Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
тема в.о стратификация Зайцева .doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
113.15 Кб
Скачать

2. Тенденции трансформации социальной структуры российского общества

В ходе рыночных преобразований происходит социальная трансформация российского общества как целостной социальной системы. Важнейшими характеристиками этой системы служат:

  • социальная структура, то есть состав, положение и отношения определяющих ее развитие групп;

  • социальная стратификация – расположение данных групп на иерархической шкале социальных статусов.

Формирование новой социальной стратификации – это социальный процесс, который затрагивает все группы общества. В России практически одновременно возникают новые социальные слои и трансформируются старые. Формирование новой социальной структуры происходит в течение длительных исторических периодов. Завершение процесса формирования новой социальной стратификации означает окончание переходного периода.

Прежде чем перейти к характеристике тенденций социальной стратификации современного российского общества, кратко отметим особенности стратификации советского общества.

Для определения положения отдельных социальных слоев советского общества решающую роль играло место общественных групп в партийной и государственной иерархии, то есть их экономический потенциал. Экономический потенциал социальных групп в СССР определялся мерой их участия во владении, распределении и использовании общественного богатства. По данному критерию советское общество делилось на две неравные части. Меньшая из них в той или иной степени участвовала в распределении общественных ресурсов. В нее входили:

  • бюрократия центральных ведомств, распределявшая материальные и финансовые ресурсы;

  • директорский корпус, распоряжавшийся финансами и продукцией предприятий;

  • «средние» и «низшие» звенья, включавшие работников оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения, сферы обслуживания, участвовавших в распределении дефицитных социальных благ.

Вторая, гораздо более многочисленная часть общества не участвовала в распределении общественного богатства. Их достаток определялся множеством факторов – прежде всего характером и содержанием труда, а также отраслями его приложения, ведомственной принадлежностью предприятий.

В таких обществах, каким было советское и каким является современное российское общество, многие черты социальных слоев (прежде всего их экономическое положение и место в структуре власти) приобретают «теневой» характер вследствие существования обширной теневой экономики.

В системе социальных слоев переходного российского общества происходят следующие процессы:

  • формирование нового господствующего слоя (правящего класса);

  • изменение социально-экономического положения наиболее массовых слоев советского общества – рабочих, колхозников и интеллигенции;

  • формирование новых слоев, прежде всего предпринимательского класса;

  • возникновение адекватной рыночной экономике системы общественных отношений.

Социальная структура российского общества заметно изменилась в сравнении с советским периодом. При этом процесс социальной трансформации остается крайне противоречивым. Элементы модернизации (рост числа и удельного веса профессионалов) сочетаются с социальным регрессом (переход немалой части базового слоя в нижний и рост криминогенного социального «дна»).

Важнейшей проблемой стала адаптация социальных слоев и групп к новой экономической и социальной реальности. По данным социологических исследований, в первые годы рыночных преобразований доля адаптировавшихся к новым условиям людей возрастала. Но затем она стабилизировалась на уровне примерно трети населения.

Если рассматривать социальную структуру советского общества сквозь призму «иерархии прав на распределение» (то есть прав на получение той или иной доли общественного богатства), то она примет вид нисходящей пирамиды, где места распределяются по степени близости к власти, а также к техническим функциям по распределению ресурсов общества. На самом верху этой общественной пирамиды находилась номенклатура (1,5% населения), доходы которой (вместе с различными льготами) в 20-25 раз превышали заработки низших слоев.

Вторую категорию составлял социальный слой, охватывающий примерно 6-7% населения, чьи доходы были примерно сопоставимы с номенклатурным уровнем. В эту категорию входили, во-первых, управленцы, формально не входившие в номенклатуру, но имевшие по своему положению возможность извлекать высокие доходы, а также ведущие специалисты в разных областях знания и культуры. Во-вторых, работники торговли и снабжения, высший слой которых по доходам приближался к номенклатуре. Кроме того, в число материально обеспеченных групп входили: рабочие и служащие, занятые на Крайнем Севере, частные торговцы из республик Северного Кавказа, служащие заграничных учреждений.

