Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кохановский Философия и мет науки.doc
Скачиваний:
152
Добавлен:
16.05.2015
Размер:
1.46 Mб
Скачать

§ 4. Конце1г1уально-методологические сдвиги в естествознании конца XX в.

Ранее (в главе I, § 4) уже говорилось о том, что естествоз­нание как система наук о природе — явление конкретно-историческое, проходящее ряд качественно своеобразных этапов в своем развитии. Согласно принятой нами перио­дизации, эти этапы таковы: классический (XVII—XIX вв.), неклассический (первая половина XX в.) и постнекласси-ческий, или современный (вторая половина XX в.).

Каковы особенности последнего этапа развития есте­ствознания? Каковы те концептуально-методологические сдвиги, которые произошли в нем в конце XX в.? В каче­стве таковых можно назвать следующие.

1. Широкое распространение идей и методов синергети­ки — теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы.

В этой связи в постнеклассическом естествознании очень популярны такие понятия как диссипативные структуры, бифуркация, флуктуация, хаосомность, странные аттракто­ры, нелинейность, неопределенность, необратимость и т. п. В синергетике показано, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации, связь между которыми осуществля­ется через хаос. Каждая такая система предстает как «эво­люционное целое». Синергетика открывает новые грани-

1 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диа­лог человека с природой. С. 290.

346

________________________________Глава IX

цы суперпозиции, сборки последнего из частей, построе­ния сложных развивающихся структур из простых. При этом она исходит из того, что объединение структур не сводится к их простому сложению, а имеет место перектытие областей их локализации: целое уже не равно сумме частей, оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное.

Один из основоположников синергетики Г. Хакен (предложивший и сам этот термин), поставив вопрос — «Что общего обнаруживается при исследовании систем са­мого различного рода, природных и социальных?» — отве­чал на него следующим образом. Общее — это спонтан­ное образование структур («Strukturbildung»), качествен­ные изменения на макроскопическом уровне, эмерджент-ное возникновение новых качеств, процессы самооргани­зации в открытых системах. Отличие синергетического взгляда от традиционного, по мнению Хакена, состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, от рассмотрения равновесия процессов вблизи равновесия к делокализации и нестабильности, к изучению того, что происходит вдали от равновесия.

Важное методологическое значение имеют некоторые сформулированные в синергетике ключевые идеи, среди которых укажем на следующие:

а. Для современного реального мира существенной его характеристикой является эволюционность, необратимый исторический характер процессов развития, а также воз­можность решающего влияния малых событий и действий на общее течение событий.

б. Для сложноорганизованньгх целостных систем харак­терна не единственность, а множество путей развития (мно­говариантность, альтернативность), что не исключает мо­мент их строгой количественной заданности, а также воз­можности выбора наиболее оптимальных из них.

в. Сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития, а необходимо понять, как способство-

347

Парадигмы естествознания: сущность и эволюция_________

вать их собственным тенденциям развития. Это проблема самоуправляемого развития («принцип кормчего»). Речь идет о том, что человеческий разум еще очень далек от того, чтобы сделать мировой эволюционный процесс управляе­мым. Но ё его силах понять и, возможно, организовать си­стему воздействий на природу и общественные процессы так, чтобы обеспечить желаемые тенденции развития.

г. Поскольку для сложных саморазвивающихся систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития, то с выбором пути в точках ветвления (бифур­кации) проявляет себя некая предопределенность, пред-детерминированность развертывания процесса.

д. Взаимодействие системы с внешним миром, ее по­гружение в неравновесные условия может стать исходным пунктом в формировании новых динамических состояний — диссипативных структур. Последние есть состояния ма­терии, отражающие взаимодействие данной системы с окружающей средой.

е. «Вблизи точек бифуркации в системах наблюдаются значительные флуктуации. Такие системы как бы «колеб­лются» перед выбором одного из нескольких путей эволю­ции... Небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенно новом направлении, которое резко изменит все поведение макроскопической системы»1.

ж. На всех уровнях самоорганизации источником по­рядка является неравновесность (необратимость), которая есть то, что порождает «порядок из хаоса», вызывает воз­никновение нового единства.

з. Хаос может выступать в качестве созидающего нача­ла, конструктивного механизма эволюции.

