Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
01_Rider_po_kursu_itogovyy_variant / Тема 13. Политическое сознание / Шестопал Новые тенденции восприятия властиПолис2005№3.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
16.04.2015
Размер:
564.22 Кб
Скачать

Оценка работы правительства м.Фрадкова в зависимости от доверия Президенту

Все

Президенту РФ В.Путину

доверяю

отчасти доверяю, отчасти нет

не доверяю

затрудняюсь ответить

Отлично и хорошо

9

13

8

3

3

Удовлетворительно

34

39

35

22

28

Плохо и очень плохо

22

11

25

44

21

Затруднились ответить

35

27

21

31

48

И все же, несмотря на отмеченные сдвиги, россияне по-прежнему связывают реальную власть в первую очередь с исполнительными органами. Проведя факторный анализ ответов на вопрос о степени влиятельности различных властных структур, мы обнаружили, что в сознании наших сограждан структуры власти распадаются на три группы. Первую составляют институты исполнительной власти (90,8%), во вторую входят силовые ведомства и судебные органы (армия, ФСБ, прокуратура, суд — 38,5%), и, наконец, третью образуют институты политического представительства (органы законодательной власти — 34,3%). Таким образом, приходится констатировать, что идея разделения властей, лежащая в основе демократических реформ, практически не была принята населением, и реальный вес для него имеет лишь та власть, которая связана с исполнительной ветвью.

Визуальные компоненты образов власти*

Итак, мы выяснили, что вопрос о реальных носителях власти в России сегодня представляет сложность не только для политологов, но и для простых граждан. Изучение визуальных компонентов образов власти с помощью проективного тестирования указывает на то, что истоки неуверенности и колебаний при ответе на данный вопрос кроются не столько в недостаточной информированности граждан, сколько в расхождении рационального и бессознательного уровней оценки**.

Субъект власти. Практически на каждом втором из полученных нами рисунков, так или иначе, был обозначен субъект власти, однако не во всех случаях он составлял центр рисунка и не всегда ассоциировался с властью как таковой. Некоторые из изображенных респондентами властных субъектов вполне узнаваемы (Путин и другие политики, крупные животные, партии, мафия, олигархи и банкиры), другие (и таких большинство) с трудом поддаются идентификации (обезличенные фигуры, олицетворяющие власть символы).

В другой половине рисунков (51%) властный субъект либо в принципе отсутствовал, либо был оставлен “за кадром” (кукловод и марионетки). Распространенность такого рода рисунков говорит о том, что на бессознательном (стр. 140) уровне многие россияне убеждены в закрытости власти, ее теневом характере.

Несколько другой смысловой оттенок восприятия власти демонстрирует картинка, на которой власть представлена в виде факира, заговаривающего змею (см. рис. 1). Судя по всему, в представлении автора рисунка лидер должен обладать навыками фокусника, чтобы и народ успокоить, и с чиновниками договориться. Впрочем, здесь опять возникает неясность: где же все-таки локализуется собственно власть — в руках многорукого Президента, в органах исполнительной власти, в казне или у граждан?

Рис. 1.

Анализ графических изображений власти показывает, что на бессознательном уровне восприятия отчетливо выражены лишь две ветви власти — законодательная и исполнительная. При этом, как ни парадоксально, образ первой оказывается более ярким и насыщенным, чем второй, хотя на рациональном уровне последняя считается более важной. Следует также отметить, что в проективном тесте никак не обнаруживает себя “четвертая власть” — СМИ, а значение судебной власти стремится к нулю (см. табл. 3). Эти данные в очередной раз подтверждают, что репрезентации образа власти на рациональном и бессознательном уровнях существенно различаются.

Таблица 3