Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
гражд. война.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
13.08.2013
Размер:
167.42 Кб
Скачать

5.4. Раскол сторонников Советской власти

Становление общественной организации и системы власти, далекой от идеалов революции, вызвало нарастание противоречий, а затем и раскол среди сторонников Советской власти. Средние слои России: квалифицированный рабочий класс, крестьянство, которое имело рен­табельное эффективное хозяйство, мелкие собственники города (кустари, ремесленники), массовые слои интеллигенции, поддержали в ходе революции лозунг Советской власти, но понимали его иначе, чем силы, на которые опирались большевики. Они выступали за советскую демо­кратию, гражданские свободы, сохранение политического плюрализма и многопартийности. Сохранение и развитие экономических и полити­ческих завоеваний граждан, достигнутых в ходе революции, - вот в чем они видели главную задачу Советской власти. Крупные собственники вызывали раздражение, но в принципе разные формы собственности не отрицались. Средние слои общества выступали против огосударствле­ния, вмешательства государства во все стороны жизни и про­тив насилия.

В этих условиях эсеры и меньшевики делали ставку на противо­стояние как крайне левым (большевизму), так и крайне правым (мо­нархизму, белому движению). Они пытались сплотить демократические силы страны на платформе «чистой демократии» (народовластия), спо­собной, по их мнению, примирить классовые и общенациональные ин­тересы. В советской историографии эта деятельность получила назва­ние «демократической контрреволюции». В различных районах страны возникали правительства, объявлявшие себя демократическими и стре­мившиеся к восстановлению Учредительного собрания.

Неприятие значительной части народа из числа сторонников Со­ветской власти режима большевиков отразилась на результатах выбо­ров в Советы весной 1918г. Меньшевики в союзе с эсерами сначала добивались этих выборов, а затем одержали победу в ряде городов Цент­рально-Промышленного района (Калуга, Орехово-Зуево, Тула, Яро­славль), Волго-Уральского региона (Нижний Новгород. Царицын, Ка­зань, Саратов), на севере европейской части России (Архангельск, Во­логда). Наиболее значительное влияние меньшевики и эсеры имели в Черноземном районе, куда в некоторых случаях вообще не дошел про­цесс "большевизации" Советов в 1917 году. Меньшевистско-эсеровский блок победил на выборах в городские Советы в 19 из 30 губернских городов и крупных промышленных центров европейской части России, где реально была провозглашена Советская власть. При этом надо учесть: Псков был оккупирован немцами, в двух губерниях не прово­дились выборы, по шести губерниям нет данных. Таким образом, во всех губернских центрах европейской части России, где состоялись вы­боры (за исключением Москвы и Петрограда), меньшевики и эсеры за­воевали большинство на выборах в городские Советы весной 1918 г. В феврале-марте 1918 г., когда резко ухудшилось экономическое поло­жение рабочих и усилилась неразбериха в ходе эвакуации из районов, на которые шло наступление германских войск, рабочие стали созда­вать независимые от власти собрания уполномоченных. Меньшевики стремились возглавить это движение, отстаивая его независимость.

Это были опасные симптомы для большевиков. Были предприняты меры против попыток других партий "увести" Советы. Меньшевики и эсеры просто исключались из Советов. Например, в Калуге большеви­ки исключили меньшевиков и эсеров из Советов. 14 июня ВЦИК при­нял уже упоминавшееся постановление об исключении из Советов всех уровней представителей партий меньшевиков и эсеров как контррево­люционных. Советы остались под большевистским контролем. Движе­ние уполномоченных было разгромлено в июне-июле 1918г.

Масштабный раскол в советском лагере вызвала политика боль­шевиков весной-летом 1918 г. по крестьянскому вопросу. Продовольст­венная диктатура, введенная с мая 1918 г. (замененная затем в январе 1919 г. продразверсткой), ликвидация свободной торговли сначала хлебом и зернофуражом, а затем фактически большинством сельскохо­зяйственных продуктов превращали крестьянина в государственного раба. Он должен был трудиться на полях и отдавать все, кроме не­большой части на пропитание семьи (а иногда и этого не оставалось).

