Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кохановский Философия и мет науки.doc
Скачиваний:
152
Добавлен:
16.05.2015
Размер:
1.46 Mб
Скачать

Всесилен ли разум?

Тему науки Фейерабенд раскрывает в разных «срезах» в системе многих понятий — в том числе и таких как «раци­ональное», «иррациональное», «разум», «интуиция», «ме­тод» и др. Думается, что философ нисколько не умаляет роль разума, а всемерно подчеркивает большое его значе­ние как в развитии науки, так и в жизни людей в целом. Разум для него всегда в тесном единстве с чувствами, ибо одни чувства сами по себе, без помощи разума не способ­ны дать истинного понимания сущности явлений окружа­ющего мира. При этом недопустимо подавление таких важных для научной деятельности факторов как интуиция, воображение, чувство юмора и другие «иррациональные действия». Они, по мнению Фейерабенда, не внешние факторы развития науки, без них нельзя понять революций в мышлении. Именно они и нарушают «установленную ме­тодологию» науки. Поэтому только «одна "рациональная реконструкция" не может решить проблему метода»2.

В этой связи он отмечает ограниченность абстрактно-рационального подхода, выступает против «диктата разу ма», против «тирании тяжеловесных теоретических сис­тем», ратует за свободу от «тирании деспотических систем мышления». Американский философ далее указывает на необходимость отстранения — на некоторое время — разу­ма от науки, это для последней может оказаться полез­ным. В качестве примера он приводит коперниканство и ряд других рациональных концепций, которые, по его мне-

1 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 287.

2 Там же. С. 351.

544

________________________________Глава XI

нию, сегодня существуют только потому, что в их про­шлом развитии разум на некоторое время был отстранен.

Принципы рационализма, согласно Фейерабенду, не дают адекватной картины исторического развития науки в таких трех состояниях этого процесса как прошлое, насто­ящее, будущее. А не дают они такого адекватного и тем более полного представления потому, что «наука является гораздо более "расплывчатой" и "иррациональной", чем ее методологические изображения»1. При этом «методо­логическое» чаще всего отождествляется с «рациональным».

Фейерабенд полагает, что чисто рационалистический «образ науки» — особенно при его абсолютизации — слу­жит препятствием для ее развития, а попытка сделать на­уку более рациональной и точной уничтожает ее. В то же время, по его мнению, «расплывчатость», «хаотичность», «отклонения и ошибки» внеразумного, иррационального характера являются предпосылками научного прогресса.

Исходя из сказанного, философ формулирует тезис: «Без "хаоса" нет познания. Без частого отказа от разума нет прогресса». Развертывание данного тезиса приводит его к выводу о том, что «даже в науке разум не может и не должен быть всевластным и должен подчас оттесняться или устраняться в пользу других побуждений»2. Хотя на­ука — главный «носитель» разума, но даже здесь он не может быть всесильным и универсальным и неразумность в научной сфере не может быть исключена.

Рассматривая вопрос о соотношении разума и иррацио­нальности, Фейерабенд пишет: «Разум допускает, что идеи, вводимые нами для расширения и улучшения нашего по­знания, могут возникать самыми разными путями, и что источник отдельной точки зрения может зависеть от клас­совых предрассудков, страстей, личных склонностей, воп-

1 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 321.

2 Там же. С. 322.