Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
гражд. война.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
13.08.2013
Размер:
167.42 Кб
Скачать

2. Расстановка политических сил.

Силы, выступившие против советского выбора, немногочисленны. Здесь почти не было представителей низов. А солдаты в большинстве поддержали провозглашение Советской власти. Антисоветские силы, представлявшие в основном русских и получившие название белого движения, были малочисленны и разнородны. Белая идея сформировалась зимой 1917-1918гг. «Белая», т.к. белый цвет – это цвет аристократии: белые тоги римских патрициев, а также он символизировал российскую государственность. Действительно, начиналось белое движение как русское движение за спасение России, ее государственности, ее православных ценностей. Однако - насилие, кровь, много пролитой крови. Все это скрыло белый цвет.

Можно выделить следующие составляющие силы в белом движении на первом этапе гражданской войны:

I. Сторонники восстановления российского самодержавия в его классическом виде, консервативно - охранительное направление. Они слабы, плохо организованы, их число сокращалось. Но, тем не ме­нее, они в рядах яростных противников Советской власти (В.М. Пуришкевич, В.В. Шульгина). Для этой части ан­тисоветских сил приоритетом была особая, российская государствен­ность, которую они считали русской. Главной целью белого движения они считали борьбу за сохранение российского государства, единой и неделимой державы во главе с православным монархом.

Консерваторы видели в разрас­тающейся гражданской войне только анархию, только происки край­них сил. Они считали, что все «государственно мыслящие элементы» должны были объединиться «во имя спасения великой России от за­силья Интернационала». Провозглашались верность православным ценностям, сохранение исторически сложившихся границ державы. Под лозунгами "Спасение России", "Возрождение Святой Руси" фактически выдвигалась идея реставрации самодержавия. Это были силы, обра­щенные в прошлое, которые не хотели считаться с реальностью.

II. Офицерский корпус армии.В условиях мировой войны офицерский состав насчитывал около 300 тысяч человек. В высших органах преобладали дворяне, а в среднем и низшем офицерстве – мещане, крестьяне, рабочие и т.д. Офицерство активно участвовало в гражданской войне с обеих сторон: высшее и среднее офицерство – в стане противников Советской власти, а часть среднего и низшего – на стороне Советской власти.

Офицерство составляло ядро антисоветских сил. Они не только вы­полняли командные функции, а часто шли в бой в качестве рядовых и могли противостоять во много раз превосходившим численно силам красных. В ноябре-декабре 1917 г. на Дону началось формирование Добровольческой армии. В Новочеркасске собрались представители рос­сийского генералитета: Л Г. Корнилов, А.И. Деникин, М.В. Алексеев, А.С. Лукомский и др. Сюда съезжались офицеры. Взгляды военных были неоднозначны. Одни выступали за Учредительное собрание, другие - за восстановление на престоле Романовых, третьи - за военную дикта­туру. Либерально настроены были некоторые представители высшего генералитета (А.И. Деникин, А.В. Колчак). Но преобладали монархиче­ские настроения в основном консервативного толка.

В целом офицерство дистанцировалось от политических группиро­вок и политических лидеров. Но именно от него во многом зависела судьба антисоветских сил, поскольку это были военные профессиона­лы. Офицерство на первом этапе гражданской войны явилось наиболее стойкой и боеспособной силой.

III. Казачество.Веками формировались их принципы общественного устройства: приоритет российской государственности; автономное, общинное суще­ствование казачества как одной из основных опор власти. Однако все оказа­лось иначе.

В 1917 г. в России было 13 казачьих войсковых объединений, тер­ритории которых тянулись цепочкой от Украины до Приморья. Чис­ленность казаков составляла 4,5 млн. человек. Община в этих областях была прочной, она вписалась в рыночные отношения. Казачеству при­надлежало 65 млн. десятин земли. Причем только 5,2% этого коли­чества находилось в частном наследственном владении, остальное - в общественном. 67% земли принадлежало непосредственно станицам, 27,8% земли составлял войсковой запас, который использовался на нужды всего войска. Дифференциация внутри казачьей общины была, но не ярко выраженная. Частных собственников среди казаков было мало, в основном это высшие войсковые чины, которым земля была пожалована за заслуги перед Отечеством. Казачество было привержено общественным фор­мам собственности на землю. В целом оно было зажиточным, отток в город из этих областей был ничтожен. Фабрично-заводские рабочие среди казаков составляли 0,4%. Казачество осталось приверженным общинным традициям, военной демократии, коллективизму. Хотя ка­заки традиционно были против купли-продажи земли, ее рыночного оборота, община была в значительной степени капитализирована. Она вела рыночное хозяйство, широко использовала наемный труд (ино­городних). Можно сказать, казачья община демонстрировала россий­ский вариант коллективного рыночного хозяйства.

Первая мировая война тяжело сказалась на казачестве. Кровопро­литная и малоуспешная, она истощала казачьи области, их людской и экономический потенциал. Монархическая идея для казачества поблекла. В момент падения самодержавия оно оказалось на стороне народа. В политических коллизиях 1917 г. казаки стремились к само­стоятельному, автономному существованию на принципах казачьей общины. Однако ни Дон, ни Кубань, ни Урал Советской власти не признали. Область войска Донского после получения телеграммы о свержении Временного правительства была объявлена под властью Донского казачьего правительства. То же — Кубанское, Терское, Орен­бургское казачества, создавшие свои войсковые правительства. Однако рабочий класс промышленных центров, неказачье население на этих территориях, выступали за власть Советов. Они составляли опору Со­вета Народных Комиссаров в этих областях. Это означало неизбеж­ность борьбы с оружием в руках, так как население было вооружено. Ситуация развивалась стремительно.

Казаки, безусловные сторонники общины, коллективизма, не признали Советскую власть, потому что большая часть требований, выдвигавшихся под лозунга Советской власти, для казаков была давно реальностью. Землею он распоряжались сами, обеспеченность земельными ресурсами была гораздо выше, чем в крестьянской общине Центральной России. Коллективистская демократия была для казачьих станиц повседневностью. Единственное, что поддерживалось и привлекало часть казаков под знамена Советской власти, это - лозунг мира, обеспечение выхода России из войны. Для бедного и даже среднего казачества, истощенного войной, это было важно. Но несмотря на это, Советская власть в целом для казачества была не привлекательна.

Казачество, будучи в составе белого движения, не сливалось с другими силами, отстаивало свои интересы. Казачество представляло бой единственную массовую силу в антисоветском лагере.

IV. Сторонники перехода России на западный тип развития. Эту часть белых сил входили представители кадетов, других буржуазных партий и организаций, предприниматели, финансисты, прозападно настроенная интеллигенция (М.В. Родзянко, П.Н. Милюков, Г.Е. Львов, П.Б. Струве и т.д.). Это есть то, что раньше называлось "буржуазная контрреволюция". Для них идеал - правовое демократическое государство с парламентом и разделением властей, рыночная экономика, равные гражданские права.

Многие из них считали, что судьбу России после разгрома большевиков должно решить свободно избранное Учредительное собрание, а созванное большевиками в январе 1918г., они не признали, т.к. выборы прошли под давлением большевиков. Там была представлена не Россия, а только социалистические партии. Для этой части белых сил характерной чертой являлась ярко выраженная великодержавность. Создавались различного рода политические центры, формировались правительства, велась пропагандистская работа (издавались газеты, журналы, другая литература). Взгляды на будущее российское устройство были разные. Высказывалась идея восстановления Российского государства под флагом парламентской демократии, но значительная часть либералов склонялась в сторону конституционной монархии.