Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Нейро добавка / Студентам Нейропсихология / Методы нейропсихологической диагностики оптико пространственного анализа и синтеза.doc
Скачиваний:
161
Добавлен:
19.04.2015
Размер:
78.34 Кб
Скачать

Фактор пространственного анализа и синтеза

Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений является одной из наиболее сложных форм психического отражения. Оно основывается на зрительной ориентировке в предметах окружающего мира, кото­рая генетически является наиболее поздней. В состав простран­ственной ориентировки входит совместная работа зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов. Поэтому она может нарушаться при поражении зоны совместной работы этих анализаторов. Это зона ТПО, т.е. височно-теменно-затылочная [3]. Пространственная организация мира представлена человеку в трех основных составляющих: реальное пространство окружаю­щей среды, аналогичное ему представление о пространстве во внутреннем плане и квазипространство, которому нет аналогов в реальном мире (упорядоченная система знаков и символов, выра­ботанных человеком для обобщения представлений о мире с возможностью передачи их другим людям), необходимое для структурированности систем хранения индивидуального опыта в памяти [2,29]. Существенна роль пространственного анализа и синтеза в понимании разрядного строения числа, в счетных опе­рациях, дифференцировке букв, в понимании сложных логико-грамматических конструкций.

Как и другие психические процессы, пространственные представления актуализируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, в которое правая и левая гемисферы вно­сят свой специфический функциональный вклад. Поэтому при поражении правого и левого полушария имеют место различные нарушения. Так, при поражении правой теменно-затылочной области не нарушаются высшие (символические) формы познава­тельных процессов: понимание сложных логико-грамматических структур и процессы счета. В то же время процессы пространст­венного гнозиса и праксиса, не связанные с речевой системой оказываются глубоко нарушенными (симптом односторонней пространственной агнозии - игнорирование левой половины зрительного поля, проявляющийся при рассматривании сложных рисунков, чтении, в процессе самостоятельной конструктивной деятельности, рисовании) [3,173]. Также возникают нарушения при попытке расположить объекты в трехмерном пространстве, больные путают горизонтальную, фронтальную и сагиттальную плоскости - теряется возможность ориентировки в системе про­странственных координат.

Методы нейропсихологического исследования оптико-пространственного анализа и синтеза

В классической нейропсихологической литературе изложен ряд методик, позволяющих исследовать оптико-пространственный анализ и синтез. К ним относятся: пробы уз­навания времени на часах; расстановка стрелок на «немом» ци­ферблате; ориентировка в схеме графической карты (обозначение частей света, хорошо знакомых городов, рек), рисование плана палаты, комнаты; деление линии на 2,3 равные части (выявление асимметрии); рассматривание группы фигур и сложных изобра­жений (игнорирование стороны); узнавание букв в разных шриф­тах, и в зеркальном изображении, наложенных и перечеркнутых букв; узнавание цифр: арабских, римских наложенных, зеркально изображенных и перечеркнутых [7]. Определение 2 или 3 геомет­рических фигур при взаимном расположении относительно друг друга позволяет исследовать пространственные функции, а также рисование по инструкции простых геометрических фигур (круга, треугольника, квадрата), домика, человека, куба; срисовывание тех же объектов с образца; изображение по речевой инструкции двух геометрических фигур, связанных пространственными от­ношениями («треугольник» справа от «квадрата», «крест» под «кругом») [2].

Особую группу методик исследования составляют пробы воспроизведения картинки, куба в ситуации запоминания, что является более сенсибилизированным условием и при сохранном гнозисе функция может обнаруживать дефицит [1].

По данным последних лет появляются ощутимые трудности в применении ряда проб, требующих для своего выполнения упроченных в быту навыков. Такой, например, является проба со «слепыми» часами, имеющая большую диагностическую цен­ность, ввиду вытеснения стрелочных часов в быту часами с циф­ровой индикацией. Для решения этой проблемы был разработан тест ориентации линий А. Бентона. Он является во многом ана­логичным определению времени по «слепым» часам, но в качест­ве эталона содержит не образ из упроченного опыта, а актуально предъявленное изображение. В процедуре исследования вслед за стимульным материалом, предъявляется рисунок, на котором испытуемый должен показать эталонные линии. Возможен вари­ант зарисовывания линий вместо узнавания. При существенном затруднении стимульное изображение оставляется для непосред­ственного сравнения. Преимуществом этой пробы является ее независимость от культурных различий, и она может использо­ваться широко для диагностических исследований [6.41]. Одним из важных экспериментальных приемов для определения про­странственного анализа и синтеза является рисунок. Обычно используется рисунок куба или стола, успешность выполнения которого существенно зависит от уровня обучения; тем самым маскируется истинное состояние. В этой пробе у взрослых упро­ченный навык сохраняется часто и при значительном снижении графических способностей в целом. Т. о. в целях усложнения задания адекватней использовать проекционное изображение дома с большим количеством деталей. При недостаточно сформи­рованном навыке отражения трехмерного предмета на плоскости, целесообразно использовать рисунок плоскостного предмета со сложной устойчивой структурой элементов (велосипед), что выявляет уже не частные проекционные, а общие структурные способности испытуемого. Оптимальным является сочетание различных видов исследования рисунка.

