении непосредственный объект принято называть предметом науки. Именно наличие особого предмета определяет обособленность науки в системе сходных, родственных отраслей знаний, придает ей смысл, оправдывает ее существование в качестве самостоятельной отрасли, предопределяет специфику приемов и способов исследования и их применения

Государство и право — относительно самостоятельные явления общественной жизни. Испытывая зависимость и влияние от иных явлений, государство и право живут по своим собственным внутренним закономерностям возникновения, развития и функционирования.

При изучении государства и права, неизбежно возникает необходимость познания не только собственно государства и права как таковых, но и иных, связанных с ними политико-правовых явлений (политической власти, политической системы, правосознания, правонарушения и т. д.).

Кроме того, помимо закономерностей, т.е. устойчивых повторяющихся, глубинных тенденций, развитие государства и права определяется множеством случайных процессов. Следовательно, родовым объектом наук о государстве и праве является вся государственно-правовая действительность, которую образуют не только собственно государство и право, но и другие политико-правовые явления во всем многообразии как закономерных, так и случайных процессов их возникновения, развития и функционирования.

Каждая отдельно взятая отрасль знаний о государстве и праве (отраслевые науки) обладает своим непосредственным объектом (предметом), т. е. изучает свою «часть» государственно-правовой действительности; при этом исследователь должен стремиться выделить и познать нечто глубинное, устойчивое, иными словами, закономерности.

Государственно-правовая реальность основана на закономерностях двоякого рода. Во-первых, существуют специфические закономерности, определяющие природу, существование и развитие отдельных частей государства или права (например, уголовное право по многим свойствам отличается от гражданского, органы прокуратуры — от судебных или законодательных и т. д.).

Во-вторых, есть закономерности, которые являются общими для всей государственно — правовой жизни (в этом смысле последние закономерности можно назвать универсальными). Именно такие общие, универсальные закономерности и образуют предмет теории государства и права.

Таким образом, предметом теории государства и права как самостоятельной отрасли знаний являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности.

Следует учитывать, что государство и право — разные явления. Государство относится к политической сфере жизни общества, оно есть явление политическое, право же — явление юридическое. Логично, таким образом, предположить, что столь разные явления должны изучаться и отдельными отраслями знаний: государство — есть часть предмета политической науки (государствоведение), право же должно быть предметом правоведения.

Вместе с тем, несмотря на различия между государством и правом, они находятся в сложной взаимозависимости: одно явление обусловливает другое. Если согласиться с утверждением о том, что право создается государством, то не менее справедливым будет и обратное: право, в свою очередь, также создает государство. Поэтому у этих явлений есть много общего. В частности, и государство и право в своем развитии подчиняются закономерностям, которые являются общими, т. е. однотипными для государства и для права одновременно (к таким закономерностям можно отнести процессы возникновения государства и права, некоторые закономерности их функционирования и др.). Существование теории государства и права как единой науки и единого учебного курса объясняется неразрывной связью государства и права, их объективной взаимозависимостью, наличием общих закономерностей, одинаково проявляющихся в развитии государства и права.

Следовательно, теория государства и права — это политическая и, одновременно, правовая наука.

Единство теории государства и права не исключает известного «разделения труда» между учеными: одни заняты в большей степени изучением проблем государства, другие — права.

Таким образом, в структуре общей теории государства и права можно выделить две относительно самостоятельные части: теорию государства и теорию права.

Помимо указанных, внутри теории государства и права традиционно выделяют и третью составную часть — политико-правовую методологию. Существование такого раздела внутри теории государства и права определяет ее методологическое значение в системе иных наук о государстве и праве.

Как известно, методология - это учение о методах познания и их применении. Иногда в литературе можно встретить утверждение, что любая отрасль знаний является методологической, так сказать, по определению: ведь любая наука при исследовании своего предмета использует разнообразные методы и приемы и, значит, вынуждена разрабатывать учение об их применении. Подобные взгляды нуждаются в некотором уточнении. Действительно, большинство отраслей научных знаний имеют достаточно богатый арсенал средств и приемов для познания своего предмета, но не каждую науку можно считать методологической только на этом основании.

Методологической является наука, которая не просто разрабатывает методы познания своего предмета, но и вооружает ими другие отрасли знаний.

Проиллюстрируем сказанное на следующем примере.

Комплекс наук о государстве и праве можно представить в виде большого сада, в котором растет множество деревьев, и за каждым из них ухаживают свои садовники. Но в процессе их выращивания садовникам недосуг взглянуть на соседний участок, сверить и скоординировать свою работу с работой коллег. А это необходимо для того, чтобы все садовники действовали согласованно, «в унисон», не мешая, друг другу.