и; Любые природные, а тем более социальные, про­цессы имеют стохастическую (случайную, вероятностную) составляющую и протекают в условиях той или иной сте-

1 Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диа­лог человека с природой. С. 140.

348

_________.• ...• •-,• .• •:> - - - ••- - . .-. ••- -• Глава IK

пени неопределенности. Поэтому, «если квантовая меха-т ника установила дуализм волновых и корпускулярных свойств микрообъектов, то нелинейная динамика открыла дуализм детерминированного и стохастического. Сложные структурные образования в природе являются одновремен­но и детерминированными, и стохастическими»1.

к. Будущее состояние системы как бы организует, фор­мирует, изменяет наличное ее состояние. Причем в точ­ках бифуркации зависимость настоящего, а следователь­но, и будущего от прошлого практически исчезает.

л. Существование этих двух свойств порождает прин­ципиальную непредсказуемость эволюции, а следователь­но, и необратимость времени.

м. По мере усложнения организации систем происхо­дит одновременное ускорение процессов развития и по­нижение уровня их стабильности.

н. В любых состояниях неустойчивой социальной сре­ды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы.

о. Зная тенденции самоорганизации системы, можно миновать многие зигзаги эволюции, ускорять ее.

Таким образом, идеи целостности (несводимости свойств целого к сумме свойств отдельных элементов), иерархичности, развития и самоорганизации, взаимосвя­зи структурных элементов внутри системы и взаимосвязи с окружающей средой становятся предметом специально­го исследования в рамках самых различных наук.

Объективности ради надо сказать, что вышеперечис­ленные и другие идеи синергетики были сформулированы не без влияния диалектики (Шеллинга, Гегеля, Маркса), хотя об этом, как правило, не упоминается. Но об этом помнит один из основателей синергетики И. Пригожий, который писал, в частности, о том, что гегелевская фило-

1 Сложные системы и нелинейная динамика в природе и об­ществе// Вопросы философии. 1998. № 4. С. 139.

349

Парадигмы естествознания: сущность и эволюция_________

софия природы «утверждает существование иерархии, в которой каждый уровень предполагает предшествующий... В некотором смысле система Гегеля является вполне пос­ледовательным философским откликом на ключевые про­блемы времени и сложности»1. Более того, Пригожий четко и однозначно утверждает, что «идея истории природы как неотъемлемой составной части материализма принадлежит К. Марксу и была более подробно развита Ф. Энгель­сом... Таким образом, последние события в физике, в частности, открытие конструктивной роли необратимос­ти, поставили в естественных науках вопрос, который давно задавали материалисты»2.

Между тем некоторые современные ученые не только не видят преемственной связи между диалектикой и си­нергетикой, но считают, что первая из них отжила свой век и должна быть заменена второй. Или — в лучшем слу­чае — диалектике предназначается «участь» одной из час­тей синергетики. С таким подходом согласиться нельзя, ибо диалектика как общая теория развития и универсаль­ный метод была и остается выдающимся достижением ми­ровой философской мысли. Она как философский метод продолжает успешно «работать» в современной науке на­ряду с другими общенаучными методами (синергетика, си­стемный подход и др.).

2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.

«Принятие диалектики целостности, включенности че­ловека в систему — одно из величайших научных достиже­ний современного естествознания и цивилизации в це­лом»3. В чем проявляется парадигма целостности?

1 Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диа­лог человека с природой. М., 1986. С. 140.

2 Там же. С. 320.

3 Моисеев Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мыш­ление// Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 66.

350

________________________________Глава IX

а. В целостности общества, биосферы, ноосферы, ми­роздания и т. п. Одно из проявлений целостности со­стоит в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его. Он всегда лишь часть, познающая целое. Это хорошо уже понимал В. И. Вернадский, ко­торый писал, что история научного познания показала, что «наука не существует помимо человека и есть его со­здание, как его созданием является слово, без которого не может быть науки. Находя правильности и законнос­ти в окружающем его мире, человек неизбежно сводит их к себе, к своему слову и к своему разуму. В научно вы­раженной истине всегда есть отражение — может быть чрезвычайно большое — духовной личности человека. На­туралист-эмпирик всегда должен с этим считаться»1.