Эффективным методом исследования является копирование фигур с пространственной перешифровкой. При этом необходимо учитывать, что знание о предмете может способствовать маскировке собственно пространственный дефицит. Стандартные образы для копирования "куб", "дом", тест Денмана (для детей 5-6 лет).

Более информативной является методика копирования Тейло­ра и Рея-Остеррица (для детей старше 6 лет), для исследования зрительно-пространственных синтезов и построения целостного образа. Для фиксации стратегии копирования предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования экспери­ментатор меняет (по порядку цветов радуги) через определенные промежутки времени в ходе срисовывания. Не допускаются ника­ких разворотов образца, а манипуляции с собственным листом бумаги исследуемого строго фиксируются. На всем протяжении эксперимента психолог воздерживается от любых замечаний, от­мечая время копирования. Важно, чтобы лист бумаги, предлагае­мый для выполнения задания, превосходил образец по размеру, включая возможность выбора размера и расположения рисунка. Это позволяет обнаружить замаскированную тенденцию к игнори­рованию какой-либо части перцептивного поля, отследить страте­гию сканирования. В ряде случаев бывает необходимо дополнить процедуру ограничением полей зрения (например, нарисовать, скопировать образец, закрыв сначала один, затем другой глаз).

Копирование с поворотом на 180 предполагает в процедуре исследования расположение экспериментатора и исследуемого напротив друг друга, между ними лист бумаги. Экспериментатор рисует обращенного к себе схематического "человечка"; в инст­рукции требуется нарисовать испытуемым такого же человечка, но так, чтобы он видел свой рисунок как экспериментатор. После этого экспериментатор у своего человечка рисует руку, спраши­вая: "где будет рука у твоего?" Возможен вариант с копированием сложного треугольника.

Т. о. важным является исследование пространственных со­ставляющих в счетных операциях, т. к. симптомы первичной акалькулии, при которой нарушаются счет и счетные операции, связанные с дефектами пространственного и оптико-пространственного гнозиса [11.85]. Для выявления нарушения понятия числа, дефектов осознания внутреннего состава числа и взаимоотношений чисел между собой используется задание: соста­вить из цифр написанных на карточках, то или иное двузначное или трехзначное число; записать под диктовку число 1005 (боль­ные пишут как 105, а число 10505 как 1005 или 155, т. к. путают разряды и поэтому не могут оценить значение чисел, состоящие из одинаковых цифр, но разных по количественному значению); оценить числа "которое больше?11 98 или 105, 5074 и 5704, 4003 и 3004. Наиболее выраженные дефекты счета выявляются в операци­ях вычитания с переходом через десяток.. "45-18" - это действие может выполняться разными способами, в зависимости от индивидуального опыта, но в любом случае, в этом вычислительном дей­ствии требуется последовательное выполнение трех операций: 1) округление 18=15 + 3; 2) 45-15 = 30; 3) 30-3=27 (или 45-(20-2)=(45-20) + 2 = 25 + 2 = 27; и в том и в другом случае промежуточный резуль­тат (3- в I случае и 2- во 11-ом) должен удерживаться в уме, а т. ж. должно быть удержано направление операции в I случае (-), во II (+), промежуточное число (дефект осознания направления отсчитывания). Те же ошибки проявляются в тройном счете: 12-7 + 8 = (как устно, так и письменно).

Выполнение серийного отсчета [7,272] 100-7 = ... 100-3 = ..., т. ж. информативно в выявлении поражения зоны ТРО, особенно при выполнении в устной форме 100-7=93-7= (больной правильно раскладывает 7 на 3 и 4, но куда деть 4 ( + ) или (-) не знает.

При исследовании серийного счета у больных с поражением теменно-затылочных отделов мозга ошибки в счете могут быть похожими, как у больных с поражением лобных отделов мозга, но механизм их различен, последние склонны к замене операции отсчета стереотипом, персеверации последней цифры.(93,83, и т. Д.) [9,37].

Исследование логико-грамматических речевых конструкций т. ж. позволяет выявлять дисфункции работы зон ТРО левого полу­шария, которые проявляются в сложностях при выполнении по инструкции: "положи книгу под тетрадь в реальном пространстве" и прочее.