Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уголовное П. Общая.doc
Скачиваний:
163
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
3.44 Mб
Скачать

§ 2. Вменяемость как один из признаков субъекта преступления

Одним из основных положений диалектического материализма является тезис о том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Поэтому поведение людей в конечном счете детерминировано их общественным бытием. Признание детерминированности человеческого поведения не исключает, однако, активного воздействия сознания и воли человека на окружающий мир. Именно благодаря активной роли сознания и воли человек, принимая соответствующее решение, способен оценивать фактические обстоятельства, при которых он действует, характер, значение и последствия своих действий, сознательно использовать определенные обстоятельства для достижения своих целей, выбирать определенное поведение из тех реальных возможностей, которые имеются в конкретной обстановке.

Материалистическое понятие свободы воли как способности принимать решение со знанием силы лежит в основе обоснования привлечения человека к уголовной ответственности за свое общественно опасное поведение. Лица, обладающие способностью принимать совершаемое деяние и сознательно руководить своими действиями, являются вменяемыми. Только они могут быть признаны виновными за совершаемые ими общественно опасные деяния и подвергнуты наказанию.

Вменяемость – это способность лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Она является одним из обязательных признаков субъекта уголовной ответственности.

Невменяемость – это обусловленная болезненным состоянием психики неспособность лица отдавать отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения общественно опасного деяния, исключает возможность быть субъектом преступления. Невменяемые лица, не обладающие нормальными психическими свойствами, совершившие общественно опасные деяния, не могут быть привлечены к уголовной ответственности и подвергнуты наказанию, ибо в силу отсутствия способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими не могут понять сущности и назначения применяемого к ним наказания.

Применять к таким лицам наказание нецелесообразно. К ним по назначению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера, в которых отсутствуют признаки наказания. Понятие невменяемости предусмотрено ст. 21 УК РФ: «Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики». К такому лицу по назначению суда могут быть применены меры принудительного медицинского характера (ст. 97-104 УК). Следовательно, для признания лица невменяемым необходимо установить отсутствие способности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими (юридический критерий), а также наличие из четырех разновидностей расстройства психической деятельности (медицинский критерий), указанных в ч.1 ст. 21 УК РФ:

- хроническое психическое расстройство,

- временное психическое расстройство,

- слабоумие,

- иное болезненное состояние психики.

При наличии хотя бы одного из этих заболеваний в сочетании с одним из юридических признаков, зафиксированных в заключении судебно-психиатрической экспертизы, суд признает лицо невменяемым с соответствующими последствиями, предусмотренными в законодательстве.

Под хроническим психическим расстройством в психиатрии понимается трудноизлечимое или неизлечимое психическое расстройство, носящее длительный характер и имеющее тенденцию к прогрессированию: шизофрения, эпилепсия, прогрессивный паралич, сифилис мозга и др.

Временное психическое расстройство представляет собой психическое заболевание, продолжающееся тот или иной срок и заканчивающееся выздоровлением. К нему относят так называемые исключительные состояния, т.е. кратковременное, внезапно возникшее, быстро прекращающееся психическое состояние: патологическое опьянение, патологический аффект, реактивное состояние, т.е. болезненное расстройство, возникшее в результате тяжелых душевных потрясений и некоторые алкогольные психозы, например, белая горячка. Для установления наличия, например, аффекта в действиях лица требуется определение двух обстоятельств в совокупности: внезапно возникшего сильного душевного волнения и противоправного (аморального) поведения потерпевшего. Несомненно, преступления против личности совершаются с определенной долей душевного волнения виновного, а часть из них связана с противоправным (аморальным) поведением потерпевшего, что на основании ст. 61 ч.2 п. «з» является смягчающим вину обстоятельством.1

Слабоумие (олигофрения) – психическая болезнь, заключающаяся в нарушении нормальной мыслительной деятельности и связанных с этим эффективно-волевых отношений. Слабоумие проявляется в форме: идиотии (наиболее глубокая степень психического недоразвития), имбецильности (менее глубокая форма), дебильности (легкая форма).

Под иным болезненным состоянием психики понимается такое болезненное состояние, которое не является хроническим или временным расстройством психики, но по своим психопатическим нарушениям может быть приравнено к ним. Это тяжелые формы психопатии, абстиненция при наркомании (морфийное голодание) и др.