Очевидно, что лучше всего это способен сделать тот, кто находится как бы сверху, «над садом» и поэтому может увидеть сад в целом. Необходимость присутствия такого лица становится тем более очевидной, если понимать, что отдельное дерево живет по своим законам, отличающимся от закономерностей существования сада в целом.

Приблизительно такое положение и занимают представители теории государства и права в содружестве ученых, изучающих государственно-правовые явления.

Конечно, методологическое значение теории государства и права обусловливается не личными качествами и особенностями представителей этой науки, а ее предметом. Знание общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности позволяет ученым - теоретикам государства и права вырабатывать общие политико-правовые категории («орган государства», «государственная власть», «право», «закон», «правовая норма» и т. д.), которые затем используются в иных смежных областях знаний. Поэтому теорию государства и права нередко называют понятийной наукой.

Со своей стороны, отраслевые науки обогащают теорию своими научными конструкциями и разработками. Например, учение о составе правонарушения, о формах вины развивалось преимущественно в науке уголовного права как часть учения о преступлении и лишь позднее «перекочевало» в теорию, где существует сегодня уже как часть общего учения о правонарушении.

Выделение в структуре теории государства и права трех вышеназванных частей – теории государства, теории права и методологии - является общепринятым среди современных ученых.

В последнее время формируется несколько иной взгляд на структуру этой науки. Например, внутри единой науки, изучающей общие закономерности политико-правовой действительности, предлагается выделять такие составные части как:

- гносеологию государства и права (греч.gnosis – познание и logos – учение) – учение об источниках, принципах, формах, средствах и методах познания государственно-правовых явлений;

- онтологию государства и права (греч.ontos – сущее) – учение о сущности государства и права, их началах, основных принципах их существования (бытия);

- социологию государства и права (лат. societas – общество) – учение, рассматривающее государство и право как особые социальные институты, которые взаимодействуют как с обществом в целом, так и с отдельными его составляющими;

- антропологию государства и права (греч. anthropos – человек) – учение о значении государства и права в жизни человека, о влиянии природы человека на государство и право и, – наоборот;

- аксиологию государства и права (греч. axia - ценность) - учение о государстве и праве в системе иных мировых и человеческих ценностей.

2. Методология теории государства и права

Методология теории государства и права — это учение о методах познания государственно-правовой действительности, а также об их применении в процессе познавательной деятельности.

В науковедении принято различать общие (общенаучные), специальные и частные методы.

Общие (общенаучные) методы — приемы, которые используются в той или иной степени всеми науками: естественными, техническими и общественными. Кроме того, общим называется такой метод, с помощью которого можно исследовать государство и право в целом, любой аспект государства и права. К общим методам относятся исторический, логический, системный, сравнительный и некоторые другие.

Специальные методы — приемы познания, которые основаны на знании и применении определенной дисциплины (специальности): математики, социологии, кибернетики и др.

У специальных методов более узкая сфера приложения: они пригодны для исследования лишь отдельных аспектов государственно-правовой действительности. Так, применение математических методов может быть эффективно, например, при определении динамики преступности. Вместе с тем выяснить уровень правовой культуры человека, исследовать его правосознание, чувство уважения к закону с помощью «голых» цифр вряд ли возможно.

Помимо общих и специальных методов, выделяют еще и частные методы - приемы познания, выработанные государственно-правовой наукой и применяемые только в рамках ее предмета. К частным методам принято относить формально-догматический, сравнительно-правовой, специально-юридический методы толкования права и некоторые другие.

На наш взгляд, говорить о том, что теория государства и права использует некие «частные методы познания», т.е. те, которые используются только этой отраслью знаний, нет достаточных оснований.

В принципе, все методы познания, применяемые наукой, не отличаются чем-то оригинальным. В них проявляется способность человека мыслить логично, последовательно, анализировать окружающий мир, сравнивать различные явления, определяя их сходство и различие и т.п.

Поэтому, так называемый частный «сравнительно-правовой метод» есть не более чем «продолжение» общего сравнительно – исторического метода познания, с помощью которого путем сравнения выявляется общее и особенное в государственно-правовых явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же или двух разных сосуществующих правовых систем и т.п.

Методологической задачей теории государства и права в этой связи следует считать не «изобретение» каких - то доселе невиданных методов познания, а разработку принципов использования общенаучных и специальных методов при познании государственно-правовой действительности.

Следует также иметь в виду, что универсальные политико-правовые категории разрабатываемые теорией государства и права («государство», «право», «закон», «правоотношение», «правовая норма» и проч.) сами по себе имеют известное методологическое значение, поскольку являются ориентирами, своеобразными «маяками», с которыми представители отраслевых наук сверяют свой курс в процессе научного поиска.