Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
46
Добавлен:
27.04.2015
Размер:
102.91 Кб
Скачать

Лирические отступления в романе

Голос автора напрямую звучит в лирических отступлениях, роль которых в романе многообразна. Во-первых, лирические отступления открывают мир автора: авторские оценки, комментарии, размышления выявляют многогранность и богатство внутреннего мира поэта, его жизненные ценности, восприятие мира и человека. Во-вторых, в лирических отступлениях создается масштабная и многогранная картина жизни России первой четверти 19 века, энциклопедизм романа связан прежде всего с размышлениями автора. В-третьих, лирические отступления помогают Пушкину напрямую выразить свое отношение к героям, а также установить диалог с читателем.

Тема любви в лирических отступлениях. Одной из сквозных тем лирических отступлений становится тема любви. Стихия любви, по Пушкину, свободная, разноликая, непредсказуемая - это, в частности, ощутимо в знаменитом лирическом отступлении о «дамских ножках», поначалу игривом и легком, но постепенно переходящем в другую тональность – к высокой страсти и взволнованному лиризму, когда Пушкин вспоминает свое чувство к Марии Раевской. Исчезает атмосфера легкой шутливости, на ее месте – романтически грандиозная картина моря, связанная с темой бурной страсти:

Я помню море пред грозою,

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам…

Нет, никогда порыв страстей

Так не терзал души моей!

Рамки любви и рамки жизни, по мнению Пушкина, тождественны, а потому «любви все возрасты покорны»: любовь, как и сама жизнь, меняется, она многогранна настолько, что каждый раз внове.

Тема свободы. Тема свобода становится так же, как и тема любви, сквозной в лирических отступлениях романа, более того, можно ощутить эволюцию этой темы, связанную с духовной эволюцией самого поэта: если в начале романа, в 1823 году, свобода осознавалась Пушкиным как стихия внешняя, как «вольный бег» по волнам жизни, не скованный полицейским надзором и положением ссыльного, то в тридцатые годы свобода – понятие психологическое, верность своим идеалам, своему жизненному выбору, то «самостоянье», которое поэт называл «залогом величия» человека.

Тема творчества. Пушкин в романе не только герой, но и его создатель, а потому тема творчества не могла не стать одной из ключевых. Именно в этом произведении появляется знаменитое пушкинское определение поэзии как «союза волшебных звуков, чувств и дум». Этот союз создает «даль свободного романа» - совершенно особого, нового для того времени жанра, и новизну эту Пушкин осознавал явственно. «Свободный роман» - это свобода содержания, композиции и словесной организации: гармоничное совмещение разных сюжетных линий, открытый финал, включение лирических отступлений, живой, свободный и естественный язык. Творчество для Пушкина – это прежде всего свобода самовыражения, поэтому любые ограничения, устаревшие языковые нормы и жанровые рамки преодолеваются поэтом. Пушкин спорит с литературными оппонентами легко, с искрящимся юмором, утверждая новые литературные формы как нечто органичное, созвучное наступившему времени.

Особую атмосферу романа создает необыкновенная легкость общения автора с читателем. Читатель для Пушкина – друг, причем понимающий, умный, способный оценить шутку. Именно с таким читателем можно советоваться о выборе имени героини, прервать рассказ об Онегине воспоминанием о театре, деревне, любви, помянуть с иронией литературных оппонентов и лишь в конце седьмой главы «вспомнить» о вступлении, отметив с улыбкой: «Хоть поздно, а вступленье есть». Пушкинская улыбка, мягкая, светлая, умная, пронизывает многие строки романа. С той же улыбкой поэт говорит и о самих лирических отступлениях:

Пора мне сделаться умней,

В делах и слоге поправляться

И эту пятую тетрадь

От отступлений очищать.

Размышления о жизни и ее назначении в лирических отступлениях. Вечная загадка жизни, ее содержания и смысла – еще одна тема лирических отступлений. Жизнь неостановима: в юности, которая «и жить торопится, и чувствовать спешит», это движение ощущается с радостью, однако на пороге своего тридцатилетия Пушкин впервые ощутил драматизм этой неостановимости:

Ужель и впрямь и в самом деле

Без элегических затей

Весна моих промчалась дней

(Что я шутя твердил доселе?)

И ей ужель возврата нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?

Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы прощание с юностью не стало одновременно встречей с новым, еще неизведанным этапом жизни, если бы с «ясной душой» поэт не приветствовал этот новый путь:

Но так и быть: простимся дружно,

О юность легкая моя!

Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья,

За шум, за бури, за пиры,

За все, за все твои дары…

Довольно! С ясною душою

Пускаюсь ныне в новый путь

От жизни прошлой отдохнуть.

Пушкин обладал удивительной способностью ощущать жизнь как движение, включающее радость и грусть, свет и мглу. Например, конец шестой главы – сцена дуэли Онегина и Ленского: зимнее оцепенение в природе, зима в отношениях двух друзей, «мгновенным холодом» облит Онегин, пораженный смертью юного поэта. Казалось, пробудиться от этого зимнего холода уже невозможно, однако седьмая глава начинается стремительно-легкими строками описания весны:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга…

Весна – пора пробуждения и жизни – властвует не только в природе, и в судьбы героев романа она вносит изменения, преображения, потому что жизнь не может стоять на месте: Онегин отправляется в путешествие, Ольга выходит замуж за улана, Татьяна после посещения кабинета Онегина и проникновения в его таинственный для нее мир дает согласие ехать в Москву на «ярмарку невест». Так через судьбы своих героев Пушкин отражает восприятие жизни, умеющей мудро преодолевать минуты тоски и горя, врачующей душевные раны. Вероятно, именно такое отношение к жизни стало источником светозарного, «моцартианского» мироощущения поэта.

Без патетики и громкости, с легкой улыбкой и мягкой грустью Пушкин говорит о самом важном – о смысле человеческой жизни, которая не может и не должна обратиться в небытие:

Без неприметного следа

Мне было б грустно мир оставить,

Живу, пишу не для похвал;

Но я бы, кажется, желал

Печальный жребий свой прославить,

Чтоб обо мне, как верный друг,

Напомнил хоть единый звук.

Природа в лирических отступлениях. В размышлениях и воспоминаниях автора входит в роман огромный мир России – с ее природой, культурой, историей, стилем жизни. Природа в романе дана в восприятии Татьяны и самого автора. В слоге Пушкина нет красивости, «роскошности», он так же прост, как проста русская природа, однако именно такой слог передал неповторимость и живую прелесть русского первого снега, очарование осенней тишины, весеннего преображения. Каждое время года несет свою поэзию, движение природы – это движение самой жизни, движение времени.

Духовная жизнь русского общества. Театр, литература, наука (например, увлечение Онегина Адамом Смитом) – всё это в той или иной степени находит отражение в романе. Не только русская, но и западноевропейская культура, без которой немыслима духовная жизнь просвещенного русского общества 19 столетия, представлена в романе. Байрон, Шиллер, Гёте, Кант, Ричардсон, Корнель 0 вот далеко не полный список «властителей дум» русского дворянства.

Непременной частью дня Онегина и содержанием лирических отступлений становится театр, который Пушкин называет «волшебным краем». Состояние театра, интерес к нему всегда становились показателями наполненности духовной жизни общества: кипение театральной жизни созвучно кипению самой России начала 19 века. В нескольких строках Пушкин набрасывает историю русского театра, вспоминая Фонвизина, Княжнина, с упоением говорит о блистательной игре Семёновой, воздушном танце Истоминой.

С образом автора в роман входит стихия литературной борьбы того времени. С устаревшими догмами классицизма Пушкин спорит легко, с искрящимся юмором, например, лишь в конце седьмой главы вспоминая о непреложном в произведении классицизма вступлении, промолвив с улыбкой: «Я классицизму отдал честь: хоть поздно, а вступленье есть». Да и само «вступление» - это блистательная пародия на высокопарность вступлений классицизма:

Пою приятеля младого

И множество его причуд.

Благослови мой долгий труд,

О ты, эпическая муза!

И, верный посох мне вручив,

Не дай блуждать мне вкось и вкрив.

Пушкин утверждает право писателя на свободу выбора героя, построения произведения, на свободу выбора литературных форм и языка. Жизнь не делится на высокое и низкое, она многообразна и сложна, Пушкин как раз это многообразие и отразил в романе, утверждая свое право именно так видеть жизнь.

12

Соседние файлы в папке 5