Декрет о земле провозглашал конфискацию помещичьих имений и социализацию земли, передачу ее в распоряжение органов крестьянско­го самоуправления. Предполагалось, что крестьяне сами определят формы землепользования. Это же подтверждалось в "Основном законе о социализации земли" от 27 января 1918г. Такой подход соответство­вал желаниям крестьян, их антисобственническим настроениям, давал возможность вести хозяйство в исторически сложившихся формах, раз­вивать кооперацию и т.п. Однако ряд последующих законодательных актов фактически передавал собственность на землю государству. Социализация превратилась в национализацию. Крестьяне не могли распоряжаться землей, превратились в заложников государства. Крестьяне не получили помещичьей земли. Большая часть конфискованной у помещиков земли, в соответствии с замыслами В.И. Ленина о будущем социализме, пошла под образцовые государственные совет­ские хозяйства (совхозы). В Тамбовской губернии, к примеру, под сов­хозы были отданы около 40 тысяч десятин бывшей помещичьей земли, на этих землях было занято около 30 тысяч работников, в основном из города. Хозяйничать рентабельно они не могли. Применялся в массо­вых масштабах принудительный труд окрестных крестьян, чтобы засе­ять эти земли и убрать урожай. Подобное было везде. В такой обстановке особенно важно было, на каких условиях кре­стьянин будет пользоваться землей. При отсутствии частной собствен­ности на землю возможны были два варианта владения землей: по уравнительной норме по числу едоков (этот вариант поддерживался бедняками); по потребительской норме, которая слабо, но стимулирует рентабельность (в этом варианте были заинтересованы сильные хо­зяйства). Закон о социализации земли уже содержал принцип уравни­тельности. Большевики, осуществляя тотальное огосударствление, ре­шили довести его до логического конца. Созданные в июне 1918 г. ко­митеты бедноты развернули работу по перераспределению крестьян­ской земли по числу едоков в соответствии с установленной в данной местности трудовой нормой. Крестьянская беднота, которая не могла существовать самостоятельно, явилась главной опорой в проведении политики большевиков.

Будучи безземельной и безлошадной, беднота при любом раскладе ничего не выигрывала. Беднякам нечем было обрабатывать землю. Для того, чтобы сделать бедные хозяйства жизнеспособными, требовались миллиарды капиталовложений. У большевиков таких денег не было, не было сельхозтех­ники - ничего не было. Бедная часть крестьянства в этих условиях вы­ступила за полную ломку земельных отношений, за раздел всей земли, скота, инвентаря на условиях уравнительности. Таким образом, пред­полагалось выйти из положения за счет состоятельного крестьянства.

Деятельность комбедов, возглавляемых чаще всего городским ра­бочим или солдатами, обернулась разрушением рентабельных кре­стьянских хозяйств. 50 млн. га хорошо обрабатываемой земли (из 80 млн. наличной) было отобрано у зажиточных крестьян и передано бедноте, которая не могла ее обработать. Последовательно шло колос­сальное разрушение производительных сил в сельском хозяйстве: сна­чала уничтожение помещичьего, а затем и крестьянского рентабельно­го хозяйства. Голод был неизбежен. Голод наблюдался у красных на протяжении всех лет гражданской войны, но особенно тяжелым ока­зался в 1921 — 1922 гг., когда голодало 20% населения. В результате голода 1921 —1922 гг. страна потеряла 5 053 000 человек.

Политика большевиков подняла гигантский вал гражданской вой­ны. Мятежи начались в Тамбове, Козлове, Нижнем Новгороде. Кос­троме, Твери и других местностях. Только за 1918 г. - первую половину 1919 г. произошло около 340 восстаний крестьян в 20 губерниях Цент­ральной России (данные ВЧК). Выступления рабочего класса против большевистской власти происходили в Нижнем Новгороде, Туле на всем Урале. Поднявшийся вал гражданской войны перемахнул через сторонни­ков "чистой демократии", и белое движение получило массовую базу. Крестьяне массово прибывали в белую армию. Что же именно их при­вело к белым? Ведь они в своем большинстве были сторонниками Со­ветской власти, идеалы которой ни в каком варианте не признавались белыми? Прежде всего их объединила общая задача - против больше­виков и большевистской власти. Учитывалось, что у белых была се­рьезная сила, которая могла противостоять красной диктатуре: форми­ровалась армия, хорошо вооруженная, во главе с профессиональными военными.

Раскол в советском лагере, целенаправленно осуществлявшийся большевиками, привел к гигантскому разрастанию масштабов граж­данской войны. Начинался ее новый этап.