А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» (1823 – 1831)
В одном из писем Пушкина можно прочесть: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Роман в стихах – жанр лиро-эпический, поэтому, наряду с повествовательным, в романе Пушкина сильно лирическое начало – присутствие авторского «я», отражение не только внешнего мира, но и мира авторских размышлений, чувств, оценок. Образ автора раскрывается и в самих событиях, когда поэт оказывается рядом с персонажами своего романа, и в многочисленных лирических отступлениях, тематика которых удивительно богата. Автор незримо присутствует всегда и всюду: принимает живое участие в судьбе своих героев, откликается то лирически взволнованно, то с шутливой иронией на их переживания, делится творческими планами с читателем, размышляет о природе, литературе, любви, свободе, о самой жизни. Именно благодаря этому достигается удивительная содержательная насыщенность произведения. «Онегина» воздушная громада, - сказала Анна Ахматова. И «громадность» этого романа, и его «воздушность» имеют своими истоками уникальность и масштабность мира автора.
Духовная эволюция Евгения Онегина
Тема Онегина в романе – это тема душевного пробуждения, взросления, духовной эволюции.
Мир Онегина первой главы – это светский Петербург, блистательный, праздничный, но всё же несколько искусственный, далёкий от истинной русскости. Не случайно Пушкин столь подробно описывает бытовую культуру дворянского Петербурга: кабинет Онегина, его одежду, стиль жизни, потом столь же подробно опишет кабинет Онегина в его имении – портрет лорда Байрона, статуэтку Наполеона. В Онегине первой главы отразился довольно типичный для первой половины 19 века «байронический герой», наделённый, однако, индивидуальными чертами, даже в самом своем скептицизме отражающий извечную русскую тоску по более осмысленной, одухотворенной жизни.
Онегин начала романа – человек, не знающий всей сложности жизни, упрощающий ее. Ни истинной любви, ни подлинной дружбы нет в мире Онегина. Подчеркивая типичность своего героя, Пушкин подробно воссоздает один день его жизни: утро начиналось с чтения записок с приглашением на бал, затем прогулка по бульвару, обед в модном ресторане, вечером – театр, бал, и только на заре Онегин возвращается домой. Не случайно автор использует глаголы движения – стремительного, но бессодержательного: «поскачет», «помчался», «полетел», «стремглав поскакал», «стрелой взлетел». Онегин не способен принадлежать чему-либо глубинно, его жизнь мчится, но мчится бесцельно, ее разнообразие и полнота заменены пестротой, мельканием:
Проснётся за полдень. И снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.
При всей насыщенности внешней жизни Онегина, его внутренняя жизнь была пуста, не случайно Пушкин подчеркивает: «Томясь душевной пустотой». Именно эта «душевная пустота», непробужденность духовной жизни - причина равнодушия Онегина к поэзии, чтению книг («хотел писать – но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его», «читал, читал, а всё без толку»).
Одним из центральных в первой главе романа становится мотив маски: автор сравнивает своего героя то с Чаадаевым, то с ветреной Венерой, но главная маска Онегина – разочарованность, которую Пушкин называет на английский манер «сплином», однако следующий тут же русский перевод выявляет авторскую иронию: «русская хандра им овладела понемногу». С одной стороны, «сплин» – это маска, которую Онегин носит даже не без некоторого удовольствия, с другой – истинная, глубинная разочарованность в той жизни, которая была ему уготована.
Онегин был бы мало интересен Пушкину, если бы эта бесцельная жизнь удовлетворяла героя. В Онегине уживаются, с одной стороны, зависимость от мнения света, подчиненность общему стилю жизни, с другой – «неподражательная странность, мечтам невольная преданность и резкий, охлаждённый ум». Онегина не удовлетворяет то, что удовлетворяло многих, он равнодушен к удовольствиям светской жизни, знает цену минутным сердечным привязанностям. Онегин, «свободный, в цвете лучших лет, среди блистательных побед, среди вседневных наслаждений», всё же не был счастлив. Причина в том, что он не мог считать смыслом жизни «блистательная победы» и «вседневные наслаждения», его душа ждала чего-то большего.
Первым толчком к душевному пробуждению Онегина явилась встреча с Ленским: искренность и воодушевленность юного поэта напомнили Онегину об истинных чувствах. Онегин с легкой улыбкой относился к восторженности и некоторой наивности Ленского, который «сердцем милый был невежда», однако благородство Онегина сказалось в том, что он «охладительное слово в устах старался удержать», не разрушал мечты Ленского холодом своего скептицизма.
Однако в большей степени поразил Онегина совершенно непривычный для него духовный мир и облик Татьяны Лариной. Письмо Татьяны удивило Онегина глубиной мысли и чувства, искренностью, открытостью и одновременно простодушием, наивностью: «Но, получив посланье Тани, Онегин живо тронут был», «быть может, чувствий пыл старинный им на минуту овладел». Пушкин подчеркивает, что в отношении к Татьяне Онегин поступил благородно, он не позволил себе играть искренними чувствами: «Но обмануть он не хотел доверчивость души невинной».