Около четверти населения составлял средний слой. Базовый слой включал почти 60% населения, чьи доходы были достаточны в основном лишь для удовлетворения весьма скромных потребностей в питании и одежде. Низший слой насчитывал около 5-6% населения. В современном российском обществе некоторые исследователи выделяют следующие социальные слои – верхний, средний, базовый, нижний, «социальное дно».

Верхний слой включает крупных банкиров, руководителей крупных компаний, высших государственных чиновников, ведущих политиков, принимающих главные политические решения, а потому обладающие огромной экономической властью.

В отличие от номенклатуры советской эпохи, власть которой была в основном административной, господство нового правящего слоя базируется на экономическом фундаменте: представители верхнего социального слоя правят страной не потому, что занимают высшие места в иерархии управления, а в силу обладания экономической мощью.

Средний слой объединяет мелких предпринимателей, менеджеров (включая директоров небольших предприятий, особенно коммерческой сферы); профессионалов, обладающих не только высокой, но и главное – востребованной рынком квалификацией; представителей бюрократии среднего уровня; высшее и среднее офицерство.

Базовый слой, составляющий основную часть современного российского общества, включает массовые группы интеллигенции (инженеры, учителя, врачи), служащих, квалифицированных индустриальных рабочих, работников массовых профессий торговли и сферы услуг, крестьян.

Нижний слой – это неквалифицированные рабочие, безработные, беженцы и вынужденные мигранты из районов межнациональных конфликтов, а также пенсионеры.

В состав социального «дна» входят преступники и связанные с криминальным миром элементы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи. Количественное соотношение социальных слоев на протяжении переходного периода, несмотря на заметные изменения, в целом было довольно устойчивым. На верхний и средний слои приходилось 20-25% экономически активного населения. В развитых странах средний класс, состоящий из аналогичных социально-профессиональных групп, составляет 60-80% населения и занимает значительно более высокое положение.

Предполагалось, что по мере развития в России рыночных отношений должен был начать формироваться характерный для капитализма средний класс. Его экономической базой должен был стать малый и средний бизнес. В начале рыночных реформ ожидалось, что развитие этих форм предпринимательства примет огромные масштабы, и что средний класс станет основой новой социальной стратификации.

В действительности динамика социальной структуры развивалась по пути поляризации общества. Подавляющее большинство населения России относится к сравнительно слабо дифференцированному базовому слою общества. Содержание труда представителей этого слоя в основном соответствует индустриальной стадии развития общества. Нижний слой с учетом не имеющих постоянной работы групп населения может достигать 15-17% общей численности населения. Главным элементом социальной стратификации российского общества является имущественное неравенство слоев и групп. Дифференциация доходов образует основу социальной стратификации в современной России.

3. Проблемы формирования среднего класса в России

В специальной литературе, посвященной проблемам социального неравенства и социальной стратификации, существует утверждение, что именно средний класс в России должен стать опорой рыночных реформ, гарантом политической стабильности и нового демократического устройства. Однако отмечается, что этот класс у нас еще не сформировался. При этом что такое «средний класс», часто не уточняется. В западной социологии существует достаточно четкое понимание критериев отнесения к среднему классу. Выделим наиболее важные из них.

  1. Средний класс объединяет людей, обладающих средним для данного конкретного общества уровнем текущих доходов. Доля среднего класса в данном случае зависит от того, как (по какой кривой) эти доходы распределяются. В развитых западных обществах считается, что основная масса населения (60-70%) имеет доход, близкий к среднему уровню, а число бедных и богатых сравнительно невелико.

  2. Уровень общей материальной обеспеченности, распределение накопленного богатства (имущества, финансовых активов). Принадлежность к среднему классу в западных странах в настоящее время означает тем самым обладание «стандартным имущественным набором в виде приличного дома или большой благоустроенной квартиры, машины, комплекса предметов длительного пользования, наличия ряда страховых полисов.