Юридический (психологический) критерий невменяемости представляет собой такое расстройство психики человека, при котором он теряет способность отдавать отчет в своих действиях либо может отдавать себе отчет, но не способен руководить своими действиями. Под своими действиями закон понимает не любое действие душевнобольного, а только те конкретные общественно опасные действия, которые предусмотрены соответствующей уголовно-правовой нормой действующего уголовного законодательства.

Отсутствие способности отдавать отчет в своих действиях (интеллектуальный момент) означает, прежде всего, отсутствие у лица способности осознавать фактические объективные связи между своим поведением и его результатом. Утрата способности отдавать себе отчет в своих действиях заключается и в том, что лицо не может осознавать общественную опасность своего поведения. Например, душевнобольной поджигает дом, объясняя свой поступок желанием во время праздника осветить поселок. Понимая фактическую сторону деяния, он не осознает общественную опасность содеянного.

Неспособность руководить своими действиями (волевой момент) означает неспособность действовать по своей воле в соответствии со своими представлениями и желаниями. Так, больной эпидемическим энцефалитом, отличавшейся неудержимой импульсивностью наряду с сохранностью интеллекта, испытывал непреодолимое желание щипать, щекотать и кусать окружающих. Он хорошо понимал недопустимость своего поведения, но жаловался на то, что никак не может сдерживать себя. В приведенном примере лицо было признано невменяемым, потому что оно в силу болезненного состояния не могло руководить своим поведением, хотя и сознавало его недопустимость.

Наличие только медицинского или только юридического критерия не дает основания для признания лица невменяемым. Так, слабоумие – это медицинский критерий, но если оно выражено у больного не очень сильно и слабоумный при совершении преступления все же мог отдавать отчет в своих действиях и руководить ими, то он не должен считаться невменяемым, поскольку отсутствует юридический критерий.

Возможны в судебной практике и такие случаи, когда человек не отдает себе отчета в своих действиях не по причине болезненного состояния психики, а в силу, например, опьянения, малолетнего возраста. Такое лицо также не может признаваться вменяемым ввиду отсутствия медицинского критерия.

Следовательно, только совокупность медицинского и юридиче­ского критериев дает основание для признания лица невменяемым. Однако сущность и содержание невменяемости наиболее наглядно проявляется в ее юридическом критерии. Именно он свидетельствует о глубоких изменениях психики больного, характеризует потерю им способности правильно оценивать свое поведение и руководить им, а следовательно, и осознавать, что совершает он преступление. Исходя из ведущего значения юридического критерия невменяемости, действующее законодательство в понятие «невменяемость» на первое место ставит юридический критерий.

Вопрос о вменяемости или невменяемости решается только применительно к факту совершения лицом конкретного общественно опасного деяния и лишь на момент совершения именно этого деяния. Вот почему нельзя считать невменяемым человека, признанного таковым в иное время и по другому делу. Для установления его невменяемости требуется проведение новой судебно-психиатрической экспертизы. Заключение эксперта о психическом состоянии лица дает возможность органу правосудия устанавливать наличие вменяемости или невменяемости лица, однако оно не является обязательным для суда. В случае несогласия суда с заключением эксперта суд в соответствии с законом может назначить дополнительную или повторную экспертизу.

К лицам, признанным невменяемыми, по назначению суда могут быть применены лишь принудительные меры медицинского характера. Порядок их применения определяется Уголовным кодексом РФ (ст. 97-104).

Согласно ст. 22 УК вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. В соответствии со ст.23 УК РФ лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.

В Уголовный кодекс Российской Федерации включены нормы, регулирующие уголовную ответственность лиц с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, но ограничивающими их способность к осознанно-волевому поведению (ст.22), а в ст. 22 УК РФ не отражается ее содержание, поскольку охватывает и тех лиц, психическое расстройство которых не оказало существенного влияния на их способность к осознанно-волевому поведению во время совершения преступления.1 Психическое расстройство, по мнению Ю. Аргуновой, не исключающее вменяемости, но затрудняющее способность понимать характер, значение и последствия своих действий (бездействия) либо воздержаться от преступного деяния, может признаваться судом обстоятельством, смягчающим наказание.2 Незавершенность определений по пограничной (ограниченной) вменяемости в уголовном законе вызывает определенные проблемы в правоприменительной практике и вызывает дискуссию среди ученых. Как считают И. Козаченко и Б. Спасенников, «в отличие от категории невменяемости, которая достаточно подробно разработана законодателем, категория вменяемости в уголовном и уголовно-процессуальном законах упоминается лишь как само собой разумеющееся требование, которое должно соблюдаться при привлечении к уголовной ответственности и наказании лица, совершившего преступление».3