б. Для конца XX в. характерной является закономер­ность, состоящая в том, что естественные науки объеди­няются, и усиливается сближение естественных и гума­нитарных наук, науки и искусства. Естествознание дли­тельное время ориентировалось на постижение «природы самой по себе», безотносительно к субъекту деятельнос­ти. Гуманитарные науки — на постижение человека, че­ловеческого духа, культуры. Для них приоритетное зна­чение приобрело раскрытие смысла, не столько объясне­ние, сколько понимание, связь социального знания с цен­ностно-целевыми структурами.

Идеи и принципы, получающие развитие в современ­ном естествознании (особенно в синергетике) все шире внедряются в гуманитарные науки, но имеет место и об­ратный процесс. Освоение наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем стирает прежние непрохо­димые границы между методологией естествознания и социального познания. В связи с этим наблюдается тен­денция к конвергенции двух культур — научно-техни­ческой и гуманитарно-художественной, науки и искус-

Вернадский В. И. О науке. Т. 1. С. 149—150.

351

Парадигмы естествознания: сущность и эволюция ____. . -

ства. Причем именно человек оказывается центром этого процесса.

в. В выходе частных наук за пределы, поставленные классической культурой Запада. Все более часто ученые обращаются к традициям восточного мышления и его ме­тодам. Все более распространяется убеждение не только о силе, но и о слабости европейского рационализма и его методов. Но это никоим образом не должно умалять роли разума, рациональности — и науки как ее главного носи­теля — в жизни современного общества.

Ориентацию европейской науки XX в. на восточное мышление четко зафиксировал В. И. Вернадский, кото­рый писал: «Едва ли можно сомневаться, что выдержав­шая тысячелетия, оставшись живой, слившись с единой мировой наукой, мудрость и мораль конфуцианства ска­жется глубоко в ходе мирового научного мышления, так как этим путем в него входит круг новых лиц более глубо­кой научной традиции, чем западноевропейская цивили­зация»1. Тема «Восток—Запад» сегодня активно обсужда­ется в литературе. Разительное несходство двух типов куль­тур пронизывает всю жизнь современной цивилизации, оказывает огромное влияние на происходящие процессы во всех сферах общественной жизни и на пути осмысле­ния возможных перспектив развития человека.

Тот факт, что даже при обсуждении новой концепции природы эта проблема возникает, говорит о ее чрезвычай­ной актуальности. «Мы считаем, что находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы. Возможно, когда-нибудь нам удастся слить воедино западную тради­цию, придающую первостепенное значение эксперимен­тированию и количественным формулировкам, и такую традицию, как китайская: с ее представлениями о спон­танно изменяющемся самоорганизующемся мире»2.

1 Вернадский В. И. О науке. Т. 1. С. 398.

2 Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. С. 65.

352

________________________________Глава IX

3. Укрепление и все более широкое применение идеи (прин­ципа) коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловлен­ного изменения систем или частей внутри целого.

Будучи биологическим по происхождению, связанным с изучением совместной эволюции различных биологи­ческих объектов и уровней их организации, понятие коэ­волюции охватывает сегодня обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов — это и есть глобаль­ный эволюционизм. Данное понятие характеризует как материальные, так и идеальные (духовные) системы, т. е. является универсальным. Оно тесно связано с поняти­ем «самоорганизация». Если самоорганизация имеет дело со структурами, состояниями системы, то коэволюция — с отношениями между развивающимися системами, с кор­реляцией эволюционных изменений, отношения между которыми сопряжены, взаимоадаптированы. Полярные уровни коэволюции — молекулярно-генетический и био­сферный.

Коэволюция остро ставит вопрос о синтезе знаний, о необходимости совмещения различных уровней эволюции, различных представлений о коэволюционных процессах, выраженных не только в науке, но и в искусстве, рели­гии, философии и т. п. Коэволюция совершается в един­стве природных и социальных процессов. Поэтому на со­временном этапе развития науки нужно тесное единство и постоянное взаимодействие естественнонаучного и гума­нитарного знания с целью более глубокого исследования механизма коэволюционного процесса1.

Принцип коэволюции является углублением и расши­рением на современном научном материале принципа эво­люции (развития), который, как известно, был основа­тельно разработан в истории философии — особенно в не­мецкой классике (и прежде всего.у Гегеля), а затем — в

1 См.: Философия природы: Коэволюционная стратегия. М., 1995; Родин С. Н. Идея коэволюции. Новосибирск, 1991.