  3. Представители среднего класса – это обладатели мелкой собственности на средства производства, руководители мелких фирм, большинство которых основано на личном труде или предполагает такой труд наряду с привлекаемым наемным. Это малые предприниматели, к которым иногда добавляют самостоятельных работников и называют «старым средним классом». Примером служат знаменитые лавочники Великобритании и фермеры США, доля которых на раннекапиталистических стадиях приближалась к половине всего самодеятельного населения или даже превышала ее. Со временем, с ростом крупных корпораций размеры доли старого среднего слоя сокращаются, а их представители оттесняются в менее привилегированные рыночные ниши. И количественно сегодня они составляют 10-15%. С небольшими вариациями по отдельным странам.

  4. Уровень образования и наличие профессиональной квалификации. Согласно этому критерию к «среднему классу» причисляют специалистов с высшим образованием. В противоположность традиционной мелкой буржуазии их считают «новым средним классом». В первую очередь речь идет о тех, кто создает и обслуживает новые технологии, связанные со становлением постиндустриального, информационного общества. Иногда эти группы объединяют с менеджерами и административными работниками и называют «обслуживающим классом» или «классом менеджеров и специалистов».

  5. Условия и характер труда. По этому критерию к среднему классу относят так называемых «белых воротничков», служащих без высшего образования (их часто обозначают как «нижний средний класс»).

  6. Можно вычленять средние слои по сложной совокупности рыночных, трудовых и статусных позиций. В этом случае в их составе окажутся те, кто противостоит элитарным и нижним слоям общества по стилю жизни и социальным связям, оценке собственных карьерных перспектив и отношению к будущему своих детей, степени индивидуализма м автономии в своих действиях (помимо перечисленных выше экономических и профессиональных параметров).

  7. Уровень престижа. По этому критерию к среднему классу можно отнести группы, которые так оцениваются самим населением (по результатам опросов).

Учитывая вышеперечисленные критерии, можно сказать, что средний класс по своему составу неоднороден. В него входят мелкие и средние предприниматели, торговцы, адвокаты, священники, инженеры, писатели, художники, учителя, врачи, ученые, фермеры. При всей разнородности состава, эти слои отличаются как от крупной буржуазии, так и от лиц наемного труда. Объединяют их в единое целое следующие особенности:

  1. Экономическая независимость: наличие собственного предприятия или индивидуальное выполнение обособленных функций, требующих специальных знаний. Это обеспечивает представителям среднего класса сравнительно высокий уровень благосостояния.

  2. Сильная профессиональная ориентация, идентификация с выполняемой социальной функцией. Этим объясняется его высокая самооценка. Поскольку в развитых странах общество должным образом оценивает роль ученых, врачей, средних менеджеров. Это стимулирует их высокие самооценки, ощущение своей уникальности, высокой ценности для общества тех функций, которые они выполняют.

  3. Высокая гражданственность и политическая независимость

Эти особенности среднего класса обеспечивают ему достаточно высокий общественный престиж, уважение и авторитет со стороны граждан соответствующих стран.

В любой развитой рыночной стране между высшим классом и «низами» имеется промежуточный слой. При всех различиях развитых стран мира, доля среднего класса в них остается примерно одинаковой: 50-60%. Одинаковой остается его роль стабилизатора положения страны в условиях динамизма политики и экономической конъюнктуры. Образно говоря, средний класс в структуре развитых обществ можно уподобить позвоночнику в человеческом организме, благодаря которому организм сохраняет равновесие, устойчивость, несмотря на огромную подвижность тела, взлеты и падения духа. При всей динамичности «верхов», сменах политических программ и режимов власти, средние слои продолжают свои традиционные занятия, обеспечивая обществу все, что нужно для его нормального существования – от рабочих мест и потребительских товаров до медицинской помощи и научных открытий.

