Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы 1,2.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
25.22 Кб
Скачать

1. Предпосылки возникновения философии. Предфилософия.

Возникновению философии способствовали объективные и субъективные предпосылки, которые сложились к 7 - 6 векам до н. э.

Объективные предпосылки:

  • Социально- экономические (Это общественное разделение труда; Это систематическое производство материальных благ, что облегчало челу жизнь; Это классовое разделение общества ; Возникновение государств и городов полисов )

  • Культурно – исторические (создание письменности; возникновение различных наук; возникновение и развитие различных видов искусства; возникновение первых образовательных учереждений.)

Субъективные предпосылки

  • Сформировавшиеся возможности, связанные с абстрактным мышлением человеческого сознания – это былосвязано с абстрактным мышлением и с возникновением первых научных знаний. Возникало противоречие между мифологической картиной мира и новыми научными знаниями, там появляется предфилософия.

Предфилософия – это совокупность научных знаний у человека.

Параллельно с фил. рождается такая форма мировозрния как Наука.

Наука – это мировоззрение основанное на системных рационально ориентированных знаниях о мире.

Фил. зарождается в 3х регионах Индия, Греция, Китай, именно в этих 3х регионах складываются основные философские школы Буддизм, Конфуцианство, Даосизм и греч. Натурфилософия. Наиболее классический вариант возникновения философии можно проследить на примере Др. Греции. Именно греки сформировали основные принципы и проблематику философии, предложили основные методы. На востоке процесс рождения фил. протекал очень сложно. Под влиянием особенностей общественной структуры философия не редко перерождается в религию. Государства на востоке были деспотичными, в руках правителя была сосредоточена сильная власть, а знания принадлежали не всем а узкой группе посвященных.

2. Опыты м. Монтэня как философский источник.

Мишель Эйкем де Монтень — французский философ эпохи Возрождения. Родился 28 февраля 1533 года в родовом замке Монтень близ Бордо, Франция; умер 13 сентября 1592 года там же.

Опыты.

В стиле Монтеня находит свое отражение то стремление к внутренней раскованности и духовной свободе личности, которое было характерно для мыслителя, продолжавшего при всем своем новаторстве оставаться глубокими нитями связанным с духовными традициями Ренессанса.

Форма "Опытов" созвучна их содержанию. Внешняя беспорядочность и хаотичность построения "Опытов" по существу обоснованна и оправданна. вое внутреннее единство книги Монтеня обретает в личности автора, стремящегося к свободному, не предопределенному никакими заранее заданными схемами выявлению своего "я".

У Монтеня можно встретить места, где он как будто восхваляет невежество и порицает науку: "О, какой сладостной, мягкой, удобной подушкой для разумно устроенной головы являются незнание и нежелание знать!", глава 13, книга III. Любопытно также и то сопоставление между началами комическим и трагическим, которое не раз возникает в "Опытах". Монтень далеко не всегда согласен с выводами его Естественного богословия, которое по просьбе отца он перевел в 1569 на французский язык и позднее опубликовал. В "Опытах" Монтень продолжает культурные традиции, связанные со стоицизмом (колебания между материализмом и идеализмом) и эпикурейством (его антирелигиозное учение основано на разумном стремлении человека к счастью); с ними Монтень познакомился, читая произведения римского философа Сенеки и историка Плутарха — стоики.

Ядром его основного философского произведения, написанного по-французски ("Опыты", v.1-2, 1580; рус. пер., кн. 1-3, 1954-60; 1979), является вопрос "Что я знаю" Произведение Монтеня было включено Ватиканом в 1676 в индекс запрещенных книг. Опыты непосредственно продолжают традицию философско-этических и политических сочинений типа Заметок, Рассуждений, Записок, Памяток, повествующих без видимой последовательности и системы о самых разных вещах, среди которых легко находят себе место и комментарии к сообщениям и мыслям древних авторов, и автобиографические рассказы с назиданием потомкам, и реальные исторические документы. Более всего Опыты напоминают соответствующие произведения Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини, несомненна их связь с домашними хрониками и т. н. записными книжками горожан, особенно флорентийцев, 14-15 вв. Своими Опытами Монтень узаконил тип свободного философского рассуждения, не ограниченного в движении мысли никакой заранее заданной темой, никаким жестким планом.

«Опыты» проникнуты неотразимой притягательной силой, несут на себе отпечаток незаурядной личности автора. Глубоко отразив исторический опыт своей эпохи (Возрождения), воплотив ее лучшие гуманистические устремления, эта книга стала неисчерпаемым кладезем жизненной мудрости и тончайших наблюдений над тайнами человеческой души. Эссе имеет историческое, философское, психологическое и эстетическое значение. Автор доказывает необходимость постоянного совершенствования для человеческого мышления на основе объективного познания естественных закономерностей природы, которым в определенной степени подчинены жизнь и деятельность людей в контексте социального бытия. Его скептицизм являет собой символ неуспокоенности ума, постоянных творческих исканий.

Для литературы XVII века (идет ли речь о барокко или классицизме) характерно подчинение отдельной человеческой индивидуальности объективным внешним, внеличным силам — будь то социальная среда (разные формы плутовского романа), государственный долг (классицисты), стихийное движение исторического процесса ("Потерянный Рай" Мильтона) или религиозное начало (Кальдерон).

Труд Монтеня оказал огромное влияние на философскую и художественную культуру Позднего Возрождения и последующих эпох. Перекличка с Опытами слышна в Гамлете, а также в поздних пьесах Шекспира, у которого был экземпляр Опытов в английском переводе 1603. Многим обязан Монтеню его младший современник, английский философ Фрэнсис Бэкон. На надгробном камне могилы Монтеня выбита надпись: "Он догматы Христа соединил со скептицизмом Пиррона".