Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Zachyot_po_istorii_meditsiny.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
296.45 Кб
Скачать

5) Письмо ломоносова "о сохранении и размножении российского народа"

В обычай вошло во многих российских пределах, а особливо по деревням, что малых ребят, к супружеской должности неспособных, женят на девках взрослых, и часто жена могла бы по летам быть матерью своего мужа. Сему, с натурою спорному поведению следуют худые обстоятельства: слезные приключения и рода человеческого приращению вредные душегубства. Первые после женитьбы лета проходят бесплодны, следовательно, такое супружество — не супружество и сверх того вредно размножению народа, затем что взрослая такая женщина, будучи за ровнею, могла бы родить несколько детей обществу. Мальчик, побуждаем будучи от задорной взрослой жены, усиливанием себя прежде времени портит и впредь в свою пору к детородию не будет довольно способен, а когда достигнет в мужеский возраст, то жена

скоро выйдет из тех лет, в кои к детородию была способнее. Хотя ж она и в малолетство мужнее может обрюхатеть непозволенным образом, однако, боясь бесславия и от мужних родителей попреку и побоев, легко может поступить на детоубивство еще в своей утробе. Довольно есть и таких примеров, что, гнушаясь малым и глупым мужишком, спознавается жена с другим и, чтоб за него выйти, мужа своего отравливает или инако убивает, а после изобличена предается казни. Итак, сими непорядками еще нерожденные умирают и погибают повинные и неповинные. Второе неравенство в супружестве бывает, когда мужчина в престарелых летах женится на очень молодой девушке, которое хотя и не столь опасно, однако приращению народа вредно, и хотя непозволенною любовию недостаток может быть наполнен, однако сие недружелюбия, подозрения, беспокойства и тяжеб в наследстве и больших злоключений причиною бывает. Для сего вредное приумножению и сохранению народа неравенство супружества запретить и в умеренные пределы включить должно. По моему мнению, невеста жениха не должна быть старее разве только двумя годами, а жених старее может быть 15-ю летами. Сие для того, что женщины скорее старятся, нежели мужчины, а особливо от частой беременности. Женщины родят едва далее 45 лет, а мужчины часто и до 60 лет к плодородию способны. Всего сходнее, ежели муж жены старее от 7 до 10 лет. Хотя ж по деревням и показывают причины, что женят малых ребят для работниц, однако все пустошь, затем что ежели кто семью малую, а много пашен или скота имеет, тот наймуй работников, прими третьщиков или половинщиков, или продай излишнее другому.

6) _________________________________

7) __________________________________

8) П. И. Шатилов – создатель самобытной русской терапевтической школы в Харькове

1909 год, сентябрь. Анатомический театр Императорского Харьковского университета «переполнен профессорами, врачами, студентами, все двери открыты настежь для того, чтобы и та толпа, которую не в состоянии была вместить аудитория, могла слышать первую лекцию нового профессора.

Медленно появился в дверях аудитории профессор П. И. Шатилов, такой, каким описал его академик Н. Ф. Мельников-Разведенков, «с заросшим волосами характерным лицом, с крупными чертами славянина, борода лопатой, с густой шапкой русых волос, с типичным русским лицом, расплывшимся в добродушную широкую улыбку, – широкий, крепкий, тяжелый, с развалистой походкой» Анатомический театр задрожал от рукоплесканий. Молодежь буквально засыпала цветами Петра Ивановича и весь его путь до кафедры и долго не давала возможности начать лекцию любимому профессору…

Устроенная П. И. Шатилову встреча была такой, что он, «не боявшийся сильных мира сего, всегда обнаруживавший перед ними мужество, верный защитник слабых и обездоленных», на этот раз смутился, заволновался, сильно побледнел, зашатался, и нам, его ученикам, было видно, что он близок к обмороку; но Петр Иванович овладел собой и начал лекцию. Установилась гробовая тишина, аудитория замерла…»

Так вспоминал проф. Н. З. Фурсов о своем учителе в статье, помещенной в 1946 году в любимом журнале Петра Ивановича, его детище – «Врачебном деле». Статья наша и посвящена памяти этого замечательного человека, «профессора окраин, врача бедняков», как его называли в свое время, выдающегося педагога, создателя самобытной русской терапевтической школы в Харькове – Петра Ивановича Шатилова, 140-летие со дня рождения которого в 2009 году отмечает медицинская общественность города.