До настоящего времени сформировать средний класс в ходе российских реформ не удалось. По замыслу реформаторов по мере развития в России капиталистических отношений должен был начать формироваться средний класс. Его экономической базой должен был стать малый и средний бизнес. На «входе» в рынок ожидалось, что развитие этих форм бизнеса примет огромные масштабы и что средний класс станет основой новой социальной стратификации. Его главными составляющими должны были стать фермеры, владельцы мелких предприятий всех отраслей – от торговли (магазины, кафе, рестораны) до транспорта (бензоколонки, ремонтные мастерские); от строительства до адвокатуры. Должен был возникнуть многочисленный слой высокообеспеченных, достаточно состоятельных людей, независимых от государства, самостоятельно обеспечивающих свой собственный бизнес и продающих на рынке свою высокую квалификацию. И, главное, составляющих социальную базу, фундамент российского рынка и российского общества.

Эти ожидания не реализовались. В реальности в России сформировалось два полярных класса: 1) высший слой – крупные капиталисты, «олигархи», политики – представители интересов финансово-промышленных групп и 2) низший слой – бедные и беднейшие группы общества, которые не являются экономически независимыми. Средние же слои, размещенные между этими двумя полярными классами, хотя и возникли, но оказались малочисленными, экономически и политически слабыми и не сыграли стабилизирующей и цементирующей функции, не стали базой развития экономики и общества. Сегодня положение этого класса таково, что считать его «опорой и надеждой» отечества» нет оснований. Причина в том, что этот слой как бы «сдавлен» с трех сторон: с одной стороны – государством, с другой – криминальными группировками, с третьей – крупным капиталом. Поэтому при сохранении нынешней ситуации трудно ожидать его значительного развития, тем более его превращения в цементирующую силу российского рынка.

По данным Р.В. Рывкиной, согласно письменным ответам экспертов, в России существует более 50 социальных групп, из которых может формироваться средний класс. Теоретический анализ этих групп показал, что они представляют пять слоев российского общества.

  1. Экономические группы, связанные с бизнесом и получающие доход от той или иной экономической деятельности: мелкие и средние частные собственники (владельцы средних и мелких предприятий); коммерсанты, посредники, торговцы; банкиры;; ответственные работники (директора, управляющие, эксперты, консультанты), в том числе – работающие в иностранных компаниях.

  2. Представители госаппарата – ответственные работники управлений и отделов министерств и ведомств; ответственные работники подразделений министерств и ведомств в регионах России и др.

  3. Руководители государственных предприятий разных отраслей и рангов – директора, их заместители, начальники функциональных служб, начальники цехов, лабораторий и др.

  4. Интеллектуалы – профессионалы высокого класса, живущие за счет продажи (государству или на свободном рынке) своего интеллекта: ученые, журналисты, юристы, учителя, врачи, наиболее квалифицированные инженеры; научно-технические работники, квалификация которых котируется на мировом рынке; экономисты, финансисты; военные специалисты.

  5. Рабочие и колхозники – их наиболее квалифицированная, молодая, творческая часть.

По мнению экспертов, для нормального развития среднего класса нужны следующие условия:

  1. социально ориентированная экономическая политика;

  2. углубление рыночных реформ;

  3. более высокий правовой уровень;

  4. политическая стабильность.

Пока этих условий в стране нет. Более того, реальные перемены идут в противоположных направлениях.

Высокая конфликтность российского общества породила огромный спрос на стабилизирующее воздействие среднего класса. По мнению экспертов, средний класс может стать новой, причем конструктивно действующей «прослойкой» между борющимися социальными силами – народом и властью, между разными группами политиков. Эксперты отметили, что средний класс в России сейчас проходит этап самоидентификации, которая в России возникает раньше, чем подкрепляющее ее имущественное положение.

Современное российское общество проявляет весьма позитивное отношение к среднему классу. Отделяя его от государственных чиновников и крупных бизнесменов. Если богатство последних рассматривается как результат использования государства ( попросту говоря – воровства), то благосостояние среднего класса оценивается как результат собственных усилий и способностей, организационных талантов и высокой квалификации. В этом – залог дальнейшего успешного развития среднего класса, его интеграции в российское общество и успешного выполнения им своих социальных функций.