Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IRP_UP_do_Petra_1_doc.doc
Скачиваний:
82
Добавлен:
11.05.2015
Размер:
431.62 Кб
Скачать

Тема 3. Предпринимательство на Руси в период феодальной раздробленности (вторая половина XII в. Первая половина XIV в.)

Предпринимательство на Руси в период феодальной раздробленности. Древнерусское государство не было прочным и распалось, как и другие раннефеодальные государства. на Руси наступил период феодальной раздробленности, охвативший период XII−XV в.в.

В XII – XIII в.в. на Руси образовалось четыре крупнейших межобластных рынка. Они охватывали: северо-западную Русь (Новгород, Псков. Полоцк, Смоленск), северо-восточную (Ростов, Суздаль, Владимир-на-Клязьме, Тверь), южную (Киев, Чернигов), и юго-западную (Владимир Волынский, Галич) Русь. Возникновение и функционирование этих рынков обуславливались различиями их естественно-географических условий и начавшей специализацией отдельных районов. Отличались рынки и источниками поступлений товаров и ценами на них.

Наивысшего расцвета в эту эпоху торговля и предпринимательство достигли в Новгороде. Его обособление как самостоятельного государства началось с 30 – 40-х г.г. XI в. На это процесс повлиял акт, дарованный Ярославом Мудрым в 1019 г., об освобождении Новгорода от уплаты ежегодной дани Великому Князю. В тоже время завершилось формирование государственности в Новгороде. Но лишь через сто лет – в 1136 г. – Новгород официально провозгласил свою независимость.

Возвышению Новгорода в немалой степени способствовало его выгодное географическое положение у истоков Волхова. Новгород был расположен на перекрестке торговых путей, важных как для всей Киевской Руси. Так и для всей Северной Европы. Из Новгорода вниз по Волхову через Ладожское озеро и Неву легко можно было попасть как в Швецию, так и в земли балтийских славян. Из Новгорода через Ильмень и Мсту попадали на Волгу и шли в Булгарию, Хазарию и далекие земли Востока. Почти полтысячелетия он был для Руси «окном в Европу». В немалой степени обособлению Новгорода способствовал и тот факт, что государственное начало в Новгороде было не так ярко выражено, как в Киеве. Князь приглашался на княжение из других княжеств, и его права ограничивались, престол не наследовался. Экономической особенностью Новгорода являлось то. Что там было распространено владение землей на праве полной собственности. К XIII−XIV вв. три-четыре десятка боярских семей сосредоточили в своих руках более половины новгородских земель. Это обеспечило им политическое и экономическое господство. Именно эта новгородская аристократия противостояла усилению государственной власти.

В XII−XIII вв. Новгород Великий был огромным городом (о его населенности можно приблизительно судить по тому факту, что в сгоревшей в 1211 г. части города числилось 4300 дворов). Основное население Новгорода составляли ремесленники самых разнообразных специальностей. Ремесленники селились группами по принципу сходства профессий. С XII в. ремесло становиться тесно связанным с рынком. Происходившее углубление дифференциации ремесел способствовал выделению более богатых ремесленников, имевших свое место на главном торгу Новгорода, и являясь одновременно и производителями и торговцами.

Важную роль в жизни Новгорода играла внешняя торговля, которая была делом не только купцов, но и бояр и церкви. В силу особенностей Новгородской земли боярство было прочно связано с внешней пушной торговлей, и это придавало ему большую экономическую силу и корпоративную сплоченность. Местные бояре в новгородских летописях, по словам В.О. Ключевского, чаще всего являлись с физиономией капиталиста, дающего деньги в долг (13). Далекие торговые экспедиции, требовавшие оснащения кораблей и большой вооруженной охраны, сплачивали боярско-купеческие круги и выдвигали их на первое место

Но класс настоящих новгородских торговцев все же был представлен купцами, которые, как правило, либо работали у бояр, используя их капиталы и кредиты, либо служили комиссионерами в их торговых оборотах. Новгородские купцы регулярно посещали остров Визби и города вдоль южного берега Балтийского моря - Померанское побережье. В свою очередь иностранные купцы устраивались в Новгороде, где было два «иноземных двора»: готландский и немецкий. В 1195 г. Новгород заключил торговый договор с немцами, голландцами и каждым «латинским народом» Данный договор содержит не только торговые, но и уголовные статьи, на случай нанесения увечий или убийства русских иностранцами и наоборот. Полное взаимное равенство сторон является беспрецедентной чертой этих документов.

Многие новгородские купцы сколачивали достаточно большие состояния о размерах которых, трудно судить. Строительство церквей на собственные деньги дает возможность получить некоторое представление о средствах, которыми они располагали. В 1050г. в Новгороде построил деревянную церковь Садко Богатый; в 1115 г. неизвестный новгородский купец заложил каменную церковь; в 1192 г. дочь купца Широжкина также построила каменную церковь.

Стремясь защитить свои интересы, новгородские купцы объединялись в корпоративные общества. Наиболее известным, из которых, было «Иваново сто», созданное при церкви Ивана на Опоках. Ивановское братство обладало самоуправлением. При церкви выбирался совет из трех старост. Купцы выбирали двух старост, а от «житьих» и «черных людей» был только один, да и то не выборное, а официальное лицо, боярин тысяцкий. Членом ивановского братства мог стать только богатый купец, внесший большой вклад не менее 50 гривен серебром плюс неопределенное количество полотна. Взносы шли в храмовую казну, из которой заинтересованные лица могли получить ссуды. В пользу Ивановского братства шли таможенные пошлины с воска, привозимого в Новгород со всех концов Руси. Размер пошлины был дифференцированным: меньше всего платили новгородцы, больше – жители других городов Новгородской республики, самую большую пошлину – гости из других княжеств. Все спорные вопросы корпорации решал торговый суд. Вмешиваться в его решения не имел право ни посадник, ни бояре. Корпорация имела свой общинный праздник, который длился три дня (такие совместные праздники членов купеческих гильдий были характерны для всех средневековых городов Западной Европы).

