- •3.1.13.2 Принцип «нормативности развития» в возрастно-психологическом консультировании
- •3.1.14.2 Психодинамический и поведенческий подходы к коррекционной работе
- •3.1.14.3 Игротерапия
- •3.1.14.4 Поведенческое направление в детской психокоррекции
- •3.1.14.5 Принципы организации коррекционной работы в отечественной психологии
3.1.14.4 Поведенческое направление в детской психокоррекции
В соответствии с бихевиористской парадигмой предмета психологии сторонники поведенческого подхода, в противоположность динамическим концепциям личности, рассматривают поведение не как знак, символически выражающий реально существующие проблемы клиента, а как реальность, валидно отражающую сущность переживаемых трудностей.
Цели коррекции в поведенческой терапии формулируются либо как научение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание, торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм. А. Бандура выделяет четыре основные модели терапии в рамках поведенческого подхода:
1) подавление (вытеснение) ответной реакции;
2) актуализация (освобождение) подавленной реакции;
3) фасилитация реакции, заторможенной негативными социальными санкциями;
4) приобретение реакции.
Первые три модели объединяет то, что конечная цель коррекции — требуемое адаптивное поведение (поведенческая реакция) — изначально имплицируется как уже существующее в поведенческом репертуаре субъекта в латентном виде. Задача коррекции сводится к подбору стимулов, способствующих переходу латентного поведения в актуальную форму. Четвертая модель принципиально отличается от предшествующих тем, что в ней задачи коррекции определяются как научение новым формам поведения.
Кульминацией теории оперантного обусловливания в прикладной психологии следует считать «жетонные» программы, получившие благодаря усилиям Б. Скиннера широкое распространение в США. Цель коррекции в «жетонных» программах формулируется как изменение поведения в соответствии с социальной ролью, предписанной индивиду обществом. «Жетонная экономика» представляет собой такую форму внешней организации поведения индивида, к которой он в контролируемой среде получает привилегии, деньги или какие-либо другие материальные блага в обмен на «жетоны», которыми он вознаграждается за выполнение социально одобряемого поведения.
«Жетонная» программа включает пять основных компонентов:
1) систематическое наблюдение за поведением тех индивидов, для которых проектируется коррекционная программа;
2) описание социально требуемого поведения;
3) детерминация круга положительных стимулов, которые могут служить подкреплением для индивида;
4) введение «жетонов» как материальных носителей права индивидов на получение положительного подкрепления и правил обмена «жетонов» на привилегии;
5) контроль за поведением индивидов, включенных в «жетонную экономику», оценка поведения, выдача «жетонов», реализация правил обмена.
Осуществление «жетонных» программ, требующих строгого внешнего контроля поведения и его незамедлительного подкрепления, оказывается возможным лишь в условиях жестко контролируемой среды — в школах, больницах, тюрьмах. Применение «жетонных» программ начиная с середины 60-х гг. для коррекции поведения в детском возрасте хотя и оказалось достаточно-эффективным, но вместе с тем выявило ряд "условий, несводимых к принципу оперантного обусловливания. К этим условиям относятся эксплицирование требуемого социального образца поведения и его обоснованный выбор с помощью учителя как альтернативного асоциальному образцу; обучение учителей целенаправленному наблюдению и оценке поведения ребенка; развернутое инструктирование детей о том, как следует выполнять те или иные действия. Таким образом, строгость концептуальной модели оперантного обусловливания систематически размывается практикой, и на передний план выступают формы поведенческой терапии, акцентирующие значение когнитивных факторов.
Программы поведенческого тренинга исходят из презумпции дефицита поведенческого репертуара, подлежащего коррекции, и специфицируют цели коррекции как приобретение индивидом новых поведенческих реакций, обеспечивающих успешную адаптацию к среде.
Разработано большое количество тренинговых программ, в том числе для детей и подростков, нацеленных на решение разнообразных поведенческих проблем, коррекцию отклоняющегося поведения путем тренинга социальных навыков, тренировки уверенности и т. д. В практике поведенческого тренинга вместе с тем существуют трудности, препятствующие его широкому распространению. Главными из них являются специфическая узкая направленность каждой тренинговой программы на решение конкретной проблемы и трудности переноса усвоенных поведенческих реакций из ситуации тренировки в реальную жизнь.
Определенные шаги в направлении ликвидации разрыва между внешним и «внутренним» поведением были сделаны когнитивной терапией, делающей ставку в модификации поведения на изменение «образа мыслей», ошибочных посылок, установок и предположений субъекта. Когнитивная терапия исходит из убеждения в том, что мысли, влияющие на восприятие клиентом действительности, приводят к возникновению отрицательных эмоций и поведенческим трудностям. Основные функции терапевта в коррекционном процессе состоят в том, чтобы идентифицировать специфические псевдоконцепции и дезадаптивные контрибуции и проверить совместно с пациентом их разумность и валидность. Отсюда вытекают три терапевтические задачи:
определение внешних событий и обстоятельств, обусловивших возникновение проблемы;
определение специфических мыслительных паттернов, конституирующих невозможность решения проблемы,
и помощь в выборе более адекватных способов ее решения.
Таким образом, когнитивная терапия стремится подойти к модификации поведения клиента, не прямо воздействуя на его внешнюю сторону, а опосредованно влияя на когнитивные составляющие.