Будущий известный ученый и клиницист П. И. Шатилов – выходец из дворян – родился 4 октября 1869 г. в слободе Казацкой, Старооскольского уезда, Курской губ. Учился сначала в Воронежской, затем в Кутаисской гимназии, которую окончил с медалью в 1890 г. В том же году поступил на медицинский факультет Харьковского университета. Готовясь к практической деятельности, Петр Иванович углубленно изучал отдельные курсы. Так, полтора года он занимался специальными работами в области патологической анатомии и гистологии в лаборатории проф. В. П. Крылова, в течение года изучал топографическую анатомию в лаборатории проф. А. И. Дудукалова. По свидетельству самого П. И. Шатилова, во время учебы в университете он «в течение всех летних вакаций работал в качестве экстерна и фельдшера при Старооскольской больнице под руководством д-ра Ф. К. Геррата, а в 1892 г. во время холерной эпидемии по приглашению земства заведовал фельдшерским участком в слободе Казацкой».

В 1895 г. П. И. Шатилов окончил университет и получил диплом лекаря cum eximia laude и звание уездного лекаря. По рекомендации известного клинициста проф. Ф. М. Опенховского он был оставлен при клинике госпитальной терапии в качестве экстерна и проработал здесь (в дальнейшем ассистентом) до 1903 г. Во время работы на кафедре, в 1902 г., Петр Иванович защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему «К учению о формах пульсовых кривых». Уже тогда как достоинство отмечалось, что в этой работе не было упущено ни одной формы пульсовой кривой, встречающихся в литературе, а измерения их, методологически и инструментально разработанные автором, давали богатейший фактический материал. Форма изложения П. И. Шатиловым материала диссертации по достоинству оценена была одним из наиболее уважаемых профессоров медицинского факультета А. В. Репревым, который сказал на защите, обращаясь к Петру Ивановичу: «При чтении Вашей диссертации кривые линии на накопченной бумаге встали передо мной как живые и красноречиво рассказали о самых глубоких тайниках и сложных вопросах патологии пульса».

В 1903 г. П. И. Шатилов получил звание приват-доцента и начал читать студентам «Курс клинических методов исследования». В следующем году он занимает должность сверхштатного ассистента в факультетской терапевтической клинике Харьковского университета, директором которой был избран проф. Ф. М. Опенховский. В 1906 г. П. И. Шатилов отправился в заграничную командировку, где работал в физиологических и биологических лабораториях Цюриха, Берлина, Берна, изучая вопросы обмена веществ, проблемы иммунитета, бактериологии. Он слушал клинические лекции профессоров Лейдена, Сенатора, Крауса, Клемперера, посещал лекции по бактериологии Вассермана, по невропатологии Цигна. Но это было не пассивное восприятие чужого опыта, а напряженная научная деятельность. Работая в бактериологическом институте Колля по иммунитету, он по поручению профессора руководил научной работой отдельных стажеров; занимаясь эпидемиологией зоба, впервые выяснил пригодность реакции Вассерманна для практических целей; разрабатывая Эрлиховскую теорию боковых цепей, подготовил схематические рисунки, которые были приняты для демонстрации на лекциях профессоров в университетах Берна, Фрейбурга, Франкфурта, а затем помещены в известном руководстве Колля.

В 1908 г. П. И. Шатилов возвратился в Харьков к исполнению своих обязанностей, и на следующий год после избрания факультетом и советом Харьковского университета был утвержден в звании экстраординарного профессора по кафедре диагностики с пропедевтической терапевтической клиникой. К этому времени и относятся воспоминания профессора Н. З. Фурсова, приведенные нами в начале статьи. Рекомендовал П. И. Шатилова на эту должность его учитель – проф. Ф. М. Опенховский, который дал положительный отзыв на представленные конкурсной комиссии научные работы Петра Ивановича. В оценке этих работ с Ф. М. Опенховским были солидарны еще два известных клинициста – заслуженные профессора М. М. Ломиковский и А. Х. Кузнецов. В обязанности П. И. Шатилова входило руководство научными изысканиями студентов, которые получили пять золотых и две серебряных медали за подготовленные с его участием работы

В 1912 г. произошло событие, прервавшее спокойное течение жизни П. И. Шатилова. В госпитале, где у него была пропедевтическая клиника, им впервые в России была применена противобрюшнотифозная вакцина. Официального разрешения от Министерства просвещения на проведение этих экспериментов П. И. Шатилов не имел. И, узнав о них из доноса одного из профессоров, министр Кассо, у которого Петр Иванович, «не умевший склонять голову перед сильными мира сего», давно уже был на заметке, отстранил его от заведования кафедрой и отправил в опальную командировку за границу, несмотря на то, что эксперимент дал ободряющий результат.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]