«Иваново сто» – наиболее показательный, но не единственный пример корпоративного объединения купцов. На самом деле в Новгороде существовали десятки таких купеческих корпораций. Они образовывались в зависимости от товаров, которыми купцы промышляли, или местности, куда ездили.

Монголо-татарское нашествие и предпринимательство. Главный свой удар монголы нанесли по рынку и городам. Такие старые центры русской цивилизации, как Киев, Чернигов, Переславль, Рязань, Суздаль и многие другие были полностью разрушены. Только немногие важные города в Западной и Северной Руси, такие, как Смоленск, Новгород, Псков и Галич, избежали разорения в это время. Целая группа населения − ремесленники и торговцы была «уничтожена как класс», «раскулачена» монголами. Исчезают целые отрасли ремесленного производства: искусство перегородчатой эмали, техника чернения, производство глазированной и полихромной керамики, включая декоративные изразцы, производство стеклянных бус и браслетов, искусство резьбы по камню, изготовление булатных мечей и т.д.

Результатом стал подрыв товарного производства и товарного обращения. Пресекается наметившийся в конце XI в. начале XII в. переход к мелкотоварному производству в ремесле. Все это проделало серьезную брешь в удовлетворении потребительского спроса. Сельские жители вынуждены были зависеть от того, что они произвели у себя дома. Князья и бояре не имели альтернативы развитию ремесел в собственных имениях.

На жителей городов легла основная тяжесть выплаты дани в Орду. Утечка огромного количества денежных средств в Орду привела к почти полному прекращению денежной чеканки в княжествах, что нанесло удар по развивающимся товарно-денежным отношениям и восстановило простой продуктообмен, сводило к минимуму возможность накопление капиталов в руках торгово-ремесленных людей, а вместе с тем тормозило превращение горожан в средневековое бюргерство, из среды которого в дальнейшем должны были выделиться буржуазные элементы (т.е. собственно предприниматели).

Наметившаяся в XI в. начале XIII в. тенденция к созданию в наиболее развитых русских городах типичного для средневековья «городского строя» была прервана.

Европейские структуры, достаточно мощные в домонгольской Руси были раздавлены. Результат – лавинообразное нарастание архаизации всей жизни. Присваивающее хозяйство начинает развиваться в ущерб производящему.

С экономической точки зрения монголы смонтировали на Руси систему жесточайшей редистрибуции, изымавшей из торговых городов весь прибавочный и часть необходимого продукта. В течении первого пятнадцатилетия после завоевания ордынцы взимали с русского населения дань и корм, не считая многочисленных подарков, которые привозили русские князья в Сарай и Каракорум. После того как последние очаги сопротивления были сломлены, Орда усилила налоговый пресс, введя в его функционирование строгую регулярность и планомерность. Для этого монголы приступили к монтированию редистрибутивной инфраструктуры. В 1257 – 1259 гг. они провели на Руси перепись населения и ввели подворное обложение. По приказу Бату были проложены тракты со специальными ямскими подставами, располагающимися на расстоянии одного дневного перехода лошади (25-30 км.) друг от друга. Почтовая повинность возлагалась естественно на местное население. И, наконец, создается фискальный аппарат, состоящий первоначально из самих ордынцев. Сам налог состоял из ясака (дани), хараджа ( поплужного), сусуна и улуфа (корма и питья), конака (дара, почестья), кулуш-колтка (запроса, чрезвычайного сбора по требованию хана). Торговая пошлина (тамга) затем, на протяжении XIV−XV в.в., интенсивно разрастается в разного рода поборы, связанные как с внутренней и с внешней торговлей, так и с различными сделками, что душит рынок. Главным видом торговых пошлин было мыто, т.е. плата с воза или ладьи за пропуск в определенное место, своего рода таможенная пошлина (с воза – деньга, кто едет верхом на лошади без воза, но для торговли так же должен заплатить деньгу, со струга – алтын). Взимались также пошлины на пристанях (побережное мыто), на перевозах (перевозное), на мостах (мостовщина), за проверку товара перед продажей (явочное мыто). Кроме того во времена монголо-татар взимался сбор с объема капитала – тамга, уплачиваемая с объема продаж (когда кто начнет торговать от рубля берется алтын (27)), при этом торговля изделиями собственного производства не облагалась. Упоминается в летописях пошлины с клеймения лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т. д.. С тех кто уклонялся от уплаты взималась мыта Но самое тяжелое для русских бремя – то обстоятельство, что редистрибуции подлежали не только вещи и деньги, но и сами люди. Монгольское политика забирать искусных мастеров и квалифицированных ремесленников накладывало тяжелое бремя на русские города. К великому хану посылалась квота лучших русских ювелиров и ремесленников. Кузнецы, оружейники, шорники и т.д. также поступали в распоряжение дома Джучи, а также высших военачальников монгольских армий. Рассредоточение русских мастеров-ремесленников в монгольском мире сильно истощило на время источник опыта собственно Руси и не могло не прервать развития производственных традиций. Кроме того, русские должны были с определенного количества дворов поставлять в орду подневольных воинов и просто рабов. Дань эта сдиралась с русских городов с жесточайшей беспощадностью, все более и более разоряя их.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]