Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вепрева.Языкова рефлексия в постсоветскую эпоху.doc
Скачиваний:
92
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
2.55 Mб
Скачать

Глава 2. Коммуникативные рефлексивы 165

обходимость постоянной координации участников общения. Офи­циальная обстановка определяет предварительное заполнение со­держательно-тематического блока общения, представления о воз­можных и желательных темах, обсуждение которых значимо при встрече с премьер-министром. Безусловно, была намечена и стра­тегия поведения Путина. Но подобное прогнозирование в рамках интервью не может предусмотреть детальной проработки реплик, особенно с точки зрения отвечающего на вопросы. Спонтанность диалога проявляет себя в «точечном прогнозировании его содер­жания» [Борисова, 2000, 26]. В этих условиях анализируемая реп­лика был неосознанной, поскольку «бессознательное проявляет себя как в выборе языковых средств, так и в моделях их употреб­ления, которыми люди пользуются... Переключение с одного сти­ля на другой у людей с высокой степенью языковой компетенции происходит почти автоматически» [Лебедева, 1999, 138]. Сознание представляет собой многоуровневую полифункциональную психо­логическую систему и противостоит неосознанным процессам, включая их в свое функционирование. Полноценное осуществле­ние осознаваемых действий невозможно без неосознанных. При общей стратегической направленности речевого поведения Пути­на на устранение дистанцированности в рамках официального общения его автоцензура, его блок контроля на бессознательном уровне скорее всего пропустил этот сниженный оборот из его лек­сикона во внешнюю речь, и таким образом возник стилистиче­ский диссонанс.

Второе направление рефлексивных контекстов —собственно оценочное, отражающее реакцию общества на нарушение стили­стических норм. Практически все контекстные реакции носят иронический характер. Ирония как один из видов комического наилучшим образом помогает психологически справляться с труд­ностями и является самым распространенным способом коммуни­кативной защиты. Иронический аффект создается прежде всего за счет высокой степени мнимого одобрения. Например: Лозунг «Утопим терроризм в сортире!» был с воодушевлением подхвачен нацией (КП, 1999, окт.); Паук тут же принялся всех, кто пользу­ется сортирами, мочить… (АИФ, 1999, дек.); И. о. президента про­возгласил новую, удивительно урологическую стратегию наведения порядка в стране: «Будем, обязательно будем мочить. Нужно толь­ко понять, кого и какими средствами». А чего тут понимать: мо-

166 Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху

чатся все! Если средства потогонные — на рабочих местах. Еслимочегонные — в сортире» (КП, 2000, март).

Часто иронию поддерживает метафорический характер контек­ста: Пока сводный хор российских политиков на разные голоса ис­полняет хит осенне-зимнего сезона «Замочим злых чечен в сортире!», Григорий Алексеевич трендит себе в углу на балалайке (МК-Урал, 1999, нояб.); Это политическое блюдо многие называют пушечным мясом. Или мясом «по-путински». Способ его приготовления нам продемонстрировали. Нужно, оказывается, собрать это мясо по России-матушке, замочить его в чеченском сортире и преподнести нации как продукт вынужденных потерь, случившийся во имя общей и непререкаемой победы над шайкой бандитов (Там же, 2000, март).

Еще один тип оценочности представлен афористикой с элемен­тами языковой игры, карикатурами и анекдотами. Такая креатив­ная реакция языкового общества, направленная на осмеяние лин­гвистического объекта —еще одно свидетельство устойчивого от­рицательного восприятия допущенной Путиным стилистической вольности. В качестве иллюстрации приведем анекдот:

Ельцин зовет Березовского:

  • Скажи, Абрамыч, а говорят, что Путин твой человек…

  • Ну, мой.

  • А докажи, понимаешь.

Березовский включает телевизор, как раз идет выступление Пу­тина в прямом эфире.

Ну, хотите, Борис Николаевич, — говорит Березовский, — я сейчас вот в этот микрофончик скажу слово и Путин заговорит о пенсиях?

Сказал, Путин перешел на доклад о пенсиях. Ельцин:

  • Совпадение, понимаешь!

  • А хотите, станет про Чечню говорить? Березовский шеп­ нул в микрофончик, Путин на экране заговорил про Чечню.

  • Тоже совпадение! говорит Ельцин. А ты вот сделай так, чтобы он сказал ну что-то, понимаешь, совершенно невероятное, чего и выдумать нельзя! Ну, пусть вот хоть скажет: «Будем мочить в сортирах!»

Активное функционирование в современной публицистике оборота «замочить бандитов в сортире» способствовало процессу