При первом взгляде отличив Татьяну от Ольги, Онегин все же не понял до конца любви Татьяны. Онегин так привык к одиночеству и несчастливости, что прошел мимо своего действительного счастья, которое было ему послано в любви Татьяны. «Примите ж исповедь мою», - говорит Онегин Татьяне во время их объяснения в саду, однако автор назовет слова Онегина более точно – не исповедью, а проповедью («так проповедовал Евгений»). Истинную причину своей «проповеди» Онегин откроет потом, в письме к Татьяне: «Свою постылую свободу я променять не захотел». И с горечью добавит:
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!
«Вольность», «покой», «постылая свобода» - такое понимание смысла жизни оказалось ошибочным, и эта ошибка разбила возможное счастье.
Ситуацией, разрушившей прежнее мировосприятие Онегина, стала дуэль с Ленским. Онегин, не разделяя морали светского общества, всё же не смог ей ничего противопоставить, он оказался рабом общественного мнения, единственное, на что его хватило, - он пренебрег некоторыми правилами дуэли (опоздал, в качестве секунданта пригласил своего слугу), тем самым обнаружив своё отношение к ней. Онегин понимал всю нелепость этой дуэли, но всё же он, в отличие от автора, не смог подняться над этой ситуацией, преодолеть самого себя. Убийство на дуэли Ленского стало потрясением, после которого Онегин по-иному воспринимает мир и себя. Не в силах бывать там, где он бывал с убитым им другом, Онегин уезжает странствовать. Глава о путешествии Онегина не вошла в окончательный вариант романа, однако можно предположить, что герой Пушкина по-новому всматривается в мир, пытаясь понять свое место в нем, открыть истинные человеческие ценности.
В последней главе перед нами уже во многом иной человек: Пушкин с особой теплотой говорит о новом, изменившемся Онегине. Теперь герой понимает, что «вольность» и «покой» не заменят счастья, что жить нужно ради любви, взаимопонимания, ценить нужно тех, кто тебя любит и понимает, именно поэтому весь смысл жизни для Онегина сосредоточился в любви к Татьяне. Драма недостижимого счастья, которую проживает Онегин, делает его страдающим, но и более одухотворенным. Невозможно представить, чтобы о своем герое в первой главе Пушкин сказал: «угрюмый, неловкий», «с трепетом к княгине входит». Теперь уже «мечты, желания, печали теснились в душу глубоко». Онегин ни за что не отказался бы от этих «печалей», потому что это и есть полнокровная жизнь, которая только сейчас ему открылась.
Теперь уже Онегина не влекут светские удовольствия, он не спешит включиться в пёструю карусель жизни дворянского Петербурга, отчего для всех становится «чужим», «чудаком»: встретившись с Татьяной на балу и увидев ее холодность, Онегин на целую зиму запирается в своем кабинете, погружается в чтение книг, открывает для себя особый мир любви и страданий, его чувства готовы уже излиться в поэтическом творчестве:
А точно: силой магнетизма
Стихов российских механизма
Едва в то время не постиг
Мой бестолковый ученик.
Однако Татьяна не может изменить своим представлениям о долге и чести, ведь еще в письме к Онегину она мечтала «быть верной супругой и добродетельной матерью». Онегин любит и любим, но это, оказывается, уже ничего не может изменить в его судьбе. Последнее объяснение героев заканчивается словами Татьяны: «Я вас прошу меня оставить; я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь». Есть в сердце Онегина честь, и она не позволит ему больше напоминать о себе Татьяне. Это действительно разлука навсегда. Любящий и любимый, Онегин остается одиноким чудаком, странным и чужим для всех. Цель жизни, её смысл, обретённые ценою тяжелых раздумий, ошибок, поиска, оказались недостижимы. Долг и честь закрывают путь к счастью, в «минуту, злую для него», мы вместе с автором расстаемся с Онегиным.
Роман был закончен в 1831 году – уже после декабристского восстания, ставшего для поколения Пушкина эпохой, переломившей жизнь, а судьба Онегина на страницах романа не доведена до роковой черты двадцать пятого года – герою это еще предстоит. Так сама история разлучила автора и его героя. Не столь значимо, выйдет Онегин на Сенатскую площадь или нет, значимо другое – личность состоялась. Пушкин, со свойственной ему гармонией мировосприятия, не замыкается на одной стороне жизни: героям даны не только утраты, но и обретения, не только печали, но и радости. Татьяне и Онегину не дано счастья, но им дана любовь – это уже немало. И Татьяна, и Онегин остались верны себе, не изменили своему представлению о долге и чести – именно с этим связана особая просветлённость романа, судьбы главных героев которого складываются драматично. Эта просветленность основана на вере в человека, в доброе начало в нем, на вере в «самостоянье», которое, по Пушкину, есть «залог величия».